Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителя:
ОАО "Российские железные дороги": <> - доверенность от 23.12.2015 N 948-ДП.
Представители ООО "Экологический центр" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Экологический центр" от б/д б/н на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукцион N 1925/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 на право заключения договора на оказание услуг по вывозу нефтешламов и зачистке очистных сооружений (ст. Вологда, Череповец) (номер извещения N 31603463438), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Экологический центр" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукцион N 1925/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 на право заключения договора на оказание услуг по вывозу нефтешламов и зачистке очистных сооружений (ст. Вологда, Череповец) (номер извещения N 31603463438) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 01.01.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
24.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок -14.04.2016 в 11.00;
дата и время рассмотрения заявок -27.04.2016 в 10.00;
дата и время подведения итогов - 29.04.2016 в 14.00;
на участие в Аукционе подано 4 заявки, допущен 1 участник.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в Аукционе
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно подпункту 2 пункта 201 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок представленных для участия в открытом аукционе в электронной форме от 27.04.2016 N 1925/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16/2/16/2 Заявителю было отказано в допуске на основание подпункта 6.7.3.2 пункта 6.7 Документации, в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 2.1 Документации.
Согласно пункту 2.1 Документации: 2.1. "Участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией (деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению опасных отходов).
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет в соответствии с Федеральным законом от 4.05 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
- лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В перечне работ/услуг, оказываемых/выполняемых в составе лицензируемых видов деятельности должны присутствовать:
Сбор;
Транспортировка;
Обработка или утилизация или обезвреживание.
- или копии договоров с организациями, имеющими указанные выше лицензии.
В Приложении к лицензии должны быть указаны следующие виды отходов:
- в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 786:
Наименование отхода |
Код опасного отхода по ФККО до 01.08.2014 г. |
Класс опасности для природной среды |
Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти |
546 015 01 04 03 3 |
3 |
Согласно представленной информации заявку Заявителя на заседание Комиссии ФАС России представителем Заказчика, заявка Заявителя содержит лицензию от 25.01.2016 35N00021 (далее - Лицензия) с приложением на виды работ по обезвреживанию, и данная лицензия не предусматривает деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов.
Таким образом, представленная Заявителем в составе заявки Лицензия не соответствует требованиям пункта 2.1 Документации, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 3 Документации: "В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика, а именно подтверждения готовности к оказанию услуг ранее срока, указанного в п. 1.2. Приложения N 4 к аукционной документации".
Вместе с тем, из установленного требования в Документации не представляется возможным определить, какие "более выгодные" условия необходимо предложить участникам в составе аукционной заявке.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данное требование противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Документацией установлены требования к участникам, в том числе:
- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения;
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД".
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукционаа в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, что нарушает требования часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Экологический центр" от б/д б/н на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 1925/ОАЭ-ЦДИ ЦЭ/16 на право заключения договора на оказание услуг по вывозу нефтешламов и зачистке очистных сооружений (ст. Вологда, Череповец) (номер извещения N 31603463438) необоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.05.2016 N223ФЗ-203/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 18.05.2016 N 223-ФЗ-203/16 не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2016 г. N 17/34426/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016