Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 29 марта 2016 г. N 07-01/18.1(223)/23-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N 07-01/18.1(223)/23-2016 по признакам нарушения Заказчиком - ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (г. Салехард) положений Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при проведении открытого конкурса на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (закупка N 31603387942), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Транс-Электрик" (г.Вологда) на действия Заказчика - ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (г.Салехард) при проведении открытого конкурса на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях.
По мнению Заявителя, предъявление Заказчиком технических требований (максимальная ширина транспортного средства не менее 2,55 м), не соответствующих установленным техническим нормам и создающих преимущественные условиям одному участнику закупки и в то же время ограничивающие условия участия в закупке другим участникам, носит дискриминационный характер, что не допускается Положением о закупке данного заказчика (п. 1.2.2. подп. "г" Положения о закупке).
Из жалобы следует.
03.03.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение N 31603387942 о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения контракта на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях.
В пункте 1.1 Технического задания, являющемся неотъемлемой частью конкурсной документации (далее - Техническое задание) определены габаритные размеры троллейбусов. В том числе, ширина не менее 2,55 м.
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения N 4 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. N 720 (далее - Технический регламент) максимальная ширина транспортного средства категории М3 не должна превышать 2,55 м (2 550 мм).
Ввиду изложенного, данные условия организатора конкурса не соответствует требованиям Технического регламента и ограничивает круг участников закупки, так как имеются иные производители троллейбусов, имеющие у производимых ими транспортных средств данного типа ширину троллейбуса в пределах действующего Технического регламента - не более 2,55 м, то есть до 2,55 м, но которая, ввиду включения организатором конкурса не основанного на действующих нормах условия по ширине - не менее 2,55 м, то есть от 2,55 м и более - будет не соответствовать данному условию Документации о закупке.
Так, например, у троллейбуса "Авангард", предлагаемого к поставке Заявителем, параметры, подтвержденные действующим Одобрением типа транспортного средства N E-RU.MT02.D.00156.Р1Р1, выданного органом сертификации механических средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования ОС "САТР-ФОНД", ширина составляет 2 530 мм, что соответствует требованиям указанного Технического регламента, не более 2 550 мм, то есть установленным законодательством нормам, однако установленным заказчиком в конкурсной документации неправомерным требованиям (не менее 2550 мм) не соответствует.
Указание Заказчиком ширины троллейбусов, не соответствующей законодательству Российской Федерации, может привести к ограничению круга участников закупки, их недопущению и созданию преимущественных условий какому-либо одному участнику, обладающему точными размерами данного параметра, то есть создание преимущественных условий участия в торгах, что запрещается, поскольку указанные действия могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заявитель считает, что предъявление Заказчиком технических требований, не соответствующих установленным техническим нормам и создающих преимущественные условиям одному участнику закупки и в то же время ограничивающие условия участия в закупке другим участникам, носит дискриминационный характер, что не допускается подпунктом "г" пункта 1.2.2 Положением о закупке Заказчика.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Документации о закупке, пунктом 8.1.1 Положения о закупке 10.03.2016 г. в адрес Заказчика была направлена претензия в связи с нарушениями по вышеуказанным основаниям при проведении закупки, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о закупках при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке (далее - Положение) является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из возражений, представленных Заказчиком в материалы дела, следует.
Обжалуемая закупка организована во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2014 N 2788-р "Об утверждении программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа" (далее - Программа).
В соответствии с разделом III Программы некоммерческого лизинга: "программа реализуется путем предоставления льготных условий для финансирования закупок пассажирской техники транспортным организациям через механизм некоммерческого лизинга. Управление ходом реализации Программы осуществляет открытое акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" (в настоящее время ПАО "ГТЛК"). Государственный заказчик Программы - Министерство транспорта Российской Федерации.
Мероприятия Программы реализуются посредством заключения лизинговых контрактов между транспортными организациями и Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также договоров поставки между Заказчиком и российскими производителями пассажирской техники.
В соответствии с пунктом 2 раздела V Программы в рамках работы по заключению договоров лизинга Заказчик совместно с транспортными организациями предусматривает сформировать технические требования к приобретаемой пассажирской технике, которые в дальнейшем будут направлены российским производителям пассажирской техники для формирования производственных планов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
05.02.2016 г. в адрес ПАО "ГТЛК" поступило Техническое задание с требованиями, предъявляемыми к троллейбусам. Данное Техническое задание было согласовано заместителем министра Республики Крым, утверждено Министром транспорта Республики Крым, Генеральным директором ГУП РК "Крымтроллейбус", Директором МУП МОГОК РК "Керчьгортранс", главой администрации города Керчи.
Таким образом, технические требования к пассажирской технике были утверждены участниками Программы (будущими пользователями техники) и соответствуют действительным потребностям транспортных организаций в новой современной и экологичной пассажирской технике. Так как приобретение ПАО "ГТЛК" техники в собственность для последующей передачи во владение и пользование лизингополучателю продиктовано условиями лизинговой деятельности и по своей сути является одним из видов финансирования, ПАО "ГТЛК" продублировало технические требования, полученные от лизингополучателя, в Документации.
17.03.2016 г. в адрес ПАО "ГТЛК" поступило Письмо ГУП РК "Крымтроллейбус" N 737/01-02 от 17.03.2016 г. о внесении изменений в пункт 1.1 технических требований, в котором сообщалось о допущенной опечатке: вместо "ширина, не менее 2,55-м" считать "ширина, не более 2,55-м".
23.03.2016 г. в адрес ПАО "ГТЛК" поступило письмо Первого заместителя министра транспорта Республики Крым N 543/03.2 от 23.03.2016 г., в котором также подтверждается наличие технической ошибки, а также указывается на необходимость внесения изменений в техническое задание конкурсной документации.
В соответствии с указанными письмами об ошибке, допущенной в технических требованиях к передаваемой в лизинг технике при указании требований к ширине транспортных средств, ПАО "ГТЛК" готовится уведомление о внесении изменений в Документацию открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (далее - Документацию о закупке) в части устранения соответствующей ошибки, допущенной в Техническом задании.
В соответствии с пунктом 2.4.9 Документации уведомление о внесении изменений после утверждения членами закупочной комиссии будет размещено в ЕИС.
Комиссией контролирующего органа установлено, что Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" утратило силу 19.02.2015 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 10.02.2015 N 109.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - Регламент Таможенного союза) вступивший в силу с 01.01.2015 г. Этим же Решением определены переходные положения.
Пунктом 1.2 приложения N 5 к регламенту таможенного союза установлена максимальная ширина транспортного средства категорий M, N, O, которая не должна превышать 2,55 м.
Таким образом, максимальная ширина транспортного средства осталась без изменения.
Заказчик предоставил в адрес комиссии письма, свидетельствующие об опечатке и необходимости внесения изменений в Технические требования.
На момент поступления жалобы и рассмотрения материалов дела изменения в документацию внесены не были. Таки образом, Комиссией установлен факт несоблюдения Заказчиком нормативного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 3 Закона о закупках при формировании конкурсной документации на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (закупка N 31603387942), что образует состав административного правонарушения по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Транс-Электрик" (г. Вологда) на действия Заказчика - ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (г.Салехард) при проведении открытого конкурса на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (закупка N 31603387942) обоснованной.
2. Признать Заказчика - ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (г. Салехард) нарушившим части 4 статьи 3 Закона о закупках и Закона о защите конкуренции при формировании конкурсной документации на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (закупка N 31603387942).
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении должностного лица ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания", утвердившего документацию по открытому конкурсу на поставку 10-ти троллейбусов с увеличенным автономным ходом (УАХ), длиною кузова не более 13,5 м., с асинхронным двигателем для эксплуатации на городских линиях (закупка N 31603387942) с нарушением Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 марта 2016 г. N 07-01/18.1(223)/23-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.6.2016