Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 20 мая 2016 г. N 06-10/16-119
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Врио председателя Комиссии Мурманского УФАС - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Воронина К.Ф.;
Члены Комиссии Мурманского УФАС;
Лапеня Е.А. - главного специалиста- эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Гребенюкова М.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителя Комитета государственных закупок Мурманской области <> (далее - Уполномоченный орган) (по доверенности), представителей Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области <> (по доверенности от 19.05.2016), <> (по доверенности от 19.05.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Терраформ" (далее- Заявитель, Общество) на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Умба-Варзуга, км 74-км 89 (0149200002316001735) (далее - Открытый конкурс), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 16 мая 2016 поступила жалоба ООО "Терраформ" на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении Открытого конкурса. Из существа жалобы следует, что заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО на отдельные виды работ по инженерным изысканиям и проектированию.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 10 часов 00 минут 20 мая 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с пояснениями Заказчика исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 29.04.2016 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение о проведении Открытого конкурса.
Объектом закупки является: разработка проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Умба-Варзуга, км 74-км 89.
Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора составляет 6 725 354, 66 рублей.
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области.
Уполномоченный орган: Комитет государственных закупок Мурманской области.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В разделе 2 "Требования к описанию объект закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контратака системе" установлены требования к объему работ. Так, подрядчику необходимо разработать проектную документацию на капитальный ремонт автомобильной дороги Умба-Варзуга, км 74-км 89 в количестве 1 шт:
1.1.1. Количество выдаваемой документации.
1.1.1.1. Отчетов об инженерных изысканиях
- по 2 экз. в бумажном виде и 1 экз. на электронном носителе.
1.1.1.2. Проектной:
- 4 экз. в бумажном виде и 2 экз. на электронном носителе;
- 1 экз. поперечных профилей в бумажном виде и 1 экз. на электронном носителе.
1.1.1.3. Положительное экспертное заключение Управления государственной экспертизы Мурманской области:
- 4 экз.
1.2. Необходимость выделения очередей и пусковых комплексов - не требуется.
1.3. Необходимость выделения этапов - не требуется.
1.4. Необходимость выполнения изысканий.
Инженерно-геодезические - требуются.
Инженерно-геологические - требуются.
1.5. Исходные данные для проектирования.
Необходимые исходные данные для проектирования (данные об интенсивности движения, паспорт существующей автодороги) передаются Заказчиком после заключения контракта на проектные работы.
Кроме того, работы, выполнение которых требуется по результатам открытого конкурса изложены в смете, являющейся обоснованием цены контракта.
Таким образом, из конкурсной документации следует, что в состав работ по предмету закупки включены требования как о выполнении работ по инженерным изысканиям, так и работ по подготовке проектной документации.
Раздел 5 конкурсной документации содержит требования к участникам, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона части 1.1. статьи 31 Закона, части 3 статьи 30 Закона
1.1. Участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009, свидетельства о допуске к следующим видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно - геодезических изысканий
1.1. Создание опорных геодезических сетей.
1.3. Создание и обновление инженерно - топографических планов в масштабах 1: 200 - 1: 5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений.
1.4. Трассирование линейных объектов.
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000.
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод.
Виды работ по подготовке проектной документации
Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта
Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения
3. Работы по подготовке конструктивных решений
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.4. Работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
13. Работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Комиссия Мурманского УФАС проанализировала установленные заказчиком требования на предмет их соответствия законодательству.
В силу части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 5.1 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Таким образом, Заказчиком в конкурсной документации должно было быть установлено требование к участникам закупки о наличии допуска СРО на выполнение работ по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). В свою очередь требование о наличии у участника закупки допуска СРО на выполнение отдельных видов работ по проектированию не допустимо и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Необходимо обратить внимание, что работы по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) исключены из Перечня. Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ хоть и предусмотрено, что юридическое лицо осуществляющее организацию проектирования осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий, но СРО на организацию проектирования не подменяет в этом случае СРО на выполнение отдельных видов работ по инжирным изысканиям.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАс приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком требования о наличии у участника закупки допуска на выполнение работ по инженерным изысканиям.
Руководствуясь статьёй 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
Признать жалобу ООО "Терраформ" на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Умба-Варзуга, км 74-км 89 (0149200002316001735) частично обоснованной.
Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 06-10/16-119
20 мая 2016 года
город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
врио председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Воронина К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гребенюкова М.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
на основании решения от 20 мая 2016 года по делу N 06-10/16-119 принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Терраформ" на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги Умба-Варзуга, км 74-км 89 (0149200002316001735) (далее - Открытый конкурс), руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту предписания - Закон о контрактной системе), предписывает:
Заказчику - Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области и Уполномоченному органу - Комитету государственных закупок Мурманской области устранить нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию или аннулирования закупки.
Заказчику, Уполномоченному органу исполнить предписание и в срок до 15 июня 2016 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20 мая 2016 г. N 06-10/16-119
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016