Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 13 222/03-2016 (опубликовано 24 мая 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе: <_>
|
|
|
|
|
|
в отсутствие сторон |
|
рассмотрев дело N 13 222/03-2016, возбужденное по жалобе ООО "Вега Групп Регион" (далее - заявитель) на положения документации открытого конкурса N 31603534020 на право заключения договора на выполнение работ по строительству индустриального парка портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (заказчик - акционерное общество "Портовая особая экономическая зона "Ульяновск", далее - заказчик, начальная (максимальная) цена - 628 324 550,00 руб.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Вх. N 2765 от 11.05.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Вега Групп Регион", перенаправленной ФАС России, на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 31603534020.
Жалоба ООО "Вега Групп Регион" содержит указание на следующее.
Конкурсной документацией в разделе "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" установлено, что для оценки заявок по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Установленные подкритерии и порядок оценки заявок не позволяют выявить лучшие условия выполнения договора, по следующим причинам:
- непонятно, как будут оцениваться заявки участников, имеющих опыт работ на рынке, например, 2 года (документацией установлено: "3 года" - 10 баллов; отсутствие предложений/информации - 0 баллов),
- непонятно, как будут оцениваться заявки участников, имеющих опыт работ на рынке - 10 лет (документацией установлено: менее 10 лет - 20 баллов, более 10 лет - 30 баллов),
- непонятно, как будут оцениваться заявки участников, имеющих количество введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (здания и сооружения) за последние 3 года - 20 (документацией установлено: менее 20 объектов - 10 баллов, более 20 - 20 баллов).
Согласно требованиям к Приложению N 2 к заявке на участие в конкурсе участники в заявке должны предоставить следующие сведения: "Предложение о качестве выполнения работ (сведения представляются в форме описания предварительных принципиальных решений по объекту и его составным частям в соответствии с требованиями документации, включая Техническую часть), в том числе: 1.1. Подробное описание методологии и технологии выполнения работ (участник закупки приводит описание применяемых технологий и технических решений, методов производства работ); 1.2. Описание системы контроля качества выполняемых работ (участник закупки приводит описание действующей у него системы контроля качества выполняемых работ. Может быть подтверждено копиями положения о системе качества, существующей на предприятии, сертификата системы качества и т.д.); 1.3. Гарантийные обязательства (участник закупки указывает гарантийные обязательства)". Вместе с тем, в документации о закупке не приведен порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "Качество работ".
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком в документации не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Представитель ООО "Вега Групп Регион" на заседание Комиссии 18.05.2016 г. не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 16.05.2016 г. в 14:13).
Представители заказчика на заседании Комиссии 18.05.2016 г. с доводами, изложенными в жалобе ООО "Вега Групп Регион", не согласились, представили письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Критерии и подкритерии разработанные заказчиком полностью соответствуют нормам законодательства о закупках. Документация о проведении конкурса содержит критерии оценки заявок и методику присвоения баллов по каждому определенному подкритерию. При этом сведения, определенные пунктами 1.1, 1.2 и 1.3 формы N 3 предоставляются участником закупки в составе заявки и не подлежат оценке в рамках какого-либо из критериев. Кроме того, по мнению заказчика, антимонопольный орган не вправе рассматривать жалобу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на действия заказчика, если заявитель жалобы не является участником закупки либо лицом, чьи права и законные интересы были нарушены.
В рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 13:30 19.05.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу филиала ООО "Вега Групп Регион" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 08.04.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса N 31603534020 на право заключения договора на выполнение работ по строительству индустриального парка портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (начальная (максимальная) цена - 628 324 550,00 руб.).
12.04.2016 г. и 14.04.2016 г. на основании решения заказчика в документацию о проведении открытого конкурса N 31603534020 были внесены изменения.
Согласно протоколу N 01-ОК/2016 вскрытия конвертов заявок на участие в открытом конкурсе от 29.04.2016 г. до окончания срока подачи заявок была представлена 1 заявка.
В соответствии с протоколом N 01-ОК-16/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 12.05.2016 г. заявка единственного участника была признана соответствующей требованиям документации, конкурс признан несостоявшимся.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Советом директоров акционерного общества "Портовая особая экономическая зона "Ульяновск" было утверждено "Положение о закупках товаров, работ и услуг АО "Портовая особая экономическая зона "Ульяновск"" (в редакции от 25.12.2015 г., далее - Положение о закупках).
Согласно статьи 7 Положения о закупках открытый конкурс является одним из способов осуществления заказчиком закупок.
Часть 2 статьи 7 Положения о закупках предусматривает, что под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер, в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации.
Глава 2 "Закупка путем проведения конкурса" Положения о закупке регламентирует порядок проведения открытого конкурса заказчиком.
В ходе анализа Положения о закупках и конкурсной документации N 31603534020 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
Подпункт 2 пункта 5 статьи 14 Положения о закупке предусматривает, что документация должна содержать, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пункт 13 "Требования к форме и содержанию заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению" раздела II "Информационная карта конкурса" документации о закупке содержит перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка, подготовленная участником закупки, в том числе:
"4. Предложение о качестве работ и сведения о квалификации участника конкурса (форма N 3, Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе). Участник закупки представляет в указанной форме предложение о качестве работ, сведения о квалификации участника, иные предложения об условиях исполнения договора".
Подпункты 12 и 13 пункта 5 статьи 14 Положения о закупке предусматривают, что документация должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и определения победителя процедуры закупки.
Аналогичные требования содержаться в подпунктах 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пункт 13 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" раздела II "Информационная карта конкурса" документации содержит указание на то, что в ходе оценки заявок используются следующие критерии:
1) цена договора (значимость - 60%);
2) качество работ и квалификация участника конкурса (значимость - 40%);
"Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" содержит указание, в том числе, на следующее:
Для оценки по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" используется, в том числе, содержание формы N 3 Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе "Предложение о качестве работ и квалификации участника конкурса". По критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Совокупная взвешенная оценка заявок (по значимости критерия 40%) по качеству работ и квалификации участников конкурса определяется по следующим подкритериям:
Значение в баллах |
Подкритерии оценки |
|||||
Опыт работы на рынке |
Количество введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (здания и сооружения) за последние 3 года |
Квалификация специалистов (монтажники, сварщики, маляры, электрики) а также инженерно-технический персонал |
Наличие производственной базы, недвижимости, специализированных строительных механизмов (грузоподъемные механизмы, трактора, автовышки (погрузчики) грузоперевозящие, компресора) приложить, копии технического паспорта, свидетельство о регистрации и т.д. |
|||
Максимальное количество баллов по каждому подкритерию, которое может быть присвоено участнику конкурса |
30 |
20 |
20 |
30 |
||
Методика присвоения баллов по каждому определенному подкритерию (распределение баллов происходит в зависимости от уровня сложности и значимости критерия) | ||||||
0 баллов |
Отсутствие предложений/информации в заявке на участие, по какому - либо из критериев |
|||||
10 баллов |
3 лет |
менее 20 объектов |
наличие сертификатов и удостоверений повышения квалификации |
при наличии производственной базы до 10 механизмов |
||
20 баллов |
более 3 лет менее 10 лет |
более 20 |
регулярное обучение специалистов (приложить копии договоров) |
При наличии производственной базы От 10 до 20 механизмов
|
||
30 баллов |
более 10 лет |
- |
- |
при наличии производственной базы свыше 20 механизмов
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Баллы, определенные по каждому подкритерию, суммируются, и полученная сумма баллов является совокупной взвешенной оценкой участника конкурса.
Порядок оценки заявок по критерию: оценка по показателям осуществляется экспертным методом.
При оценке заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим, по мнению комиссии, предложением по квалификации участника конкурса.
Таким образом, сведения, предусмотренные пунктами 1.1 - 1.3 формы N 3 приложения N 2 к документации входят в состав звяки на участие в конкурсе и не подлежат оценки ни по одному из установленных документацией подкритериев критерия "Качество работ и квалификация участника конкурса".
При этом документация о проведении открытого конкурса содержит порядок и методику оценки заявок участников по каждому подкритерию, которые не противоречат требованиям Закона о закупках.
Учитывая изложенное, жалоба ООО "Вега Групп Регион" является необоснованной.
Относительно доводов заказчика о том, что у Ульяновского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы ООО "Вега Групп Регион", так как заявитель не является участником закупки, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлен статьей 18.1 Закон о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 17 раздела II "Информационная карта конкурса" документации дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе установлена как 12:00 (по местному времени) 29.04.2016 г. При этом жалоба ООО "Вега Групп Регион" была направлена в ФАС России 28.04.2016 г.
Часть 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень оснований, по которым жалоба возвращается заявителю: жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами, наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Жалоба ООО "Вега Групп Регион", поступившая в Ульяновское УФАС России, содержала все необходимые сведения, предусмотренные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, у Управления отсутствовали законодательно установленные основания для возврата жалобы ООО "Вега Групп Регион", в связи с чем она была принята к производству.
Учитывая то обстоятельство, что перечень оснований для обращения с жалобами на действия (бездействие) заказчиков, установленный частью 10 статьи 3 Закона о закупках, не является закрытым, а положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции позволяют заинтересованным лицам обратиться в антимонопольный орган с жалобами на иные действия заказчиков, принятие Ульяновским УФАС России жалобы ООО "Вега Групп Регион" и ее рассмотрение по существу является правомерным.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу ООО "Вега Групп Регион" необоснованной.
Председатель комиссии |
<_>
|
Члены комиссии |
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 13 222/03-2016 (опубликовано 24 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016