Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 18 мая 2016 г. N АП2-70/16
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) Гречишникова Елена Анатольевна, рассмотрев протокол NАП2-70/16 об административном правонарушении от 12.05.2016, составленный в отношении должностного лица государственного заказчика - начальника Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и другие материалы дела, установила:
Составлением протокола об административном правонарушении 12 мая 2016 года возбуждено настоящее дело N АП2-70/16.
Основанием для возбуждения дела послужил факт нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при утверждении документации о проведении электронного аукциона N0164200003015003999 на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове" (2 очередь), выявленный при рассмотрении материалов жалобы (решение по делу NРЗ-185/15 о нарушении законодательства о контрактной системе от 21.10.2015, исх. от 21.10.2015 N58-2-09/5801).
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 31.08.2015 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003015003999 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове" (2 очередь).
Начальная (максимальная) цена контракта - 241 977 345,00 рублей.
Заказчик - Управление строительства и инвестиций Тамбовской области. Оператор электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка".
В приложении N 3 к аукционной документации (Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ) по позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" установлено: "Точность изготовления: повышенная или обычная. Наружный диаметр, мм: 38-42, 76-83, 146-152. Толщина стенки, мм, не менее: 4,0. Предельные отклонения по наружному диаметру, не более: _0,5 мм (для наружного диаметра 38-42 мм), _1,0% (для остальных диаметров). Предельные отклонения по толщине стенки, %, не более: +12,5; -15,0. Кривизна любого участка трубы на 1 м длины, мм, не более*: 4,0. Материал труб: сталь 10, 20, 35, 45, Ст2сп, Ст4сп, Ст5сп или Ст6сп. Временное сопротивление разрыву, МПа, не менее: 343. Предел текучести, МПа, не менее: 216. Относительное удлинение, %, не менее: 14".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заказчиком по позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" установлены избыточные требования к товару, влекущие ограничение количества участников закупки, выразившиеся в следующем.
В Приложении N 3 к аукционной документации (Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ) установлено: "Значения конкретных технических характеристик показателей товаров (материалов), предлагаемых участником закупки к использованию при выполнении работ, должны соответствовать: 1) установленным заказчиком требованиям; 2) требованиям действующих государственных или отраслевых стандартов, серий и (или) технических условий, распространяющихся на данные товары (при их наличии), а также требованиям строительных норм и правил, сводов правил, или (при их отсутствии) техническим данным производителей товаров; 3) дорожно-климатической зоне района, в котором будут производиться работы (III). При описании участником закупки предлагаемых для использования при выполнении работ товаров (материалов) необходимо указывать конкретные наименования и значения характеристик без применения слов "аналог", "эквивалент", "должны", "могут", "возможно", "допустимо" и других, допускающих двусмысленные толкования и не позволяющих однозначно трактовать сведения, указанные в заявке. При установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик используемого товара (материала) (знаки "-", "?", "_", слова "от", "до", "меньше/менее/не менее", "больше/более/не более", "ниже/не ниже", "выше/свыше/не выше", "не хуже", "лучше") участнику закупки необходимо представить конкретное значение характеристики из установленного диапазона.
Исключение из данного правила составляют характеристики, сопровождаемые указанием знаков "*" и "**". По показателям, сопровождаемым указанием знака "*", участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных значений, либо описывая значение диапазоном возможных значений (по своему выбору). По показателям, сопровождаемым указанием знаков "**", участник закупки указывает диапазон возможных значений. По показателям, сопровождаемым указанием знака "***", значения их характеристик участником закупки указываются только в случае их нормирования для данного материала".
Таким образом, согласно вышеприведенной инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе и применительно к позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные", участники в своих заявках должны по характеристикам "Временное сопротивление разрыву", "Предел текучести" и "Относительное удлинение" представить конкретные характеристики в виде конкретного значения величины, что является неправомерным и затрудняет участие в закупке.
Пункт 1.2 ГОСТ 8731-74 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические требования), распространяющийся на товар позиции N 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные", по рассматриваемым характеристикам устанавливает только минимальные значения указанных показателей.
Исполнить установленные в документации требования в части указания конкретных значений характеристик товара к вышеуказанным показателям участники закупки на момент подачи заявок не имеют возможности, поскольку конкретные числовые значения имеются у конкретной партии товара после соответствующих испытаний, но Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Установление однозначного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретного показателя товара, который в силу своей физической природы (специфики) технических документов может быть при подаче заявки неизвестен участнику закупки, не имеющему товара в наличии, противоречит основам гражданского законодательства, а именно п. 3 и п. 4 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которыми при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного недобросовестного поведения.
На основании изложенного, следует вывод, что данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе.
Таким образом, заказчиком при утверждении документации рассматриваемого аукциона были нарушены требования п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Документация об аукционе утверждена должностным лицом - начальником Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_>.
Статьей 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Таким образом, должностное лицо государственного заказчика - начальник Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Должностным лицом, утвердившим 28.08.2015 документацию об электронном аукционе N0164200003015003999, является начальник Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_>.
Таким образом, начальник Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_>, утвердив документацию об электронном аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения: 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д.14.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об электронном аукционе N0164200003015003999 - 28.08.2015.
На рассмотрение дела N АП2-70/16 об административном правонарушении явилась представитель <_> - <_> по доверенности б/н от 10.05.2016, которая факт нарушения не признала и представила письменные пояснения по факту совершенного административного правонарушения (вх. от 12.05.2016 N2965).
Объяснения представителя о несогласии с вменяемым <_> административным правонарушением были рассмотрены и отклоняются, поскольку Заказчиком в приложении N3 аукционной документации по позиции 49 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные" были установлены избыточные требования об указании конкретных значений, что затрудняло участие в закупке и не отвечало потребностям Заказчика. Указание диапазонных значений Заказчиком в аукционной документации предусмотрено не было, хотя условиям исполнения контракта по данной позиции и требуемому качеству это могло соответствовать. Рассмотренное требование ограничивало количество участников закупки, что нарушает законодательство о контрактной системе.
Дело об административном правонарушении N АП2-70/16 в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного <_> административного правонарушения, личности виновной, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, имущественного положения.
Вина должностного лица заказчика - начальника Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> доказана и подтверждена материалами настоящего дела об административном правонарушении и состоит в том, что она утвердила документацию об аукционе с нарушением положений Закона о контрактной системе, не выполнила установленных Законом о контрактной системе требований к содержанию документации об аукционе и не предприняла всех зависящих от неё мер по обеспечению требований законодательства о контрактной системе.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.
Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.
Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены.
Руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ, постановила:
Привлечь должностное лицо заказчика - начальника Управления строительства и инвестиций Тамбовской области (на момент совершения административного правонарушения) <_> (<_>) к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Предлагаю <_> представить копию документа, свидетельствующего об оплате административного штрафа в Тамбовское УФАС России.
Согласно части 5 вышеназванной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Реквизиты счета для перечисления штрафа:
УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)
ИНН 6831001163 КПП 682901001
ОТДЕЛЕНИЕ ТАМБОВ Г.ТАМБОВ
БИК 046850001
Счет: 40101810000000010005
ОКТМО 68 000 000
УИН 16141201605180449678
Код дохода бюджетной классификации:
161 1 16 33020 02 6000 140
Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (Ленинский районный суд города Тамбова, находящийся по адресу: 392023, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ).
Руководитель Е.А. Гречишникова
Исп. Великанова Е.Г.
)8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 мая 2016 г. N АП2-70/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016