Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <> (далее - Комиссия ФАС России), при участии представителей:
Государственной компании "Российские автомобильные дороги": <> - доверенность от 26.10.2015 N Д-15140280, <> - доверенность от 26.10.2015 N Д-15140281;
представители ООО "Южная строительная компания" не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Южная строительная компания" от 11.06.2016 б/н на действия (бездействие) заказчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по археологическим исследованиям (разведке), охранно-археологическим мероприятиям в зоне проведения подрядных работ и разминированию территорий в районах бывших боевых действий до проведения подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область (торги для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N 31603501325) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Южная строительная компания" (далее - Заявитель) от 11.06.2016 б/н (вх. от 12.05.2016 N 66174-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" r (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по археологическим исследованиям (разведке), охранно-археологическим мероприятиям в зоне проведения подрядных работ и разминированию территорий в районах бывших боевых действий до проведения подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область (торги для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N 31603501325) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Порядком закупочной деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", утвержденным решением наблюдательного совета Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (протокол N 38 от 31.08.2012, с изменениями) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
31.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя в части неправомерного объединения в один лот работ по археологическим исследованиям (разведке), охранно-археологическим мероприятиям в зоне проведения подрядных работ и разминированию территорий.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1 статьи 1.5 Положения о закупках.
Согласно Извещению и Информационной карте Документации предметом Конкурса является ".право заключения Договора на выполнение комплекса работ по археологическим исследованиям (разведке), охранно-археологическим мероприятиям в зоне проведения подрядных работ и разминированию территорий в районах бывших боевых действий до проведения подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область (торги для субъектов малого и среднего предпринимательства)".
Начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС: 150 187 918 (сто пятьдесят миллионов сто восемьдесят семь тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 00 копеек, в том числе:
археологические исследования (разведка), охранно-археологические мероприятия (НДС не облагается): 35 925 642,00 руб.;
разминирование территорий в районах бывших боевых действий до проведения подрядных работ (с учетом НДС): 114 262 276,00 руб.
Согласно пункту 11 Информационной карты Документации "выполняемые Работы по Договору (далее - Работы); объем выполняемых Работ; требования, установленные Государственной Компанией к качественным, количественным, техническим характеристикам Работ; требования к результатам Работ; требования к их безопасности (в случае необходимости); гарантийные сроки; место, условия выполнения Работ; требования к сроку содержатся в Приложении N 1 к Конкурсной Документации (Техническая часть) и/или Приложении N 6 к Конкурсной Документации (Проект Договора)".
Указанные работы выполняются в соответствии с проектной документацией по объекту: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область", утвержденной Распоряжением Государственной компании "Российские автомобильные дороги" от 24 марта 2015 г. N ПТ-30-р.
Согласно пояснениям представителей Заказчика ".проведение Конкурса на выполнение
комплекса работ по археологическим исследованиям (разведке), охранно-археологическим мероприятиям в зоне проведения подрядных работ и разминированию территорий обусловлено обеспечением безопасности осуществления указанных работ, безопасности осуществления последующего строительства, сохранности исторического наследия. Территория строительства находится в районах бывших боевых действий, осуществление археологических исследований (разведки) и охранно-археологических мероприятий на указанной территории без осуществления разминирования влечет за собой угрозу жизни и здоровья лицам, которые будут осуществлять такое исследование и мероприятия. Вместе с тем, на территории строительства и непосредственно рядом выявлено наличие объектов историко-культурного наследия, и проведение работ по разминированию территории без одновременного осуществления археологических раскопок влечет риск утраты исторически и культурных ценных предметов".
Кроме того, в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 Информационной карты Документации допускается коллективное участие в Конкурсе, пунктом 8.8 Проекта договора, размещенного в составе Документации, допускается привлечение субподрядчиков.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно в один объект закупки (лот) объединены технологически и функционально не связанные между собой работы.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 1 раздела VI Документации для допуска к участию в Конкурсе "в отношении Участника Закупки должны отсутствовать (в статусе Генерального подрядчика, и/или Субподрядчика 1-го и/или 2-го уровня) случаи неисполнения/несвоевременного исполнения гарантийных обязательств, установленных вступившим в законную силу судебным актом (в период 2 (двух) лет до даты размещения информации о Закупке, а также в период проведения процедур Закупки до заключения Договора), в отношении выполненных им ранее работ на объектах Государственной Компании, в том числе объектах, принятых Государственной Компанией от Федерального дорожного агентств.
Вместе с тем, установление указанного требования в качестве обязательного, влияющего на допуск к участию в Конкурсе, ограничивает количество участников Конкурса, что противоречит пункту 1 статьи 1.5 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. решила:
1. Признать жалобу ООО "Южная строительная компания" от 11.06.2016 б/н (вх. от 12.05.2016 N 66174-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по археологическим исследованиям (разведке), охранно-археологическим мероприятиям в зоне проведения подрядных работ и разминированию территорий в районах бывших боевых действий до проведения подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область (торги для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N 31603501325) необоснованной.
2. Признать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" нарушившей часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать Государственной компании "Российские автомобильные дороги" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2016 г. N 17/34418/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016