Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 19 мая 2016 г. N 70
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__> - Должностное лицо Брянского УФАС России;
Членов Комиссии:
<__>
в присутствии:
- представителя заказчика Управления Федеральной службы по ветеринарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям) <__> действующего на основании доверенности от 25.02.2016 года N Д-21;
- представителя заказчика Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям <__> без доверенности;
- представителя жалобы САО "ВСК" в лице Брянского филиала <__> действующей на основании доверенности от 16.01.2016 года,
рассмотрев жалобу участника закупки САО "ВСК" в лице Брянского филиала на действия заказчика Управление Федеральной службы по ветеринарному надзору по Брянской и Смоленской областям при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за N0127100000716000060, установила:
27.04.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за N0127100000716000060 и конкурсная документация.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса на момент рассмотрения жалобы не заключен. До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили возражения Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям на жалобу САО "ВСК" в лице Брянского филиала (вх. N3143 от 17.05. 2016 года).
Заявитель САО "ВСК" в лице Брянского филиала считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, поскольку заказчиком нарушены требования ч.8 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), в соответствии с которыми не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей критериев или их значимости, поскольку заказчиком в качестве показателей критерия оценки заявок "квалификация участников закупки" используются "платежеспособность" и "убыточность", зависящих от внешних по отношению к страховщику факторов и не отражающих квалификацию участника закупки.
Представитель заказчика <__> с доводами жалобы не согласился и, пояснил, что при установлении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе заказчик выявляет лучшие условия контракта. Такие показатели как "платежеспособность и убыточность", включенные в нестоймостной критерий, рассматриваются заказчиком как взаимосвязанные друг с другом, поскольку они характеризуют финансовые ресурсы участников конкурса и являются показателем стабильности и устойчивости.
Заслушав представителей заявителя, заказчика, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, согласно которым конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, положения Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства от 28.11.2013 N1085), поскольку установление заказчиком таких показателей оценки заявок по критерию "квалификация участников конкурса" как "платежеспособность" и "убыточность" не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе и не нарушает прав и законных интересов участников конкурса.
В соответствии с ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Аналогичная норма предусмотрена также пунктом 27 Постановления Правительства от 28.11.2013 N1085.
Следовательно, при оценки заявок на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия вправе оценивать наличие у участников закупки финансовых ресурсов, относящихся к такому критерию оценки заявок как "квалификация участников закупки".
Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) предусмотрено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.
Таким образом, такие показателей критерия оценки заявок "квалификация участников конкурса", как "платежеспособность" и "убыточность", при этом лучшим условием по показателю "платежеспособность" является наибольшее значение данного показателя, а по показателю "убыточность" является наименьшее значение данного показателя, установлены для всех потенциальных участников закупки и направлены на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика.
Кроме того, не принимается довод Заявителя о том, что установление данных показателей приведет к ограничению и устранению конкуренции, поскольку заказчиком к нестоймостным критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе отнесены такие критерии как, "качественные характеристики объекта закупки", который содержит три показателя, а также критерий оценки "Квалификация участников закупки", содержащий два показателя. При этом, расчет значений по показателям критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки" будет осуществляться с помощью формул, предусмотренных Постановлением Правительства от 28.11.2013 N1085.
Таким образом, установленные показатели "платежеспособность и убыточность" по критерию оценки заявок "квалификация участников конкурса" не ограничивают возможность участия в данном конкурсе всех участников закупки, претендующих на заключение контракта. Доказательств свидетельствующих о создании преимуществ каким- либо отдельным страховым организациям САО "ВСК" в лице Брянского филиала не представлено.
2. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, требования Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" в соответствии с которыми при заключении контракта в документации о закупке на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, поскольку в конкурсной документации заказчиком указано минимальное значение цены контракта.
Предметом открытого конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за N0127100000716000060.
Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов с указанием как их минимальных, так и максимальных значений.
Однако, заказчиком в Разделе III конкурсной документации "Техническое задание" установлены только минимальные значения коэффициентов и минимальная цена контракта.
3. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования части 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона и требования ч.5 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которым требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком в п.п. 10,10.2 информационной карты документации об электронном аукционе неправомерно установлено такое требование к участникам закупки как правомочность заключать контракт и предоставлению в составе заявки на участив в открытом конкурсе документов, подтверждающих правомочность заключать контракт.
Пункт 2 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий требование к участникам закупки как правомочность заключать контракт и предоставление в его подтверждения соответствующего документа утратило силу в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе в редакции ред. от 04.06.2014 года.
5. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.4 ст. 51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки, поскольку заказчиком установлено требование об указании на конверте с заявкой наименования, номер конкурса, на участие в котором подается данная заявка; уникального номера закупки, указанного в извещении о проведении конкурса, размещенном на официальном сайте; наименование и адрес Заказчика.
4. Заказчиком Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается, поскольку заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе не в соответствии с положениями указанной нормы, в том числе установлено требование о предоставлении:
- декларации о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией (форма 5.1 конкурсной документации);
- декларации о том, что сведения в отношении участника закупки отсутствуют в предусмотренном N 94-ФЗ и N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (форма 5.1 конкурсной документации);
- уведомления заказчика о том, что данная сделка не является для участника закупки крупной сделкой (форма 5.7 конкурсной документации).
Выявленные в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленные в действиях единой комиссии заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2, 2.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу участника закупки САО "ВСК" в лице Брянского филиала на действия заказчика Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за N0127100000716000060 необоснованной.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям нарушения требований ч.2 ст. 34, ч.6 ст. 31, ч.ч. 4, 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта"
3. Поскольку по итогам рассмотрения жалобы ПАО СК "Росгосстрах" в лице Филиала ПАО СК "Росгосстрах" заказчику Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании рассматриваемой закупки, то по итогам рассмотрения данной жалобы предписание не выдавать.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 19 мая 2016 г. N 70
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016