Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/2969 (опубликовано 19 мая 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2016
Решение изготовлено в полном объеме 19.05.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителя интересов государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орлёнок" (далее - Заказчик) П. В. Булавина (по доверенности),
представители индивидуального предпринимателя Дубины Виталия Викторовича (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, --
рассмотрев жалобу Заявителя от 06.05.2016 N 37 (вх. N325/10 от 10.05.2016) на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания" (извещение N31603590019) (далее - Запрос котировок), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Запроса котировок. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившихся в отклонении заявки, поданной на участие в Запросе котировок по лоту N3 "Закупка мяса и их субпродуктов".
Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.05.2016 N06/2746, направленное Заявителю, Заказчику, Электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик, закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орлёнок", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 28.12.2015 N2111 (далее - Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки запросом котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 24.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) дата и время окончания подачи заявок: 29.04.2016 09:00; дата и время рассмотрения заявок: 04.05.2016 15:00; дата подведения итогов: 04.05.2016;
4) начальная (максимальная) цена договора согласно списку лотов:
N |
Наименование лота |
Начальная (макс.) цена договора |
1 |
Поставка хлебобулочных изделий |
324 795,74 Российский рубль |
2 |
Поставка яиц куринных |
223 839,00 Российский рубль |
3 |
Поставка мяса и их субпродуктов. |
2 241 683,00 Российский рубль |
4 |
Поставка субпродуктов |
313 254,00 Российский рубль |
5 |
Поставка куриного мяса |
307 836,00 Российский рубль |
6 |
Поставка рыбы |
1 164 585,50 Российский рубль |
7 |
Поставка морепродуктов |
535 791,10 Российский рубль |
8 |
Поставка рыбной консервации. |
261 033,25 Российский рубль |
9 |
Поставка консервированных овощей. |
193 883,95 Российский рубль |
10 |
Поставка фруктового сока. |
693 416,68 Российский рубль |
11 |
Поставка сухофруктов. |
150 887,00 Российский рубль |
12 |
Поставка молока и молочных продуктов. |
2 004 275,50 Российский рубль |
13 |
Поставка овощей. |
540 640,58 Российский рубль |
14 |
Поставка фруктов. |
423 438,32 Российский рубль |
15 |
Поставка масла сливочного. |
430 289,90 Российский рубль |
5) на участие в Запросе котировок по лоту N3 "Поставка мяса и их субпродуктов" поданы 4 заявки, 2 заявки признаны не соответствующими требованиям документации закупки, в т.ч. заявка Заявителя.
1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившихся в отклонении заявки, поданной на участие в Запросе котировок.
В силу пунктов 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N5677 от 04.05.2016 комиссия Заказчика признала заявку под порядковым N4 (Заявитель) несоответствующей требованиям, установленным Заказчиком в документации Запроса котировок, по причине: "_
Комиссия рассмотрела заявки, поданные на участие в закупке, и приняла решение:
Порядковый номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки на участие требованиям |
Обоснование решения |
_ |
_ |
_ |
4 |
Не соответствует требованиям |
Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки п.п 11 п.4.3.1. раздела 4 документации, а именно: - Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "от" или "до" в том, числе в диапазонном показателе. _ Не конкретный показатель: формы туловища должна быть несколько угловатой |
_" (цитата из протокола).
Заказчик в документации Запроса котировок по данному лоту указал требования к описанию участником: "Мясо говядина (полутуши) - Требования к качеству: мясо должно быть выше 2 категории, охлажденным. По органолептическим показателям мясо должно быть свежим, без постороннего запаха. Должно быть не замороженным. Поверхность полутуш должна быть от розового до темно-бордового цвета, жир должен быть белым или желтым, может быть желтоватым. По характеристике низших пределов коровы должны быть следующими - мускулатура должна быть развита удовлетворительно, формы туловища должна быть несколько угловатой, лопатки должны выделяются, бедра должны быть слегка подтянутыми, остистые отростки спинных и поясничных позвонков, седалищные бугры и маклоки должны быть выступать, но не резко; _ Хранение и доставка говядины должна производиться при температуре °C минус один, при относительной влажности в диапазоне от 80% до 90%." (цитата).
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в заявке Заявитель не указал конкретные значения предложенной к поставке мяса говядины (полутуши), а лишь убрал слова "должно быть, должна быть, должна быть несколько": "Характеристика низших пределов коровы следующая - мускулатура развита удовлетворительно, формы туловища угловатой, лопатки выделяются, бедра слегка подтянутые, остистые отростки спинных и поясничных позвонков, седалищные бугры и маклоки выступают, но не резко; _ Хранение и доставка говядины производиться при температуре °C минус один, при относительной влажности в диапазоне от 80% до 90%.." (цитаты из заявки Заявителя и возражений Заказчика).
Учитывая изложенное, действия комиссии Заказчика по рассмотрению заявки Заявителя не нарушают требования Закона о закупках, в связи с чем, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В силу пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Запросе котировок, размещенном Заказчиком в ЕИС, отсутствует информация о месте подведения итогов Запроса котировок.
Таким образом, бездействие Заказчика, не указавшего в извещении о Запросе котировок место подведения итогов Запроса котировок, нарушает требования пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Комиссией установлено, что в документации Запроса котировок не содержатся сведения о сроках оплаты товара, являющегося предметом закупки.
Таким образом, бездействие Заказчика, не указавшего в документации Запроса котировок сведения о сроках оплаты товара, нарушает требования пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В силу пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Заказчик в документации Запроса котировок установил разную дату окончания срока предоставления участникам Запроса котировок разъяснений положений документации по Запросу котировок.
Так, в пункте 4 информационной карты документации Запроса котировок Заказчик указал: "Дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке с "26" апреля 2016 года по "29" апреля 2016 года", а в пункте 3.5 документации Запроса котировок - "Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке "25" апреля 2016 г. Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке "25" апреля 2016 г." (цитата из документации по Запросу котировок).
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую дату окончания срока предоставления участникам Запроса котировок разъяснений положений документации Запроса котировок, нарушают требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссия, изучив документацию Запроса котировок, не установила наличия в ней критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Запроса котировок.
Таким образом, бездействие Заказчика, не указавшего в документации Запроса котировок сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Запроса котировок, нарушает требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что по результатам проведенного Запроса котировок Заказчик 07.05.2016 заключил договор N2016.2242 с победителем - ООО "Фумилекс", с ценой договора - 2 232 595,00 рублей, размещен на официальном сайте - 10.05.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения указанных целей, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
В силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.
Следовательно, установление заказчиком в документации закупки срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики при осуществлении закупок руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупках, регламентирующим правила закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно вышеуказанным положениям действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг разрабатываемое положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации, их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, изучив Положение о закупках, установила, что Заказчик пунктом 16.16 Положении о закупках установил: "Договор заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующего протокола" (цитата).
Вместе с тем, в документации Запроса котировок Заказчик установил срок заключения договора в противоречие требованиям Положения о закупках, а именно в пункте 7 информационной карты установил:
"Срок заключения договора после определения победителя запроса котировок: Не позднее 5 (пяти) дней, после размещения протокола подведения итогов запроса котировок" (цитата), что лишило участника Запроса котировок права обжаловать в антимонопольный орган действия Заказчика либо комиссии Заказчика в законодательно установленный десятидневный срок.
Учитывая изложенное, исходя из положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению в документации Запроса котировок срока заключения договора, содержащего сокращение законодательно установленного десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, Комиссии по закупке Заказчика, и не соответствующего срокам, установленным в Положении о закупках, являются нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 16.16 Положении о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) Комиссия решила:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 2, пункта 7 части 9, пунктов 6, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
Передать материалы дела N06/775-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.05.2016 N06/2746.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу N06/775-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
16.05.2016 |
г. Симферополь |
Резолютивная часть предписания объявлена 16.05.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 19.05.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 16.05.2016 по делу N06/775-16 по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Дубины Виталия Викторовича от 06.05.2016 N 37 (вх. N325/10 от 10.05.2016) на действия государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орлёнок" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания" (извещение N31603590019), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), предписывает:
1. Заказчику при осуществлении закупок в документации о закупке устанавливать срок заключения договора в соответствии с требованиями части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 16.16 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Орлёнок", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 28.12.2015 N2111 и с учетом решения от 16.05.2016 по делу N06/775-16.
2. Заказчику исполнить настоящее предписание и в срок до 04.06.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
3. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.05.2016 N06/2746.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/2969 (опубликовано 19 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016