Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
N К-61/16 (опубликовано 24 мая 2016 г.)
Резолютивная часть оглашена 23.05.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 23.05.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - <_> заместителя руководителя Управления, членов Комиссии УФАС: главного специалиста - эксперта Управления <_>; ведущего специалиста-эксперта <_> в присутствии представителей: Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" <_> (доверенность от 15.03.2016 года исх. N49) и Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок - <_> (доверенность от 06.11.2015 исх.N879) рассмотрев жалобу ООО "НОВАГ-БРОКЕР" (далее - Заявитель) от 15.05.2016 г. N34 на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 675 - А Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги подъезд к а. Панахес на км 0+850 - км 2+050, в границах МО "Тахтамукайский район" Республики Адыгея (извещение N0176200005516000687) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея поступила жалоба ООО "НОВАГ-БРОКЕР" в которой Заявитель указывает, что Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, а именно - описание объекта закупки и инструкция по заполнению первой части заявки искусственно усложнены в нарушение вышеуказанных статей, что ограничивает количество участников аукциона.
По мнению Заявителя:
1. В Инструкции по заполнению заявки, заказчик указывает требования для составления первой части заявки, о том, что в случае отсутствия в документации об аукционе указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов, при этом участник закупки, в обязательном порядке, указывает действующие государственные стандарты, в соответствии с которыми в первой части заявки указаны единицы измерения, чем вводит в заблуждение участников закупки и перекладывает на них поиск и подбор действующих ГОСТов и указание единиц измерений в соответствии с ними.
2. В Требованиях к материалам Заказчик указывает: "Непрерывный зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси (в процентах по массе) - размеры зерен, мм: не более 20 - 90 - 100, не более 10 - 70 - 100, не более 5 - 50 - 60, не более 2,5 - 38 - 48, не более 1,25 - 28 - 37, не более 0,63 - 20 - 28, не более 0,315 - 14 - 22, не более 0,16 - 10 - 16, не более 0,071 - 6 - 12.". Тем не менее, в ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (http://docs.cntd.ru/document/1200108509), при описании данного типа асфальтобетона имеется еще один размер зерна - не более 15 мм с показателем 80-100. Таким образом, Заказчик описывает материал в Требованиях с нарушением ГОСТ либо целенаправленно вводит участника закупки в заблуждение, вынуждая ошибиться при составлении первой части заявки.
3. В пункте 2 Требований к материалам "Асфальтобетонная смесь дорожная горячая для пористого асфальтобетона крупнозернистая щебеночная" Заказчик указывает: "Температура горячей смеси при отгрузке потребителю не менее 145°С". Однако, ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (http://docs.cntd.ru/document/1200108509), указывает, что значение данного показателя должно быть диапазонным.
4. В Инструкции по заполнению заявки Заказчик указывает: "Слова, термины, знаки и значения показателей, выделенные курсивом, подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде". Таким образом, заполнение первой части заявки для участника закупки представляет собой кропотливую работу по обнаружению курсива в тексте, что в разы повышает вероятность ошибиться при составлении первой части заявки. Данное требование заказчика не является объективным при составлении Требований к материалам и инструкции по заполнению заявки и служит лишь для ограничения числа участников.
На основании вышеизложенного Заявитель просит признать действия заказчика необоснованными, приостановить проведение закупки и провести внеплановую проверку документации заказчика, обязать заказчика внести изменения в закупочную документацию и устранить нарушения.
Заказчик представил письменный возражения от 23.05.2016 г. N498 на жалобу ООО "НОВАГ-БРОКЕР", в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, выслушав доводы представителей сторон, присутствующих на рассмотрении дела, Комиссия УФАС установила.
Комитетом Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) 20.04.2016 г. на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru размещены извещение и документация аукциона в электронной N675-А на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги подъезд к а. Панахес на км 0+850 - км 2+050, в границах МО "Тахтамукайский район" Республики Адыгея.
Заказчик - Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Адыгея "Адыгеяавтодор" (далее - ГКУ "УАД РА "Адыгеяавтодор").
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 889 207,00 (Три миллиона восемьсот восемьдесят девять тысяч двести семь) рублей 00 копеек.
Источник финансирования - Средства республиканского бюджета Республики Адыгея.
1. Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В пункте 4. "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" части 1 раздела I Аукционной документации (далее - Инструкция) содержится, помимо прочего, следующее положение "В случае отсутствия в документации об аукционе указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов, при этом участник закупки, в обязательном порядке, указывает действующие государственные стандарты, в соответствии с которыми в первой части заявки указаны единицы измерения".
Тем самым, Заказчик, предусматривает возможность для участника составить свою заявку на участие в Аукционе, не нарушая, ни требования Аукционной документации, ни требования действующих государственных стандартов, в случае, если по техническим причинам, в Аукционной документации будет отсутствовать единица измерения какого-либо показателя или в единице измерения показателя будет техническая опечатка.
Между тем, Заявитель не представил доказательств того, что данное положение Инструкции вводит в заблуждение участников закупки, как и не привел конкретных положений Требований к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ раздела IV. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" Аукционной документации (далее - Требования к материалам) к которым участнику необходимо было бы самостоятельно подбирать действующие ГОСТы и указывать единицы измерения, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части, является необоснованной.
2. Согласно части 2 статьи 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 1 Требований к материалам установлены требования к Асфальтобетонной смеси для плотного асфальтобетона из горячей щебеночной мелкозернистой смеси: "Непрерывный зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси (в процентах по массе) - размеры зерен, мм: не более 20 - 90 - 100, не более 10 - 70 - 100, не более 5 - 50 - 60, не более 2,5 - 38 - 48, не более 1,25 - 28 - 37, не более 0,63 - 20 - 28, не более 0,315 - 14 - 22, не более 0,16 - 10 - 16, не более 0,071 - 6 - 12", позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом отсутствие в требованиях к характеристиках одного из показателей, установленных ГОСТом (размеры зерен, мм: не более 15 - 80 - 100) не является "нарушением ГОСТ", так как пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках устанавливает обязанность заказчика использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а не переносить все требования к товарам (материалам), установленные в соответствующих ГОСТах, в свое Техническое задание.
Таким образом, спорные требования установлены Заказчиком, исходя из его потребностей, с учетом положений статьи 33 Закона о закупках и не противоречат ГОСТ 9128-2013 (Таблица 3), следовательно, жалоба в данной части, также является необоснованной.
3. Не нашел своего подтверждения и довод Заявителя о нарушении Заказчиком ГОСТ 9128-2013 в положениях пункта 2 Требований к материалам.
Так, в пункте 2 Требований к материалам установлено, что: "Температура горячей смеси при отгрузке потребителю не менее 145 °С. Асфальтобетонная смесь должна соответствовать ГОСТ 9128-2013".
В соответствии с Таблицей 8 ГОСТ 9128-2013:
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид смеси |
Температура смеси, °С, в зависимости от показателя битумов |
||||||
|
Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм |
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с |
|||||
|
40-60 |
61-90 |
91-130 |
131-200 |
201-300 |
70-130 |
131-200 |
Горячая |
От 150 до 160 |
От 145 до 155 |
От 140 до 150 |
От 130 до 140 |
От 120 до 130 |
- - |
От 110 до 120 |
Холодная |
|
|
|
|
|
От 80 до 100 |
От 100 до 120 |
Примечания: 1 При использовании ПАВ и активированных минеральных порошков допускается снижать температуру горячих смесей на 10 °С - 20 °С. 2 При использовании специальных добавок температуру смесей назначают в соответствии с документацией на их применение. 3 В зависимости от погодных условий и для высокоплотных асфальтобетонов допускается увеличивать температуру готовых смесей на 10 °С - 20 °С, соблюдая требования ГОСТ 12.1.005 к воздуху рабочей зоны. |
Как следует из приведенной таблицы, температура смеси, требуемой Заказчику, при отгрузке должна составлять: "От 145 до 155", при этом, в примечании к данной таблице указано, что: "В зависимости от погодных условий и для высокоплотных асфальтобетонов допускается увеличивать температуру готовых смесей на 10 °С - 20 °С, соблюдая требования ГОСТ 12.1.005 к воздуху рабочей зоны".
Таким образом, установление нижнего предела температуры: "не менее 145°С", является для Заказчика основополагающим при оценке соответствия асфальтобетонной смеси и не противоречит ГОСТ 9128-2013, следовательно жалоба Заявителя, в данной части, является необоснованной.
4. Заявитель не представил доказательств того, что положение Инструкции об оставлении в неизменном виде слов, терминов, знаков и значений показателей, выделенных курсивом, является не объективным, и каким-либо образом ограничивает число участников.
Напротив, как следует из анализа положений Инструкции, Заказчик ввел обозначение "выделение курсивом" для тех показателей, которые в государственных стандартах приводятся вместе со словами: "от", "до", "свыше", "не более" и т.д., и которые в соответствии с Инструкцией не должны сопровождать сведения, предоставляемые участником в составе первой части заявки. Таким образом, Заказчик упростил задачу по заполнению заявки, освободив участников от обязанности заменять или убирать все запрещенные Инструкцией слова, и тем самым не нарушил требований к описанию объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о закупках, следовательно, жалоба Заявителя, в данной части является необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия УФАС решила:
Признать жалобу ООО "НОВАГ-БРОКЕР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея N К-61/16 (опубликовано 24 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016