Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 12 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
- <_> |
- |
заместитель председателя комиссии; |
- <_> |
- |
член комиссии; |
- <_> |
- |
член комиссии; |
- <_> |
- |
член комиссии. |
с участием:
от акционерного общества "Транснефть-Верхняя Волга": <_> (по доверенности), -
рассмотрела 12 апреля 2016 года в заседании комиссии жалобу общества с ограниченной ответственностью "Композа" на действия акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16 (извещение N31603346678),
и установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Композа" (далее - ООО "Композа", заявитель) на действия акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга" (далее - АО "Транснефть - Верхняя Волга", заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16 (извещение N31603346678).
В жалобе заявитель указывает на следующее.
ООО "Композа" подана заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16. В соответствии с протоколом N2 / ОА-С-09.65.16 от 25.03.2016 "заседания конкурсной комиссии АО "Транснефть - Верхняя Волга" по рассмотрению материалов с заявками участников лот NОА-С-09.65.16 Вычислительная техника" заявка ООО "Композа" отклонена от дальнейшего участия в закупке со следующим замечанием - отсутствует комфортное письмо банка-гаранта либо письменное подтверждение участника о готовности выполнить обеспечительный платеж на расчётный счет организатора. ООО "Композа" считает, что организатор открытого аукциона в электронной форме необоснованно отклонил заявку, так как документы в составе заявки представлены в полном объеме и в соответствии с требованиями, установленными в документации заказчика.
В связи с этим ООО "Композа" просит провести проверку действий АО "Транснефть - Верхняя Волга" и его закупочной комиссии при проведении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16 на соответствие положениям действующего законодательства Российской Федерации, а также повторно провести закупку в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16.
04.04.2016 жалоба ООО "Композа" Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 12 апреля 2016 года в 16 часов 00 минут.
На процедуре рассмотрения жалобы присутствовал представитель АО "Транснефть - Верхняя Волга". ООО "Композа" на процедуру рассмотрения жалобы не явилось, представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
По мнению заказчика, жалоба ООО "Композа" является необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Представитель АО "Транснефть - Верхняя Волга" пояснил, что согласно пункту 15 инструкции для участников закупи одним из обязательных документов, составляющим заявку на участие в закупке, является комфортное письмо банка-гаранта по форме 1.1 (применяется в случае, если требованием проекта договора необходимо предоставление банковской гарантии обеспечения исполнения договора). В типовой форме договора (приложение N3), являющегося неотъемлемой частью документации о закупке, указано, что участник закупки может выбрать одно из следующих условий обеспечения исполнения договора: предоставление банковской гарантии исполнения всех своих обязательств по договору (комфортное письмо банка-гаранта) или перечислить денежные средства на расчетный счет организатора торгов.
ООО "Композа" в составе своей заявки прикрепило информационное письмо от 10.03.2016 N123 о том, что в связи с отсутствием обеспечения контракта по закупке N31603346678 комфортное письмо банка-гаранта и банковская гарантия не требуются.
Таким образом, ООО "Композа" не воспользовалось своим правом направить запрос заказчику о разъяснении положений документации и не ознакомилось с условиями предоставления комфортного письма в составе заявки, следовательно, заявка общества отклонена от дальнейшего участия.
Заслушав представителя ответчика, исследовав имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.
20 февраля 2016 года на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16 (извещение N31603346678). Как следует из извещения, дата окончания приема заявок, дата вскрытия заявок - 15.03.2016; дата рассмотрения заявок и подведения итогов - до 29.03.2016.
В соответствии с извещением предметом открытого аукциона в электронной форме является заключение договора поставки вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16.
Начальная (максимальная) цена договора - 17 855 444,40 (семнадцать миллионов восемьсот пятьдесят пять тысяч четыреста сорок четыре) рублей 40 копеек, включая НДС; 15 131 732,54 (пятнадцать миллиона сто тридцать одна тысяча семьсот тридцать два) рублей 54 копейки, без учета НДС.
В соответствии с пунктом 1.3 инструкции для участника закупки победителем закупки признается лицо, заявка которого соответствует требованиям документации о закупке, которое предложило наиболее низкую цену договора, либо, в случае предложения одинаковой цены договора лицо первым предложившим такую стоимость. Победителем закупки с распространением на него соответствующих прав и обязанностей так же будет являться: участник закупки, заявка которого признана наилучшей после заявки победителя закупки, в случае уклонения последнего от заключения договора; единственный участник закупки, подавший заявку на участие в конкурентной закупке, в случае принятия решения о заключении договора с таким участником закупки.
Разделом 5 инструкции для участников закупки предусмотрены требования к участникам закупки.
При осуществлении закупки заказчик, организатор закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, к которым в том числе относятся, соответствие заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, представление полного комплекта установленных инструкцией для участника закупки документов, форм, наличие в них полных, достоверных сведений, корректно заполненных форм и таблиц, предоставление участником закупки комфортного письма банка-гаранта из перечня банков, представленного по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы "Транснефть").
Согласно пункту 6.3.3 инструкции предоставляемая заявка на участие в закупке должна быть оформлена в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с разделом 7 инструкции участник закупки в качестве обеспечения исполнения договора должен представить комфортное письмо банка-гаранта, которое применяется в случае, если требованием проекта договора необходимо предоставление банковской гарантии обеспечения исполнения договора.
В пункте 7.3.1. инструкции сообщается, что комфортное письмо банка-гаранта (Форма 1.1) оформляется в соответствии со следующими разъяснениями:
- комфортное письмо должно быть оформлено одним из банков, входящих в перечень, который представлен по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы "Транснефть");
- в комфортном письме должны быть отражены банковские гарантии, наличие которых предусмотрено условиями типового договора поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ, входящего в состав документации о закупке;
- в комфортном письме сумма банковской гарантии исполнения условий договора рассчитывается в соответствии с условиями договора от начальной (максимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о закупке.
Комфортное письмо банка-гаранта предоставляется совместно с заявкой в отсканированном виде и в случае необходимости ОРИГИНАЛ должен быть представленв обязательном порядке в течение 2-х рабочих дней с датыписьменного запроса организатора закупки (пункт 7.3.2 инструкции).
Комфортное письмо банка-гаранта участникам закупки не возвращается и хранится с материалами закупки (пункт 7.3.3 инструкции).
В соответствии с разделом 13 проекта договора поставщик в период срока действия настоящего Договора обязан предоставить Покупателю обеспечение исполнения Договора. Способы обеспечения исполнения Договора указаны в подпунктах 13.1.1, 13.1.2 настоящего Договора. Выбор одного из способа обеспечения исполнения Договора осуществляется Поставщиком:
- пункт 13.1.1 проекта договора: поставщик после заключения Договора, в течение 21 (Двадцати одного) календарного дня с момента получения Спецификации, передает Покупателю оригинал безотзывной банковской гарантии исполнения всех своих обязательств по Спецификации, в том числе по гарантии качества и срока поставляемой Продукции с указанием Покупателя Бенефициаром (выгодоприобретателем) по гарантии;
- пункт 13.1.3 проекта договора: поставщик после заключения Договора, в течение 21 (двадцати одного) календарного дня с момента получения Спецификации, вносит обеспечение исполнения всех своих обязательств по Спецификации, в том числе по качеству и срокам поставляемой Продукции, на счет Покупателя, указанный в Договоре, денежными средствами и представляет Покупателю платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств.
Согласно протоколу N1/ОА-С-09.65.16 заседания конкурсной комиссии ОА "Транснефть-Верхняя Волга" по вскрытию заявок участников лот N на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот N
В протоколе N2 / ОА-С-09.65.16 от 24.03.2016 "заседания конкурсной комиссии АО "Транснефть - Верхняя Волга" по рассмотрению материалов с заявками участников лот NОА-С-09.65.16 Вычислительная техника" указано, что заявки участников N3 (ООО "7Микрон"), N4 (ООО "Инновационные сырьевые технологии"), N5 (ООО "Авантаж"), N7 (АО "Форт Диалог"), N8 (ООО "Юнит Копир"), N10 (ООО "ЦУП"), N11 (ООО "СТСК") соответствуют требованиям документации о закупке; заявки N1 (ООО "Композа"), N2 (ООО "Долтен"), N6 (ООО "ЦК "КРиС"), N9 (ООО "Сонет НН") - имеют замечание: отсутствует комфортное письмо банка-гаранта либо письменное подтверждение участника о готовности выполнить обеспечительный платеж на расчётный счет организатора (нарушение пункту 2.9.1инструкции участника), в соответствии с пунктом 2.10.3 инструкции участника и пунктом 7.10.5 положения о закупках АО "Транснефть-Верхняя Волга" отклонить до дальнейшего участия в закупке заявки участников N1, N2, N6, N9.
В соответствии с протоколом N3/ ОА-С-09.65.16 от 29.03.2016 заседания конкурсной комиссии АО "Транснефть-Верхняя Волга" по определению поставщика лот NОА-С-09.65.16 Вычислительная техника" победителем на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот N
01 апреля 2016 года между АО "Транснефть-Верхняя Волга" и ООО "Авантаж" заключен договор поставки NОА-С-09.65.16/ВВМН-10-08-165.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закреплены принципы, которыми руководствуется заказчик при проведении закупки:
- информационная открытость закупки;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения доступа к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пунктами 3, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены требования, которые заказчик должен указать в документации о закупке, к таким относятся требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов.
В соответствии с разделом 5 инструкции для участия в закупке при осуществлении закупки заказчик, организатор закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, предоставление участником закупки комфортного письма банка-гаранта из перечня банков, представленного по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы "Транснефть").
Отсюда следует, что участник закупки в качестве обеспечения исполнения договора должен представить только комфортное письмо банка-гаранта, какой-либо альтернативы данного письма не предусмотрено документацией. Кроме того, в приложении к документации установлена специальная форма 1.1 комфортного письма банка-гаранта.
На заседании комиссии представитель заказчика согласился, что в документации не прописаны в разделах условия, предъявляемые к участнику закупки и к документам, представляемым участником закупки в целях подтверждения его соответствия установленным заказчиком требованиям, возможность участника закупки представлять в составе заявки в качестве подтверждения обеспечения исполнения договора какого-либо иного документа помимо комфортного письма банка-гаранта.
Между тем из анализа заявок следует, что победитель закупки ООО "Авантаж" в качестве обеспечения исполнения договора предоставило заказчику гарантийное письмо, в котором сообщается, что общество гарантирует предоставление обеспечения исполнения договора путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика. Данное письмо составлено ООО "Авантаж" и подписано директором общества М.Э.Р.
Таким образом, заказчик допустил до дальнейшего участия в закупке и в последующем выбирал победителем закупки ООО "Авантаж", которое представило документ не соответствующий требованиям документации. При этом закупочная комиссия АО "Транснефть-Верхняя Волга" отстранила до дальнейшего участия в закупке ООО "Композа", указав в качестве основания для отстранения, в том числе отсутствие гарантийного письма, требование о предоставлении которого не содержится в закупочной документации.
Заказчик разрабатывает документацию и все приложения к ней в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и прописывает в своей документации конкретные требования к участникам закупки.
Вместе с тем в документации по рассматриваемой закупке при проведении открытого аукциона в электронной форме отсутствует возможность представления в качестве альтернативы гарантийное письмо в виде обеспечения исполнения договора, заказчиком установлены требования, согласно которым участник закупки должен представить комфортное письмо банка-гаранта.
Таким образом, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчик, его аукционная комиссия при проведении данной закупки предъявили к участникам закупки требования, не установленные аукционной документацией, а также применили требования закупочной документации к участникам закупки не в равной степени и тем самым нарушили порядок определения победителя.
Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, при установленных фактических и правовых обстоятельств комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба общества с ограниченной ответственностью "Композа" на действия акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16, обоснованна.
При вынесении решения по жалобе, доводы которой антимонопольным органом признаны обоснованными, комиссия на основании части 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" разрешает вопрос о возможности выдачи предписания.
Как указывается выше, 01 апреля 2016 года между АО "Транснефть-Верхняя Волга" и ООО "Авантаж" заключен договор поставки NОА-С-09.65.16/ВВМН-10-08-165.
При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу, что актуальность и целесообразность выдачи предписания в данном конкретном случае отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия решила:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Композа" на действия акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга", его аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку вычислительной техники лот NОА-С-09.65.16 признать обоснованной.
признать акционерное общество "Транснефть - Верхняя Волга" и его закупочную комиссию нарушающими положение части 6 статьи 3 Федерального закона "О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части предъявления к участникам закупки иных требований, не предусмотренных в документации о закупке, а также в части применение требования, установленных в закупочной документации к участникам закупки и к представляемым ими документам, не в равной степени ко всем участникам закупки.
признать акционерное общество "Транснефть - Верхняя Волга" и его закупочную комиссию нарушающими положение части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения победителя торгов.
предписание не выдавать.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Заместитель
председателя комиссии <>
Члены комиссии <_>
< >
< >
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016