Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-60/2016 (опубликовано 24 мая 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - -.; членов Комиссии: -----,
в присутствии представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью "Оренбург-РеалСтрой" - (доверенность N22 от 17.05.2016 г.),
в присутствии представителей государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург": -. (доверенность N 197 от 18.12.2015 г.), - (доверенность N 44 от 17.05.2016 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Оренбург-РеалСтрой" на действия ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург", при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (извещение N 31603547831), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 3335к от 10.05.2016) от ООО "Оренбург-РеалСтрой" (-) (далее-заявитель) на действия ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" (-) (далее-заказчик, ответчик), при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (извещение N 31603547831).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов Заказчику выставлено требование о приостановлении запроса предложений до рассмотрения указанной жалобы по существу.
Исходя из содержания жалобы следует, что, по мнению заявителя, при проведении данного запроса предложений было нарушено действующее законодательство, закупочная документация была разработана для одного участника ставшего в итоге победителем конкурса, получившего наибольшее количество баллов за год выпуска транспортных средств.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения (N01/02-3376 от 16.05.2016 г.) и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (N5642 от 13.05.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
13.04.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (извещение N 31603547831).
Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п.9 и п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Аналогичное требование установлено в пп.4.4.9 и пп.4.4.13 п.4.4 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт "Оренбург" СТО 01/06-01-16, утвержденного приказом ГУП Оренбургской области "Аэропорт "Оренбург" от 08.04.2016 г. N 219 (далее - Положение о закупках).
Согласно пп.7 п.14 Части I Раздела I Закупочной документации открытого запроса предложений "на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" (далее - Документация) участник закупки должен иметь пассажирские автобусы в количестве 10 штук пригородного типа, в хорошем техническом состоянии. Количество мест для сидения в автобусе должно быть не менее 29. Год выпуска автобусов не ранее 2011 года.
В п.19 Части I Раздела I Документации установлены критерии оценки рассмотрения и сопоставления заявок участников закупки. Значимость всех критериев составляет 100%. Значимость критерия "ежемесячный платеж по договору" равен 40%, критерия "качество оказываемых услуг, квалификация участника закупки" - 60%. Одним из подкритериев критерия "качество оказываемых услуг, квалификация участника закупки" является количество, состояние автобусного парка, показателем которого является год выпуска автобусов: 2014-2015г.г.- 30 баллов, 2012-2013 г.г.- 20 баллов, 2011 г.- 10 баллов.
Согласно листу оценки и сопоставления заявок (приложения N1 Протокола подведения итогов на участие в запросе предложений на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" извещение N31603547831 от 27.04.2016 года) ООО "Оренбург-РеалСтрой" по показателю год выпуска автобусов подкритерия количество, состояние автобусного парка критерия "качество оказываемых услуг, квалификация участника закупки" было присвоено 10 баллов каждым членом комиссии.
Заявитель считает, что начисление минимального балла необоснованно, так как в составе заявки на участие в данной закупке были представлены документы (паспорта транспортных средств - ПТС) на 12 автобусов, часть из которых 2011 года выпуска, часть - 2014 года выпуска.
Ответчик пояснил, что баллы участникам присваиваются на усмотрение членов комиссии, в случае, если в составе заявки есть документ хоть на один автобус 2011 года выпуска, присваивается минимальный балл - 10. Победителю был присвоен максимальный балл -30, так как в составе его заявки были документы на автобусы только 2014-2015 годов выпуска.
Проанализировав заявку ООО "Оренбург-РеалСтрой" Комиссия установила, что в ней содержатся паспорта транспортных средств (ПТС) на автомобили 2011 и 2014 годов выпуска. Согласно приложению N1 Протокола подведения итогов на участие в запросе предложений на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" извещение N31603547831 от 27.04.2016 года по показателю подкритерия количество, состояние автобусного парка критерия "качество оказываемых услуг, квалификация участника закупки" год выпуска автобусов участнику ООО "Оренбург-РеалСтрой" присвоен минимальный балл-10.
В пп.12.8.6 п.12 Части 2 Положения о закупках установлено, что закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя. В соответствии с пп.12.8.7 п.12 Части 2 Положения оценки осуществляется в соответствии с критериями, указанными в документации о проведении запроса предложений.
Комиссия, проанализировав Документацию, установила, что в ней отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в части начисления баллов в зависимости от года выпуска автобусов.
При таких обстоятельствах при оценке заявок могут быть созданы незаконные преимущества для одних участников, и занижены баллы для других участников, то есть может быть нарушен порядок определения победителей.
Отсутствие порядка начисления баллов по критериям и подкритериям неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).
Более того, установление порядка расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в Документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в части начисления баллов по подкритерию - год выпуска автобусов нарушает принцип информационной открытости закупки и принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные в п.1 и п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, а так же положение п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках.
В связи с этим, довод жалобы является обоснованным.
Согласно пп.12.8.9 п.12 Части 2 Положения о закупках по результатам заседания закупочной комиссии, на котором осуществляется определение победителя запроса предложений, оформляется протокол о результатах запроса предложений. В нем указываются сведения о соответствии с настоящим Положением о закупке, а также поименный состав присутствующих на заседании членов комиссии, сведения о наименовании и месте нахождения (для юридического лица), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников закупки, заявки которых были рассмотрены, ранжирование заявок по степени предпочтительности и называется победитель запроса предложений.
Заявитель считает, что в нарушение данного требования Положения в Протоколе подведения итогов на участие в запросе предложений на оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" от 27.04.2016 г. (далее - Протокол) отсутствуют сведения о его заявке, указаны лишь участники, заявки которых заняли первое и второе места.
Комиссией установлено, что в Приложении N 1 к Протоколу содержится лист оценки и сопоставления заявок, в котором имеется информация о баллах, присвоенных заявке ООО "Оренбург-РеалСтрой" каждым членом комиссии, в Приложении N 2 - суммирование результатов всех членов комиссии, где указаны баллы по итогам проведенного запроса предложений каждого участника запроса предложений, в том числе и ООО "Оренбург-РеалСтрой".
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Комиссия делает вывод о том, что ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" при проведении данной закупки были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.1, п.2 ч.1 ст.3 и п.13 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц". В связи с тем, что договор с победителем закупки заключен 28.04.2016 г. Комиссия решила предписание не выдавать.
В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что согласно пп.1.4 п.1 Части 3 Положения о закупках срок передачи договора от заказчика к участнику, с которым заключается договор, не должен превышать 10 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте заказчика и (или) в единой информационной системе соответствующего протокола.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно скорейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.
На основании изложенного, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу "Оренбург-РеалСтрой" ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург"оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок сотрудников ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (извещение N 31603547831)обоснованной.
2. Заказчику выдать предписание о внесении изменений в Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт "Оренбург" СТО 01/06-01-16 в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Председатель Комиссии ---------
Члены комиссии -------
Предписание по делу N 07-16-60/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - -.; членов Комиссии: -----,
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 23.05.2016 г. по делу N 07-16-60/2016, предписывает:
1. ГУП Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение десяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания, для чего: внести изменения в Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт "Оренбург" СТО 01/06-01-16 в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии -------
Члены Комиссии -------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-60/2016 (опубликовано 24 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016