Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин А.Н., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.31-127/00-11-16, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кузбассвязьуголь" (далее - ООО "Кузбассвязьуголь") (место нахождения: 650070, г. Кемерово, ул. Свободы, д. 8; дата регистрации в качестве юридического лица - 24.07.2001, ИНН 4234007859, ОГРН 1034234002923, КПП 420501001), в отсутствии законного представителя ООО "Кузбассвязьуголь", в присутствии защитника Я.Ю. Боярской (по доверенности от 13.10.2015 N 66 АА 3143985), которой разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
В Федеральную антимонопольную службу поступили заявления Общества с ограниченной ответственностью "КОНТИНЕНТАЛЬ" (в последствии Акционерное общество "КОНТИНЕНТАЛЬ", далее - АО "КОНТИНЕНТАЛЬ") (место нахождения: 194044, г. Санкт-Петербург, проспект Большой Сампсониевский, д. 64, Литер Е, оф. 45; ИНН/КПП 7840447693/780201001; ОГРН 1117847078260) о нарушениях антимонопольного законодательства ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком", выразившихся в установлении для оператора междугородной и международной телефонной связи (далее - оператор мг/мн связи) АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" при заключении договоров о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии (договора о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 и договора о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 N ПСЗУ-05-13) тарифов на присоединение к своим сетям фиксированной зоновой телефонной связи в размере 300.000 руб./1 Е1 (единовременный платеж за точку присоединения, обеспечивающую возможность установления 30 телефонных соединений (ИКМ) в цифровом канале 2048 кбит/с) на территории г. Кемерово Кемеровской области и г. Екатеринбург Свердловской области (соответственно).
ООО "Кузбассвязьуголь" является дочерней компанией ООО "УГМК-Телеком" (ООО "УГМК-Телеком" владеет долей в размере 100% в уставном капитале ООО "Кузбассвязьуголь", выписка из ЕГРЮЛ от 05.11.2014 N 74176).
АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" в целях строительства своих сетей мг/мн связи на территории Свердловской и Кемеровской областей были направлены запросы о выдаче технических условий присоединения и заключении договоров о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии, регулирующих условия присоединения сетей мг/мн связи АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" к сети фиксированной зоновой телефонной связи ООО "УГМК-Телеком" на территории Свердловской области (письмо от 26.12.2012 N М 116) и к сети фиксированной зоновой телефонной связи ООО "Кузбассвязьуголь" на территории Кемеровской области (письмо от 05.06.2013 N М 69).
В направленных проектах договоров о присоединении сетей электросвязи ООО "УГМК-Телеком" и ООО "Кузбассвязьуголь" предлагали единовременный платеж за организацию точки присоединения, обеспечивающую возможность установления 30 телефонных соединений (ИКМ) в цифровом канале 2048 Кбит/с в размере 300000 руб. в г. Екатеринбург и в г. Кемерово (пункт 1.1. приложения N 3 к договору о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 N ПСЗУ-05-13 и пункт 1.1. приложения N 3 к договору о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13).
Проект договора о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 направлен ООО "Кузбассвязьуголь" по электронной почте на адрес электронной почты АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" 19.06.2013.
В ответ на запрос АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" (письмо от 19.06.2013 N М 172) о представлении экономического обоснования стоимости одного порта ООО "Кузбассвязьуголь" сообщило, что тариф является экономически обоснованным, поскольку учитывает все текущие и будущие расходы, которые ООО "Кузбассвязьуголь" понесет при исполнении данного договора (письмо ООО "Кузбассвязьуголь" от 23.07.2013 N 760).
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ рынка предоставления услуг присоединения на зоновом уровне к сети фиксированной зоновой телефонной связи с целью установления доминирующего положения ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" (Аналитический отчет по результатам анализа рынка предоставления услуг присоединения на зоновом уровне к сети фиксированной зоновой телефонной связи).
На основании результатов анализа рынка и в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" занимают доминирующее положение на рынке услуг присоединения на зоновом уровне к своим сетям фиксированной зоновой телефонной связи на территории тех субъектов Российской Федерации, где имеют сети фиксированной зоновой телефонной связи, в данном случае, на территории Кемеровской и Свердловской областей соответственно.
По результатам рассмотрения заявлений АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" ФАС России на основании статьи 39? Закона о защите конкуренции в адрес ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" были направлены предупреждения (от 21.07.2014 N ИА/29272/14 и N ИА/29273/14 соответственно, далее - Предупреждения ФАС России) о прекращении указанных действий путем установления в договоре о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 и договоре о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 ПСЗУ-05-13 экономически и технологически обоснованного размера тарифа на услугу присоединения на зоновом уровне присоединения в пределах тарифов на услуги присоединения на зоновом уровне присоединения, установленных на территории Кемеровской и Свердловской областей (соответственно) для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.
В связи с не выполнением ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" Предупреждений ФАС России в установленный срок и на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции ФАС России приказом от 14.10.2014 N 644/14 возбуждено дело N1-10-154/00-03-14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в навязывании АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" при заключении договоров о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии тарифов на присоединение к своим сетям фиксированной зоновой телефонной связи в размере 300000 руб. за организацию точки присоединения, обеспечивающую возможность установления 30 телефонных соединений (ИКМ) в цифровом канале 2048 Кбит/с (единовременный платеж) на территории Кемеровской и Свердловской областей (соответственно).
По результатам рассмотрения дела N 1-10-154/00-03-14 комиссией ФАС России было принято решение (от 13.07.2015 N 03/35108/15, далее - Решение по делу N 1-10-154/00-03-14), которым установлено следующее.
Согласно Правилам государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627, государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляется, в том числе, на основе принципов обеспечения недискриминационных условий при присоединении сетей связи и их взаимодействии, обеспечения эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи, а также обеспечения баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", если иное не предусмотрено данным законом, цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются оператором связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности.
ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" не являются операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования (так как не находятся в Реестре операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования), и определяют цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика самостоятельно.
Вместе с тем, учитывая, что ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" как операторы внутризоновой телефонной связи при оказании услуг присоединения операторам мг/мн связи занимают каждый долю в размере 100% в границах своих сетей фиксированной зоновой телефонной связи на территории Кемеровской и Свердловской областей соответственно, при установлении тарифов на данную услугу должны руководствоваться общими принципами экономической обоснованности и требованиями разумности и добросовестности.
В результате проведенного опроса операторов внутризоновой телефонной связи установлено, что на сопоставимом рынке услуг присоединения на зоновом уровне присоединения к сетям фиксированной зоновой телефонной связи на территории Свердловской и Кемеровской областей, с 2007 года сформировалась цена за организацию точки присоединения, обеспечивающей возможность установления 30 телефонных соединений (ИКМ) в цифровом канале 2048 кбит/с, в размере от 30000 руб. до 39000 руб. на уровне среднерыночных тарифов и на уровне цен операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлено, что, учитывая в целом сопоставимость цен, сформировавшихся на рынке услуг присоединения сетей операторов мг/мн связи к сетям операторов фиксированной зоновой телефонной связи на территории субъектов Российской Федерации, в том числе при государственном регулировании, можно говорить о применении общих подходов к формированию стоимости услуги присоединения и сопоставимости расходов на данную услугу, как в условиях государственного регулирования, так и в условиях свободного ценообразования.
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлено, что услуга присоединения к сети фиксированной зоновой телефонной связи предоставляется в пределах территории субъекта Российской Федерации по тарифам, определяемым исходя из расходов оператора внутризоновой телефонной связи, которые он несет при организации конкретного присоединения.
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлена допустимость увеличения цены на услугу присоединения сетей электросвязи, в случае необходимости доумощнения точек присоединения для организации присоединения сетей электросвязи в размере, требуемом для такого доумощнения.
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлено, что ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" необоснованно включили в стоимость организации присоединения сетей расходы на проектно-сметную документацию, необходимую оператору связи, обратившемуся с предложением о заключении договора о присоединении сетей, то есть расходы на проектно-сметную документацию, подготавливаемую АО "КОНТИНЕНТАЛЬ".
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлено, что тарифы на услугу присоединения на зоновом уровне к сетям фиксированной зоновой телефонной связи ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" в размере 300000 руб./1 Е1 установленные при заключении с АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" договора о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 и договора о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 N ПСЗУ-05-13, не являются экономически обоснованными, определяются не в соответствии со сформировавшимися в сложившихся условиях обращения товара подходами установления стоимости услуг присоединения, а также превышают сумму необходимых для оказания данной услуги расходов и цену в размере от 30000 руб. до 39000 руб. за организацию точки присоединения Е1, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке услуг присоединения на зоновом уровне к сетям фиксированной зоновой телефонной связи на территории Кемеровской и Свердловской областей, в том числе при государственном регулировании.
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлено, что тарифы ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" в размере 300000 руб./1 Е1 в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции являются монопольно высокими ценами на услугу присоединения на зоновом уровне присоединения к сетям фиксированной зоновой телефонной связи ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком".
Таким образом, действия ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" по установлению монопольно высоких цен на присоединение к своим сетям фиксированной зоновой телефонной связи на территории Кемеровской и Свердловской областей при заключении с АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" договора о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 и договора о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 N ПСЗУ-05-13 являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением по делу N 1-10-154/00-03-14 установлено отсутствие нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком", выразившихся в установлении тарифов на услуги присоединения на зоновом уровне к своим сетям фиксированной зоновой телефонной связи в размере 300000 руб./1 Е1 на территории Кемеровской и Свердловской областей (соответственно) при заключении с АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" договора о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 и договора о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 N ПСЗУ-05-13.
Установление ООО "Кузбассвязьуголь" и ООО "УГМК-Телеком" монопольно высоких цен на услуги присоединения на зоновом уровне присоединения к своим сетям фиксированной зоновой телефонной связи на территории Кемеровской и Свердловской областей соответственно при заключении с АО "КОНТИНЕНТАЛЬ" договора о присоединении сетей электросвязи от 18.06.2013 N ПСЗУ-06-13 и договора о присоединении сетей электросвязи от 15.05.2013 N ПСЗУ-05-13 приводит к ущемлению интересов АО "КОНТИНЕНТАЛЬ", намеревающегося выйти на рынок услуг мг/мн связи, в связи с необходимостью оплаты экономически необоснованной стоимости присоединения и влечет увеличение издержек АО "КОНТИНЕНТАЛЬ".
За данное правонарушение статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом N 4-14.31-127/00-11-16 об административном правонарушении от 24.03.2016, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО "Кузбассвязьуголь" имелась возможность не совершать указанных действий, однако ООО "Кузбассвязьуголь" этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП.
Срок давности привлечения ООО "Кузбассвязьуголь" к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении
N 4-14.31-127/00-11-16 обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.31 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП, постановил:
Признать ООО "Кузбассвязьуголь" (место нахождения: 650070, г. Кемерово, ул. Свободы, д. 8; дата регистрации в качестве юридического лица - 24.07.2001, ИНН 4234007859, ОГРН 1034234002923, КПП 420501001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН: 0210295033052000000451513
Получатель ИНН 7703516539
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(Для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
Операционный департамент банка России г. Москва 701
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2016 г. N АГ/34425/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016