Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Кузьмин Вадим Владимирович, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-19.8-326/00-05-16 в отношении публичного акционерного общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - ПАО "УМПО") (место нахождения: 450039, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ферина, д. 2; ОГРН 1020202388359 ИНН 0273008320 КПП 027301001; дата регистрации юридического лица - 08.02.1993 ), в отсутствии законного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-19.8-326/00-05-16, в присутствии защитника Родионова Ивана Николаевича по доверенности (от 08.02.2016 N б/н), которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
ОАО "УМПО" 17.12.2015 представило в ФАС России информационное сообщение (далее - Уведомление), руководствуясь статьей 31 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Предметом сделки являлось приобретение ОАО "УМПО" прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа ОАО "НПП "Мотор" (место нахождения: 450039, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сельская Богородская, д. 2; ОГРН 1090280032292 ИНН 0273075830 КПП 027301001; дата регистрации юридического лица - 09.10.2009).
В результате совершения указанной сделки ОАО "УМПО" приобрело права, позволяющие осуществлять функции единоличного исполнительного органа ОАО "НПП "Мотор".
В соответствии с информацией, представленной ОАО "УМПО" в Уведомлении, суммарная стоимость активов ОАО "УМПО" и его группы лиц (на последнюю отчетную дату 31.12.2014) составляла 445 231 411 000 (четыреста сорок пять миллиардов двести тридцать один миллион четыреста одиннадцать тысяч) рублей.
Частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:
- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о защите конкуренции предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, или если указанные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 Закона о защите конкуренции, либо если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации либо если сделки осуществляются в отношении акций (долей) финансовой организации.
Из материалов представленных в Уведомлении ОАО "УМПО" установлено, что ОАО "УМПО" и ОАО "НПП "Мотор" на момент совершения указанной сделки входили в одну группу лиц, но не по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, а по основаниям предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, сделка по приобретению ОАО "УМПО" прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа ОАО "НПП "Мотор", была совершена между лицами, входящими в одну группу лиц не по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о защите конкуренции сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 Закона о защите конкуренции, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 Закона о защите конкуренции, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
1) сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 Закона о защите конкуренции, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
Перечень лиц, входящих в одну группу лиц с ОАО "УМПО" был представлен в ФАС России 29.05.2014 (вх. N 49678/14).
При этом перечень лиц, представленный в ФАС России 05.06.2014, изменился по сравнению с представленным перечнем лиц на момент совершения сделки.
Осуществление сделки не предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Следовательно, указанная сделка подлежала предварительному согласованию с антимонопольным органом.
Согласно части 2 статьи 32 Закона о защите конкуренции лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции, представляют в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий.
Однако ходатайство о даче согласия на приобретение ОАО "УМПО" прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа ОАО "НПП "Мотор", в антимонопольный орган не поступало.
Учитывая изложенное, сделка о приобретении прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа ОАО "НПП "Мотор" была совершена без получения предварительного согласия антимонопольного органа (договор от 01.11.2015 г. N 40/10-39125).
Таким образом, ОАО "УМПО" совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделки, подлежащей государственному контролю.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП, в соответствии с которой непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Место совершения правонарушения - ул. Ферина, 2, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450039.
Время совершения правонарушения - 01.11.2015.
Объект административного правонарушения: общественные в сфере обеспечения порядка управления.
Объективная сторона, как следует из материалов дела N 4-19.8-326/00-05-16, состоит в непредставлении в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделки.
Субъект административного правонарушения: ПАО "УМПО" (место нахождения: 450039, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ферина, д. 2; ОГРН 1020202388359 ИНН 0273008320 КПП 027301001; дата регистрации юридического лица - 08.02.1993).
Субъективная сторона, как следует из материалов дела об административном правонарушении N 4-19.8-326/00-05-16, у ПАО "УМПО" имелась возможность не совершать указанных действий, однако ПАО "УМПО" этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП.
Факт совершения административного правонарушения ПАО "УМПО", подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении
N 4-19.8-326/00-05-16 от 05.05.2016, а так же другими материалами дела.
Срок давности привлечения ПАО "УМПО" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела в отношении ПАО "УМПО" выявлены следующие обстоятельствами смягчающими административную ответственность:
прекращение противоправного поведения;
совершенное правонарушение не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключить возможность их произвольного истолкования и применения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушениях" указывает, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
К таким обстоятельствам относятся характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приведен в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. Однако указанный перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, полагаем возможным применить положение части 3.2 статьи 4.1 КоАП, а именно назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.8 КоАП.
При рассмотрении дела в отношении ПАО "УМПО" обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1, пунктом 2 части 1 статьи 4.2, частью 3 статьи 19.8, а так же статьями 23.48 и 29.9 КоАП, постановил:
Признать ПАО "УМПО" (место нахождения: 450039, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ферина, д. 2; ОГРН 1020202388359 ИНН 0273008320 КПП 027301001; дата регистрации юридического лица - 08.02.1993), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 N 259-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2016 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН 0210295033051900000451054
Получатель ИНН 7703516539
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(Для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
Операционный департамент банка России г. Москва 701
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (499)755-23-24.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2016 г. N 09/34841/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016