Я, заместитель руководителя ФАС России Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.33-334/00-08-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении управляющего АО "Би-энд-Би" <>, в присутствии представителя <> по доверенности от 17.03.2016, установил:
ООО "Кондитерская фабрика "Славянка", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" и АО "Славянка-люкс" осуществляют деятельность на товарном рынке кондитерских изделий Российской Федерации, в частности ООО "Кондитерская фабрика "Славянка", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" и АО "Славянка-люкс" с 2007 года вводят в гражданский оборот на территории Российской Федерации желейные глазированные конфеты "Левушка" нескольких видов, отличающихся вкусовыми свойствами и используемой начинкой. Конфеты "Левушка" имеют три варианта цветового оформления этикеток - оранжевый, зеленый и синий. Введение в гражданский оборот подтверждается образцами продукции с приложенными товарными и кассовыми чеками, сертификатами соответствия, договорами поставки и товарными накладными. В представленных сертификатах в качестве изготовителя указаны ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" и ООО "Славянка-люкс", продавца ООО "Славянка-Торг".
Рецептура конфет "Левушка" является оригинальной и была разработана специалистами кондитерской фабрики "Славянка" и охраняется патентами на изобретение N 2490925 и N 2490924 с приоритетом от 25.05.2011, правообладателем является ООО "Славянка-люкс".
Кроме того, этикету конфет "Левушка" и "Левушка тропический" предоставлена правовая охрана в качестве товарных знаков по свидетельствам N 509587 (дата приоритета 05.10.2012, дата регистрации 27.03.2014), N 510953 (дата приоритета 26.10.2012, дата регистрации 14.04.2014), N 509586 (дата приоритета 05.10.2012, дата регистрации 27.03.2014), N 401904 (дата приоритета 12.12.2008, дата регистрации 24.02.2010).
Из документов, представленных АО "Би-энд-Би", следует, что введение в гражданский оборот конфет "Африка", представляющих собой глазированные конфеты желе с карамельной начинкой, началось в конце 2012 - начале 2013 годов. Введение в гражданский оборот подтверждается образцами продукции с приложением накладной и кассового чека, а также каталогом продукции, выпускаемой АО "Би-энд-Би".
Таким образом, ООО "Кондитерская фабрика "Славянка", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка", АО "Славянка-люкс" и АО "Би-энд-Би" являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.
В качестве подтверждения возможности введения в заблуждение в отношении производителя конфет "Африка", ООО "Кондитерская фабрика "Славянка", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" и АО "Славянка-люкс" представлено заключение от 06.11.2014 N 82-2014 по результатам социологического опроса потребителей кондитерских изделий, подготовленное лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН.
Из заключения по результатам социологического опроса представляется следующее:
- 44% потребителей полагают, что конфеты в упаковках "Африка" и конфеты в упаковках "Левушка" производятся одной компанией, 45% опрошенных считают, что разными;
- примерно треть опрошенных (36%) думают, что производителем конфет в упаковках "Африка" является компания "Славянка", 18% респондентов решили, что Общество;
- 61% опрошенных сказали, что производителем конфет в упаковках "Левушка" является компания "Славянка";
- 43% потребителей допускают возможность ошибки, в результате которой они могли бы приобрести конфеты в упаковках "Африка", думая, что приобретают конфеты в упаковках "Левушка", 54% респондентов не допускают возможность подобной ошибки;
- 20% опрошенных убеждены в том, что в случае, если бы им не понравился товар в упаковках "Африка", то их отношение к товару в упаковках "Левушка" изменилось бы в худшую сторону, 6% респондентов считают, что их отношение изменилось бы в лучшую сторону, 69% потребителей полагают, что их отношение никак не изменилось бы.
Из вышеизложенного можно сделать заключение о том, что:
- конфеты "Левушка" обладают высокой различительной способностью и узнаваемостью (61% опрошенных указали производителем конфет кондитерскую фабрику "Славянка");
- значительная часть потребителей (44%) полагают, что конфеты в упаковках "Африка" и конфеты в упаковках "Левушка" производятся одной компанией;
- 43% потребителей допускают возможность ошибки, в результате которой они могли бы приобрести конфеты в упаковках "Африка", думая, что приобретают конфеты в упаковках "Левушка".
Комиссия ФАС России, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения специалиста <>, заведующего лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН, кандидата социологических наук, пришла к выводу, что действия АО "Би-энд-Би" по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации глазированных конфет желе с карамельной начинкой "Африка" с использованием оформления, сходного до степени смешения с продукцией ООО "Кондитерская фабрика "Славянка", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" и АО "Славянка-люкс", приводят к смешению продукции разных производителей, что вводит потребителей в заблуждение в отношении производителя конфет "Африка".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Решением Комиссии ФАС России от 17.12.2015 по делу N 1-14-84/00-08-15 о нарушении антимонопольного законодательства действия ОАО "Би-энд-Би" (142111, Московская обл., г. Подольск, Рязановская ул., д. 1), связанные с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации глазированных конфет желе с карамельной начинкой "Африка" с использованием оформления, сходного до степени смешения с оформлением упаковки желейных глазированных конфет "Левушка", вводимых в гражданский оборот на территории Российской Федерации ООО "Кондитерская фабрика "Славянка", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка" и АО "Славянка-люкс", признаны актом недобросовестной конкуренции, вводящим в заблуждение в отношении производителя товара и противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следовательно, управляющий АО "Би-энд-Би" <> является должностным лицом, которое несет ответственность за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств, у управляющего АО "Би-энд-Би" <> имелась возможность не нарушать требования антимонопольного законодательства, однако <> не сделал этого, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением Комиссии ФАС России от 17.12.2015 по делу N 1-14-84/00-08-15 о нарушении антимонопольного законодательства, протоколом об административном правонарушении от 28 марта 2016 г. N 4-14.33-334/00-08-16, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения управляющего АО "Би-энд-Би" <> к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представителем <> представлены письменные объяснения, согласно которым привлекаемое лицо считает необходимым принять во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, поименованные в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а именно:
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль,
а также применить малозначительность и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекс.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 4 и 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, учитываются при привлечении к административной ответственности юридического лица, а не должностного лица.
Таким образом, обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность управляющего АО "Би-энд-Би" Шкурского Виталия Васильевича, не установлено.
Малозначительность в совершенном управляющим АО "Би-энд-Би" <> административном правонарушении не установлена. Таким образом, основания для освобождения управляющего АО "Би-энд-Би" <> от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, административный штраф за административное правонарушение, совершенное управляющим АО "Би-энд-Би" <>, должен быть исчислен в размере 12 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.2, статьей 4.3, частью 1 статьи 14.33, статьей 23.48, статьей 29.7, статьей 29.9 КоАП РФ, постановил:
1. Признать управляющего АО "Би-энд-Би" <> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцати тысяч) рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 701
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, установленном указанными статьями, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (499) 252 05 63.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2016 г. N АК/27124/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016