Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 18 апреля 2016 г. N 77
Резолютивная часть решения оглашена - 07.04.2016 года
Решение изготовлено в полном объеме - 18.04.2016 года
город Ставрополь
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Лазебный А.Ю. - ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России,
Рассмотрев дело N77 по признакам нарушения Министерством экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) части 1 статьи 17, а так же пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
В присутствии на заседании:
<__> - представителя Министерства экономического развития Ставропольского края по доверенности.
Руководствуясь статьей 49 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" была рассмотрена жалоба ООО "Малахит" на действия организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 г. N561-п - Министерство экономического развития Ставропольского края.
По результатам рассмотрения указанной жалобы, Комиссией Ставропольского УФАС России было принято следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Малахит" на действия организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 г. N561-п - Министерство экономического развития Ставропольского края - не обоснованной.
2. Признать Министерство экономического развития Ставропольского края - организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 г. N561-п нарушившим порядок организации и проведения торгов, в части нарушения порядка допуска к участию в конкурсе и в дальнейшем признание победителями претендентов, заявки которых не соответствовали требованиям порядка проведения конкурса.
3. Виду того, что в настоящее время договоры по итогам конкурса заключены, предписание не выдавать.
4. Передать материалы рассмотрения настоящей жалобы в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России для проверки действий Министерства экономического развития Ставропольского края при проведении рассматриваемого конкурса, на предмет соответствия требованиям статей 15 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании приказа Ставропольского УФАС России от 23 декабря 2015 года N1807 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) по признакам нарушения части 1 статьи 17, а так же пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства N77.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, объем анализа состояния конкуренции будет определен соответствующим приказом ФАС России.
Согласно письму ФАС России от 24.12.2015 NИА/74666/15, до вступления в силу соответствующего приказа следует руководствоваться положениями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N220. В отношении дел, при рассмотрении которых действующая редакция Порядка устанавливает, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке не проводится, после вступления в силу изменений, внесенных Законом N275-ФЗ и до вступления в силу соответствующего приказа ФАС России об определении порядка проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении таких дел следует определять географические и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, а также, в случае необходимости, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
В связи с тем, что конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялся среди хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, то географическими границами анализа будут являться административные границы Ставропольского края.
Продуктовыми границами анализа будет являться оказание государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидирования, организатором проведения конкурсного отбора субъектов предпринимательства для предоставления субсидий является Министерство экономического развития Ставропольского края, которое своим приказом образует конкурсную комиссию по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидий и утверждает положение о порядке проведения конкурсного отбора, состав конкурсной комиссии и положение о ней.
Соответственно, единственным продавцом на исследуемом товарном рынке является Министерство экономического развития Ставропольского края.
Покупателями на товарном рынке являются хозяйствующие субъекты, претендующие на получение субсидии, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Ставропольского края.
Министерством в газете "Ставропольская правда" от 15 сентября 2015 года N170 (26750) было размещено информационное сообщение о приеме с 21 по 25 сентября 2015 года заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края для участия в конкурсном отборе и размещено на официальном сайте министерства информационное сообщение о проведении конкурсного отбора среди субъектов предпринимательства, зарегистрированных на территории Ставропольского края и отвечающих требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
23 октября 2015 года в министерстве состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). По результатам конкурсного отбора 17 претендентов были признаны победителями, 25 претендентам было отказано в выдаче поддержки.
Комиссией Ставропольского УФАС России были проанализированы заявки претендентов на участие в конкурсном отборе, а так же документация о проведении конкурса. По результатам изучения указанных документов, установлено следующее.
Основным документом, регламентирующим порядок оформления операций, связанных с принятием к учету объектов основных средств, является Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. N7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Именно этим документом предусмотрена унифицированная форма NОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств".
Согласно пп. "б" пункта 6 приказа Минфина РФ от 13.10.2003 г. N91н (ред. от 24.12.2010 г.) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" бухгалтерский учет основных средств ведется в целях правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия.
Приложением к конкурсной документации установлена обязанность претендентов о предоставлении унифицированной формы NОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств".
Исследовав заявки претендентов, признанных победителями рассматриваемого конкурса, установлено, что в заявках 3 победителей, а именно ООО "Венеция", ЗАО "Краевой диагностический центр" Министерства здравоохранения России, КФХ "Врана" не заполнен раздел 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств".
Таким образом, данные заявки претендентов подлежали отклонению, как несоответствующие требованиям порядка проведения конкурса, однако, в нарушение норм порядка проведения рассматриваемого конкурса, данные заявки были допущены к конкурсу и признаны победителями.
На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что действия организатора конкурса на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 г. N561-п - Министерства экономического развития Ставропольского края указывают на нарушения порядка организации и проведения торгов в части нарушения порядка допуска к участию в конкурсе и в дальнейшем признание победителями претендентов, заявки которых не соответствовали требованиям порядка проведения конкурса.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
Нормой пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Вышеуказанные действия привели к нарушению порядка определения победителей конкурсной процедуры, что поставило в неравные условия претендентов на получение субсидий, что свидетельствует о нарушении организатором торгов части 1 статьи 17, а так же пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представители Министерства экономического развития Ставропольского края на рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства N77 пояснили, что оценка и сопоставление заявок претендентов на получение субсидий на часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 г. N561-п, проводилось в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По мнению Министерства неуказание информации в разделе 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" не влечет признание такой заявки недействительной, и не может являться основанием для отказа в выдаче субсидий претенденту.
Данный довод Комиссией Ставропольского УФАС России отклоняется, ввиду следующего.
Согласно протокола заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)N1 от 23 октября 2015 года, одним из оснований отказа в выдаче субсидий заявкам ИП <__> ООО "Медфармсервис", ООО "Малахит", ИП главе КФХ <__> ИП главе КФХ <__> являлось неуказание информации в раздела 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств".
Согласно Положения о порядке проведения конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)., утвержденного приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 13 августа 2015 г. N 289/од, данный конкурсный отбор проводится в соответствии с:
Порядком субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), являющимся приложением 1 к подпрограмме "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" государственной программы Ставропольского края "Модернизация экономики, развитие инноваций, малого и среднего бизнеса, поддержка конкуренции и улучшение инвестиционного климата" утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 г. N561-п (далее - подпрограмма);
Порядком субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), являющимся приложением 4 к подпрограмме; (далее соответственно - конкурсный отбор, субъект предпринимательства, соответствующий Порядок, субсидия, соответствующая мера государственной финансовой поддержки).
Пунктом 8 Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) установлено, что для участия в конкурсном отборе субъект предпринимательства представляет следующие документы:
1) заявление на получение субсидии, содержащее согласие субъекта предпринимательства, предусмотренное подпунктом "4" пункта 6 настоящего Порядка, по форме, утверждаемой приказом минэкономразвития края (далее - заявление);
2) для юридического лица - копии учредительных документов юридического лица и всех изменений к ним, заверенные нотариально;
3) для индивидуального предпринимателя - копия документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, заверенная нотариально;
4) справка с указанием уровня среднемесячной заработной платы всех работников, состоящих в трудовых отношениях с субъектом предпринимательства;
5) копии договоров о приобретении субъектом предпринимательства в собственность оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, заключенные не ранее 01 января 2014 года, заверенные субъектом предпринимательства;
6) копии платежных документов (платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера), подтверждающих осуществление субъектом предпринимательства расходов на приобретение оборудования, заверенные кредитной организацией;
7) бизнес-план инвестиционного проекта по форме, утверждаемой приказом минэкономразвития края;
8) копия инвентарной карточки учета объекта основных средств для подтверждения постановки на баланс оборудования, приобретенного субъектом предпринимательства, заверенная субъектом предпринимательства;
9) справка об отсутствии нарушений порядка и условий предоставления государственной поддержки, в том числе необеспечения целевого использования государственной поддержки, в течение 3 лет до момента подачи заявления на получение субсидии (в свободной форме), подписанная субъектом предпринимательства.
Данный перечень является закрытым и обязательным для всех претендентов в равной степени.
Подпунктом 10 пункта 7 Порядка установлено, что субсидии не представляются претендентам представившим недостоверные сведения и документы в целях получения субсидии.
Таким образом, на основании указанного пункта, заявкам ИП <__> ООО "Медфармсервис", ООО "Малахит", ИП главе КФХ <__> ИП главе КФХ <__> было отказано в выдаче субсидий, ввиду представления пустых инвентарных карточек с указанием информации: "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств".
В то же время Комиссия Ставропольского УФАС отмечает, что в заявках ООО "Венеция", ЗАО "Краевой диагностический центр" Министерства здравоохранения России, КФХ "Врана" так же не заполнен раздел 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств", соответственно указанным заявкам должно было быть отказано в выдаче субсидий на основании подпункта 10 пункта 7 Порядка.
Пунктом 4 положения о конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров Утвержденным приказом Министерства экономического развития N289/од от 13.08.2015 года, установлено, что основными задачами конкурсной комиссии являются:
- создание равных условий и возможностей для участников конкурсного отбора.
- объективная оценка участников конкурсного отбора.
- определение победителей конкурсного отбора.
Исходя из вышеизложенного Комиссией Министерства экономического развития Ставропольского края по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров Утвержденным приказом Министерства экономического развития N289/од от 13.08.2015 года, не было выполнена задача, возложенная указанным приказом, об объективной оценке участников конкурсного отбора, в следствии чего действия конкурсной комиссии привели к нарушению порядка определения победителей конкурса.
Иных обстоятельств, а так же доказательств отсутствия вины в действиях Министерства экономического развития Ставропольского края не установлено.
По результатам проведенного антимонопольного расследования в рамках настоящего дела, на основании статьи 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в адрес Министерства экономического развития Ставропольского края было направлено Заключение об обстоятельствах дела N77 от 22.03.2016 года.
На рассмотрении дела, назначенного на 07.04.2016 года, Министерством были представлены возражения на Заключение Ставропольского УФАС России от 22.03.2016 года.
В своих возражениях Министерство экономического развития Ставропольского края указывало на то, что заявки претендентов не отклонялись и не признавались несоответствующими требованиям конкурсной документации исключительно на основании отсутствия в заявках заполненного раздела 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств". Согласно позиции Министерства основанием для отказа в выдаче поддержки претендентам являлись иные основания не указанные в протоколе.
Исследовав возражения на Заключение об обстоятельствах дела N77, Комиссия Ставропольского УФАС России установила следующее.
Согласно информации указанной в протоколе, ООО "Медфармсервис" было отказано в выдаче по причине незаполнения раздела 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств". Иной информации о причинах отказа в выдаче поддержки указанному субъекту в Итоговом Протоколе не указано.
В соответствии с нормами Положения о конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров Утвержденным приказом Министерства экономического развития N289/од от 13.08.2015 года, по итогам заседания Комиссии составляется Протокол, содержащий исчерпывающую информацию о проведенном конкурсном отборе.
В свою очередь Протокол заседания указанной комиссии является документом размещаемом в средствах массовой информации и носит публичный характер, следовательно должен содержать достоверную и полную информацию о принятых комиссией по проведению конкурса решениях.
На основании итогового протокола, основанием для отказа в выдаче поддержки м по причине незаполнения раздела 7 инвентарных карточек "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств". Иной информации о причинах отказа в выдаче поддержки указанному субъекту Комиссией Ставропольского УФАС России в документации о проведенном конкурсе не обнаружено.
Таким образом, конкурсная документация, а так же документы, составленные в ходе рассматриваемого конкурса не содержат информации об иных причинах отказа в выдаче поддержки ООО "Медфармсервис", кроме оснований указанных в Протоколе заседания конкурсной комиссии.
На основании изложенного Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что доводы указанные в возражении на Заключение об обстоятельствах дела N77 являются необоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
Нормой пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
На основании изложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что сознательные действия Министерства экономического развития Ставропольского края по выдаче поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров претендентам, заявки которых были поданы с нарушением требований установленных конкурсной документацией является прямым нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Материалами дела так же подтверждается факт того, что претенденты на получение поддержки были поставлены в неравные условия между собой, что выразилось в неоднозначном подходе к оценке заявок претендентов, соответственно указанными действиями Министерства экономического развития Ставропольского края допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1. Признать Министерство экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) нарушившим части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось выдаче поддержки в форме субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров претендентам, заявки которых были поданы с нарушением требований установленных конкурсной документацией.
2. Признать Министерство экономического развития Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в неравном подходе к оценкам заявок претендентов, повлекшее выдачу поддержки претендентам, заявки которых не соответствовали требованиям конкурсной документации.
3. Ввиду того, что по результатам проведенного конкурса договоры заключены и обязательства в настоящий момент по ним исполняются, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 апреля 2016 г. N 77
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016