Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 12 мая 2016 г. N ИП-04/6733
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя заявителя ООО <"_"> в присутствии представителей заказчика - Управления федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы"- филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" <"_"> рассмотрев жалобу ООО <"_"> (далее - заявитель) на действия организатора торгов - Управление федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы"-филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - организатор торгов), при проведении открытого редукциона N SBR035-1604050079/31603517585 на предмет: " Оказание услуг по регенерации картриджей" установила:
Извещение о проведении открытого редукциона N SBR035-1604050079/31603517585 на предмет: " Оказание услуг по регенерации картриджей " размешено на сайте http://utp.sberbank-ast.ru/ N SBR035-1604050079/31603517585 от 05.04.2016 г.
Заказчик - Управление федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
Форма торгов - открытый редукцион.
Дата и время начала приёма заявок - 05.04.2015 г. с 08:00 часов.
Дата и время окончания приема заявок - 13.04.2016 г. до 08:00 часов.
Дата и время проведения редукциона - 18.04.2016 в 15:00 часов.
Суть жалобы - по мнению заявителя, заказчик необоснованно отклонил заявку заявителя.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно протоколу подведения итогов N61 от 18.04.2016 г. заявка N2 участника ООО "Фарком" участника была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией редукциона.
С принятым решением заявитель не согласен по следующим основаниям.
1. В пункте 3 Раздела II документации на проведение редукциона установлено требование к участнику о наличие опыта исполнения двух договоров на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг соответственно, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов максимальной суммы договора, на право заключить который проводится конкурс, аукцион, редукцион. В подтверждение указанного требования участник должен представить копии двух договоров (по выбору участника), в предмет которых включены товары (работы, услуги), являющиеся одноименными товарам (работам, услугам), включенным в предмет договора, на право заключения которого проводится закупка. При этом учитываются только договоры, заключенные с таким участником в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и (или) Федеральным законом от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок. Участником договоры, подтверждающие наличие опыта были представлены. Однако в соответствии с протоколом Заказчик признал указанные договоры несоответствующими требованиям, установленным документацией.
2. Установленное в документации требование о наличие опыта исполнения двух договоров противоречит положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которыми при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. На основании изложенного целесообразно устанавливать наличие опыта выполнения работ как преимущество участника, а не как обязательное требование к участнику. Позиция, подтверждающая неправомерность установления в документации аналогичного требования отражена в судебной практике (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.10.2015 года по делу NА56-25525/2015), практике контрольных органов (Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29.05.2015 года по делу NИП-04/8312 по жалобе N114/2015, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12.11.2015 по жалобе NТ02-572/15).
3. В соответствии с пунктом 3 Раздела II документации в подтверждение наличия опыта заказчиком учитываются только договоры, заключенные с таким участником в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и (или) Федеральным законом от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, включение в документацию указанного требования ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов имеющих опыт выполнения работ для государственных или муниципальных нужд перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.11.2015 года NФ03-4894/15 по делу NА59- 240/2015.
Заказчик пояснил, что заявку участника N2 ООО "Фарком" согласно протоколу подведения итогов N61 от 18.04.2016 г. отклонили в связи с тем, что во второй части заявки отсутствуют документы и сведения входящие в состав заявки, а именно: участник закупки не подтвердил исполнение представленных договор с помощью копий актов выполненных работ или иными предусмотренными такими договорами копии документов, подтверждающие исполнения договора.
При организации и проведении открытого редукциона организатор торгов руководствовался Федеральным законом N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупочной деятельности Управления федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" утвержденным генеральным директором ФГУП "Почта России".
Заслушав представителя заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла довод, изложенный в жалобе, необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частю 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, генеральным директором ФГУП "Почта России" утверждено Положение о закупочной деятельности Управления федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Положение о закупках), разработанное в соответствии с вышеуказанным законом, соответственно, Управление федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" при проведении вышеуказанного редукциона руководствуется требованиями Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 17.3 Положения о закупках при рассмотрении вторых частей заявок участников редукциона признается несоответствующей требованиям, установленным документацией об редукционе, в случае: непредставления документов, определенных пунктом 13.7, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в редукционе, отсутствия документов предусмотренных пунктами 19.2.2.1, 19.2.2.3 - 19.2.2.5, 19.2.2.7, 19.2.2.8, или их несоответствия требованиям документации об редукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки.
Согласно подпункту 3.1.17 пункта 13.1 Положения о закупках, заявка на участие в закупке может содержать сведения об исполненных участником закупки договорах, номера записей исполненных договоров из реестра договоров при наличии), копии исполненных договоров, копии актов приемки поставленных товаров, копии актов приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по таким договорам и иные предусмотренные такими договорами копии документов, подтверждающие исполнение договора, при условии, что заказчиком установлено требование, предусмотренное пунктом 10.4.
Руководствуясь пунктом 10.4 Положения о закупках, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, редукциона заказчик вправе установить требование к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения двух договоров на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг соответственно, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, аукцион, редукцион.
В соответствии с пунктом 21 информационной карты редукциона в электронной форме вторая часть заявки на участие в открытом редукционе должна содержать документы предусмотренные пунктом 13.1 Положения о закупках.
В ходе изучения заявки ООО "Фарком" установлено, что в ней отсутствует информация в виде актов выполненных работ подтверждающая исполнение договоров (контрактов), предоставленных в составе своей заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявку заявителя отклонили правомерно.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе изучения предоставленных документов установлено следующее.
Пунктом 2.5 информационной карты редукциона в электронной форме, установлено, что цена договора включает в себя стоимость всех затрат издержек и иных расходов Поставщика, необходимых для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по Договору (Часть IV), расходы на доставку, а также НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обоснование начальной (максимальной) цены договора, представлено в Части V документации.
Участник закупки указывает в заявке предложение о цене договора, цене единицы товара, работы, услуги с учетом НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, если такой участник не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС.
В случае если участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, то договор с таким участником закупки заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в Приложении N2 к техническому заданию и проекте договора на возмездное оказание услуг по регенерации (заправка и восстановление)картриджей для оргтехники п. 4.1.установлены показатели стоимости работ 4 989 996 (четыре миллиона девятьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот девяносто шесть) руб. 00 коп., с установлением НДС (18%), - 761 185 (семьсот шестьдесят одна тысяча сто восемьдесят пять) руб. 83 коп. исходя из данного ограничения следует что участником закупки могут быть только плательщики НДС, что ограничивает количество участников редукциона.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом в форма заявки должна предусматривать возможность указания цены как с НДС так и без НДС в зависимости от налогового режима участника закупки.
Учитывая выше изложенное, Заказчик в проекте договора заключаемого с победителем редукциона должен был указать сумму договора с учетом НДС, так и без него, что поставило бы участников редукцона в равные условия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <"_"> на действия организатора торгов - Управление федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": при проведении открытого редукциона N N SBR035-1604050079/31603517585 на предмет: "Оказание услуг по регенерации картриджей" необоснованной.
2. Признать действия заказчика - Управление федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" нарушившим требования, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать организатору торгов - Управление федеральной почтовой связи "Татарстан почтасы" - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 12 мая 2016 г. N ИП-04/6733
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016