Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 11 мая 2016 г. N 04-01/140-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
рассмотрев жалобу ПАО "НК "Роснефть" Ямалнефтепродукт" (г. Салехард) на действия Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Губкинская городская больница (ИНН: 8911013954) при осуществлении закупки "Поставка нефтепродуктов через АЗС" (закупка N 0190200000316004824), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ПАО "НК "Роснефть" Ямалнефтепродукт" на положения аукционной документации N 0190200000316004824 "Поставка нефтепродуктов через АЗС".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 178 560,00 рублей.
По мнению Заявителя, положения аукционной документации нарушают требования Закона о контрактной системе и статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Потребность заказчика в поставке нефтепродуктов через АЗС изложена в Таблице N1.
Наименование товара, работы, услуги |
Код по ОКПД |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
Бензин автомобильный |
19.20.21.125 |
л; дм3 |
6000,00 |
40,18 |
241080,00 |
Бензин автомобильный |
19.20.21.115 |
л; дм3 |
20000,00 |
38,50 |
770 000,00 |
Дизельное топливо |
19.20.21.345 |
л; дм3 |
4000,00 |
41,87 |
167 480,00 |
|
|
|
|
Итого: |
1178560,00 |
ПАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" считает, что объединение в один лот условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области, а именно на территории пос. Коротчаево, г. Тарко-Сале, пос. Пурпе, г. Губкинского, г. Муравленко, г. Ноябрьск, г. Сургут, г. Тобольск, г. Тюмень, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, Пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нарушают запрет, установленный статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании следующего.
Местом доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, согласно извещению, являются АЗС на территории пос. Коротчаево, г. Тарко-Сале, пос. Пурпе, г. Губкинского, г. Муравленко, г. Ноябрьск, г. Сургут, г. Тобольск, г. Тюмень Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области.
В связи с тем, что ни у одного хозяйствующего субъекта нет АЗС одновременно на территории, обозначенной в государственном контракте, ни один из хозяйствующих субъектов не может отвечать требованиям учреждения, закрепленным в конкурсной документации закупки N0190200000316004824.
Общество, наряду с другими хозяйствующими субъектами, лишается возможности принять участие в закупке в силу того, что не имеет автозаправочной станции в пос. Коротчаево, пос. Пурпе, г. Муравленко, г. Ноябрьск, г. Сургут, г. Тобольск, г. Тюмень. У Общества имеется АЗС в г. Тарко-Сале и Губкинский.
Кроме того, в потребности учреждения в поставке нефтепродуктов через АЗС (Приложении N1) указан недействующий ГОСТ 305-82 Топливо дизельное Технические условия Diesel fuel. Specifications. Указанный документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 22.11.2013 N 1871-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 305-2013.
Общество считает, что принцип объединения оказания услуг по поставке нефтепродуктов через АЗС по территории, приводит к ограничению количества участников закупки, и как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке, в силу отдаленности мест их оказания. Указанные условия противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о размещении заказов и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Закона о контрактной системе. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в т.ч., наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, законодательством прямо не запрещено объединение лотов по территориальному признаку.
Как указывают суды, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Положения рассматриваемой аукционной документации не содержат запрета на привлечение исполнителем государственного контракта к исполнению контракта третьих лиц, условие об исполнении госконтракта только силами участника закупки, с которым будет заключен контракт, в аукционной документации и в проекте госконтракта отсутствует, следовательно, поставка товара может осуществляться через АЗС третьих лиц.
Потенциальный участник аукциона в случае неясностей в аукционной документации не лишен права обратится в уполномоченный орган за разъяснениями положений аукционной документации.
Из информации, представленной Заказчиком, установлено.
В позиции 3 "Дизельное топливо" Потребности (Приложение N 1) к аукционной документации N 01902000003 16004824 недействующий ГОСТ 305-2013 будет заменён на действующий ГОСТ 305-2013.
В данной части доводы жалобы обоснованны.
Принимая во внимание тот факт, что дата и время окончания подачи заявок - 11.05.2016, а изменения в документацию не внесены, ввиду истечения сроков, установленных ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, а также необходимости выдачи Заказчику Предписания.
2) Объединение в один лот Закупки условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях ЯНАО и Тюменской области, вызвано необходимостью исполнения уставной деятельности ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница".
Заказчиком в материалы дела представлены копии Приказов и Путевых листов Заказчика за январь 2016 года, подтверждающих движение транспорта Заказчика в п. Пурпе, г. Новый Уренгой, г. Тарко-Сале, г.Ноябрьск.
В процессе своей уставной деятельности Заказчик оказывает экстренную и неотложную помощь пациентам и направляет пациентов с тяжёлыми заболеваниями для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в учреждения здравоохранения за пределы ЯНАО. Транспортировка пациентов в таких случаях, как правило, оказывается гражданским или специализированным гражданским авиационным транспортом из городов Ноябрьск и Новый Уренгой.
В особых случаях не исключены случаи доставки пациентов реанимационным автотранспортом Заказчика в учреждения здравоохранения ХМАО-Югры и Тюменской области.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы о том, что объединение в один лот условия о передаче нефтепродуктов через автозаправочные станции в нескольких муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области, влечет за собой ограничение количества участников закупки, не подтверждены конкретными доказательствами.
В данном случае ПАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт" не доказал, что объединение лотов по территориальному признаку ограничивает количество участников закупки.
Руководствуясь пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "НК "Роснефть" Ямалнефтепродукт" (г. Салехард) на действия Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Губкинская городская больница" (ИНН: 8911013954) при осуществлении закупки "Поставка нефтепродуктов через АЗС" (закупка N 0190200000316004824) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница" нарушившим статью 33 Закона о контрактной системе, в части указания в аукционной документации N 0190200000316004824 недействующего ГОСТа.
3. Выдать Заказчику Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница", утвердившего аукционную документацию "Поставка нефтепродуктов через АЗС" (закупка N 0190200000316004824) с нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 мая 2016 г. N 04-01/140-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016