Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 18 мая 2016 г. N Т 16/78
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дело N Т16/78 по жалобе ООО "Тюменьстройрегион" (далее также - заявитель) на действия заказчика МАОУ Червишевская СОШ (далее также - заказчик, ответчик) при проведении запроса предложений на выполнение работ по объекту: ремонт внутренних помещений здания филиала МАОУ Червишевская СОШ "Акияровская СОШ" для открытия групп дошкольного образования (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31603622685) (далее также - запрос предложений), установила:
В Тюменское УФАС России 11.05.2016 поступила жалоба ООО "Тюменьстройрегион" на действия заказчика при проведении запроса предложений на выполнение работ по объекту: ремонт внутренних помещений здания филиала МАОУ Червишевская СОШ "Акияровская СОШ" для открытия групп дошкольного образования (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31603622685).
По мнению Заявителя, заказчиком в закупочной документации установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с печатью и подписью должностного лица налогового органа или нотариальной копии такой выписки, а также требование о предоставлении перечня исполненных государственных (муниципальных контрактов), договоров генподряда на ремонт зданий (сооружений) образовательных учреждений за последние пять лет.
Ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес заказчика направлено требование о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе, организатором закупки при проведении запроса предложений нарушены требования Закона о закупках, в частности установлено неправомерное требование:
о предоставлении в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с печатью и подписью должностного лица налогового органа или нотариальной копии такой выписки,
о предоставлении перечня исполненных государственных (муниципальных контрактов), договоров генподряда на ремонт зданий (сооружений) образовательных учреждений за последние пять лет.
В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы, регламентирующие процедуру закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которых действия заказчика считают законными и не противоречащими действующему законодательству.
Комиссия, заслушав заявителя, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, наблюдательным советом МАОУ Червишевская СОШ во исполнение требований Закона о закупках утверждено Положение о закупках МАОУ Червишевская СОШ.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность данного Учреждения и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, указанной нормой Закона установлен исчерпывающий перечень действий (бездействия) заказчика, которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки.
В свою очередь, ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
Как следует из представленных материалов, при проведении запроса предложений (реестровый номер закупки: 31603622685) на выполнение работ по ремонту внутренних помещений здания филиала МАОУ Червишевская СОШ "Акияровская СОШ" для открытия групп дошкольного образования заказчик в документации о закупке указал, о необходимости предоставлять в составе заявки выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с печатью и подписью должностного лица налогового органа или нотариальной копии такой выписки, а также о необходимости предоставить перечень исполненных государственных (муниципальных контрактов), договоров генподряда на ремонт зданий (сооружений) образовательных учреждений за последние пять лет.
Требование о необходимости предоставлять в составе заявки выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с печатью и подписью должностного лица налогового органа или нотариальной копии такой выписки заказчик обосновывает тем, что в соответствии с пунктом 6.1. документации о закупке для проведения запроса коммерческих предложений установлен порядок, форма подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений. Заявка на участие в запросе коммерческих предложений подается в письменной форме на бумажном носителе. Предоставление заявки в иной форме, в том числе в электронной не предусмотрено.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В соответствии с вышеуказанной нормой выписка, полученная из ФНС России в виде электронного документа, подписанная электронной подписью и распечатанная на бумажном носителе, не носит признаки электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью.
Требование о необходимости предоставлять в составе заявки перечень исполненных государственных (муниципальных контрактов), договоров генподряда на ремонт зданий (сооружений) образовательных учреждений за последние пять лет заказчик обосновывает тем, что подпунктом 9 пункта 4.6.6. Положения о закупке установлен критерий оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений "Опыт участника закупки".
Учитывая то, что объектом ремонта является образовательное учреждение филиал МАОУ Червишевская СОШ "Акияровская СОШ", при выполнении работ необходимо обязательное соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Соответственно, опыт ремонта зданий (сооружений) образовательных учреждений подтверждает знание и практику применения вышеуказанных СанПиНов.
Таким образом, в требовании заказчика о предоставлении перечня исполненных государственных (муниципальных контрактов), договоров генподряда на ремонт зданий (сооружений) образовательных учреждений за последние пять лет, комиссия Тюменского УФАС России не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1,2,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Тюменьстройрегион" на действия заказчика при проведении запроса предложений на выполнение работ по объекту: ремонт внутренних помещений здания филиала МАОУ Червишевская СОШ "Акияровская СОШ" для открытия групп дошкольного образования (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31603622685) необоснованной.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 мая 2016 г. N Т 16/78
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016