Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 13219/03-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.; |
в присутствии |
- от Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска: - М<_> (доверенность N 18 от 05.05.2016 г.) - от Департамента государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области: - Р<_> (доверенность N 23 от 26.01.2016 г.); |
рассмотрев дело N 13 219/03-2016, возбужденное по жалобам ООО "ТСК Лидеръ", ООО "Дорстрой", ООО "Бизнес Право", Мердеева И.А. и ООО "Сфера" на действия заказчика (заказчик - Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, далее - заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области, далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0168200002416002131 на ремонт автомобильных дорог г. Ульяновска (начальная (максимальная) цена контракта - 128 238 130,10 руб., срок окончания подачи заявок - 16.05.2016 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступили жалобы ООО "ТСК Лидеръ" (вх. N 2780 от 11.05.2016), ООО "Дорстрой" (вх. N 2862 от 13.05.2016), ООО "Бизнес Право" (вх. N 2873 от 13.05.2016), Мердеева И.А. (вх. N 185/ог от 13.05.2016) и ООО "Сфера" (вх. N 2883 от 16.05.2016 в 08:57) на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002416002131.
По мнению заявителей (ООО "ТСК Лидеръ", ООО "Дорстрой", ООО "Бизнес Право" ООО "Сфера") заказчиком в описании объекта закупки указаны противоречащие друг другу основные показатели материала "Бетон тяжелый" и "Щебень", что является нарушением Закона о контрактной системе и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе в надлежащем виде.
ООО "Бизнес Право" и Мердеев И.А. в своих жалобах также ссылаются на то, что при формировании документации заказчиком допущено нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), так как в одну закупку объединены функционально и технологически не связанные между собой работы по ремонту дорог города, что влечет за собой ограничение числа участников закупки.
Также Мердеев И.А. в своей жалобе указывает на то, что заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку в документации отсутствует требование о предоставлении во второй части заявки свидетельства СРО в соответствии с Приказом Минрегиона N 624 от 30.12.2009 г., которое необходимо для выполнения работ, предусмотренных документацией.
Кроме того, жалоба ООО "Сфера" содержит указание на то, что заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения его с физическим лицом.
На заседание Комиссии 17.05.2016 г. представители ООО "ТСК Лидеръ", ООО "Дорстрой", ООО "Бизнес Право", Мердеева И.А. и ООО "Сфера" не явились (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомлений по электронной почте 13.05.2016 г. в 15:18, 15:39, 15:37, 15:38 и 16.05.2016 г. в 14:26 соответственно).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 17.05.2016 г. не согласилась с доводами жалоб, представил письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
В характеристики материалов, используемых при выполнении работ заказчиком внесены изменения. Аукцион сформирован исходя из потребностей заказчика в выполнении работ по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска, разбивка данных работ на несколько аукционов является нецелесообразной. Работы, предусмотренные документацией не являются работами по капитальному ремонту автомобильных дорог и не влияют на безопасность объекта, следовательно, для их выполнения не требуется наличие свидетельства СРО в соответствии с Приказом Минрегиона N 624 от 30.12.2009 г.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 17.05.2016 г. также не согласилась с доводами жалоб, поддержала пояснения, представленные заказчиком.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 18.05.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.04.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002416002131 на ремонт автомобильных дорог г. Ульяновска (начальная (максимальная) цена контракта - 128 238 130,10 руб.).
На основании решения заказчика 13.05.2016 г., 16.05.2016 г., 18.05.2016 г. в аукционную документацию были внесены изменения.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО "ТСК "Лидеръ", ООО "Дорстрой", ООО "Сфера" обоснованными, жалобу Мердеева И.А. необоснованной, жалобу ООО "Бизнес Право" обоснованной в части необъективного формирования характеристик товара, используемого при выполнении работ. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, устанавливающим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 9 Раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки являются работы по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска.
Пункт 10 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации.
Пункт 4 Приложения N 1 "Описание объекта закупки и количество" содержит перечень материалов, используемых при выполнении работ, и их показатели, позволяющие определить соответствие используемых товаров установленным заказчиком требованиям, в том числе максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя товара |
Требования к значению показателя |
Требования к указанию значения показателя |
3. |
Бетон тяжелый В 15 (М 20) |
Марка по морозостойкости |
F - 200 |
значение показателя не изменяется |
4. |
Бетон тяжелый В 12,5 (М 20) |
Марка по морозостойкости |
F - 150 |
значение показателя не изменяется |
5. |
Щебень из природного камня для строительных работ |
Марка |
600 |
значение показателя не изменяется |
Группа щебня |
1-3 |
указывается конкретное (одно) значение показателя |
||
Вид породы щебня |
изверженные, метаморфические, осадочные породы или гравий |
указывается конкретное (одно) значение показателя |
||
Фракции, мм |
св. 10 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80(70) мм. |
значение показателя не изменяется |
||
Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг |
Не более 740 |
указывается конкретное значение показателя со словами "не более" |
||
Содержание зерен слабых пород, %по массе |
не более 10 |
указывается конкретное значение показателя со словами "не более" |
В ходе анализа приложения N 1 к аукционной документации (в редакции от 29.04.2016 г. и 13.05.2016 г.), Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:
1) ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" не предусматривает для бетона марку прочности на сжатие М 20. При этом бетонам тяжелым В 12,5 и В 15 согласно таблицы 6 указанного госта соответствуют марки прочности на сжатие М 150 и М 200.
2) ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" предусматривает, что щебень из изверженных, осадочных и метаморфических пород и гравий - два разных материала, используемых для строительных работ. Таким образом, характеристики товара "Щебень из природного камня для строительных работ" содержат указание на иной строительный материал. Кроме того, согласно сметной документации в ходе выполнения работ необходимо использовать щебень марки 400, тогда как приложение N 1 к документации содержит указание на щебень марки 600, что противоречит локальным сметам.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер. Следовательно, при формировании аукционной документации было допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
В соответствии с соглашением о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 25.12.2015 г. при реализации соглашения используется порядок взаимодействия, установленный постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе описание объекта закупки и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика, следовательно, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика, которое содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом жалобы ООО "ТСК "Лидеръ" и ООО "Дорстрой" являются обоснованными, жалобы ООО "Бизнес право" и ООО "Сфера" обоснованными в части необъективного формирования характеристик товаров, используемых при выполнении работ.
Вместе с тем 16.05.2016 г. на основании решения заказчика в аукционную документацию были внесены изменения в части устранения указанного нарушения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не выдавать.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
При этом законодательство о контрактной системе не ограничивает возможность выставления предмета торгов единым лотом, а также объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой, если такое формирование лота не противоречит положениям статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 9 Раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки являются работы по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска.
Местом выполнения работ согласно пункту 11 Раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации является город Ульяновск:
- улица Рябикова (Б. Хмельницкого до ул. Доватора по нечетной стороне) в Засвияжском районе;
- Димитровградское шоссе (от Императорского моста до путепровода на Димитровградском шоссе Академика Павлова) в Заволжском районе;
- Димитровградское шоссе (от ул. Димитрова до ул. Жуковского) в Заволжском районе;
- улица Рябикова (между ул. Октябрьская и ул. Доватора) в Засвияжском районе.
Таким образом, исполнителю необходимо выполнить работы по ремонту автомобильных дорог двух районов одного населенного пункта.
Заявителем не представлено объективных доказательств и документально не подтвержден факт того, что формирование Заказчиком подобным образом объекта закупки ущемляет права и нарушает равенство сторон участников закупки или создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Таким образом, довод Мердеева И.А. и ООО "Бизнес право" об ограничении числа участников закупки не находит своего фактического подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 9 Раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки являются работы по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска.
В ходе анализа аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что документация об аукционе не содержит требования к участникам закупки о представлении действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по устройству защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утвержден перечень работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Локальные сметы, включенные в состав аукционной документации определяют виды и объемы работ, необходимых к выполнению, в том числе: устройство покрытия до 0,05 м., устройство пандусов и временных дорожных знаков, разборка и установка бортового камня и т.д.
Указанные виды работ отнесены к видам работ по ремонту автомобильных дорог (подпункты "а", "б", "и" пункта 2 части 5 и подпункта "п" пункта 3 части 5 Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. N 402) и не являются работами по капитальному ремонту автомобильных дорог, следовательно, не влияют на безопасность объекта капитального строительства и для их выполнения не требуется наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба Мердеева И.А. в указанной части является необоснованной.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В ходе анализа аукционной документации (в редакции от 29.04.2016 г., 13.05.2016 г., 16.05.2016 г.) Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что раздел 4 "Проект контракта" в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не содержит обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения его с физическим лицом.
В соответствии с соглашением о передаче полномочий на определение поставщиков (подряд-чиков, исполнителей) от 25.12.2015 г. при реализации соглашения используется порядок взаимодействия, установленный постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государ-ственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе проект контракта, следовательно, нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, жалоба ООО "Сфера" в указанной части является обоснованной.
Вместе с тем 18.05.2016 г. на основании решения заказчика в аукционную документацию были внесены изменения в части устранения указанного нарушения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение предписание об устранении нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не выдавать.
В связи с изложенным, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки N 0168200002416002131.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу ООО "ТСК Лидеръ" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Дорстрой" обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Бизнес Право" обоснованной в части необъективного формирования характеристик товара, используемого при выполнении работ.
4. Признать жалобу Мердеева И.А. необоснованной.
5. Признать жалобу ООО "Сфера" обоснованной.
6. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Учитывая, что допущенные заказчиком нарушения устранены до рассмотрения жалоб по существу предписание не выдавать.
8. Передать материалы дела N 13 219/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач Ю.П. Кузьминова |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 13219/03-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016