Резолютивная часть решения оглашена "01" июня 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" июня 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Ланцман Л.И. - заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Наумова В.В. - начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Гилёва И.С. - главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи; Юканкин Д.С. - главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи, |
при ведении протокола с использованием аудиозаписи,
рассмотрев дело N 09/А-17-2016, возбужденное по признакам нарушения МАУЗ "ДГКБ N 5" (650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д.21) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ФЗ N 135-ФЗ), выразившегося во включении подпункта 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 в Положение о закупочной деятельности муниципального автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5", в присутствие на заседании <_> - представителя муниципального автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5" (МАУЗ "ДГКБ N 5"), установила:
18.03.2016 г. приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России) N 38, по результатам рассмотрения заявления акционерного общества по производству технических газов имени Кима Ф.И. (АО "Сибтехгаз"), возбуждено дело N 09/А-17-2016 по признакам нарушения МАУЗ "ДГКБ N 5" части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ, выразившегося во включении подпункта 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 в Положение о закупочной деятельности МАУЗ "ДГКБ N 5".
Определением от 21.03.2016 г. рассмотрение дела N 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 05.05.2016 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копия определения и приказа были вручены ответчику 23.03.2016 г. (почтовое уведомление о вручении имеется в материалах дела).
30.03.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения, согласно которым МАУЗ "ДГКБ N 5" нарушения не признаёт, считает, что подпункт 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 Положения о закупочной деятельности МАУЗ "ДГКБ N 5" полностью соответствует требованиям Федерального закона от 18.072011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также ФЗ N 135-ФЗ (подробно доводы МАУЗ "ДГКБ N 5" изложены в письменных пояснениях вх. N 2018 от 30.03.2016).
05.05.2016 г. при рассмотрении дела N 09/А-17-2016 представитель АО "Сибтехгаз" полностью поддержал доводы, содержащиеся в заявлении, поданном в Кемеровское УФАС России на действия МАУЗ "ДГКБ N 5", а также указал на наличие в действиях МАУЗ "ДГКБ N 5" нарушений требований части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ.
Представитель МАУЗ "ДГКБ N 5" факт наличия нарушения в действиях МАУЗ "ДГКБ N 5" не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях от 30.03.2016 г.
Определением от 11.05.2016 г. рассмотрение дела N 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 31.05.2016 г. на 14 часов 00 минут в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.
Уведомлением от 20.05.2016 N 05/4638 в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 01.06.2016 г. на 14 часов 00 минут.
27.05.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство АО "Сибтехгаз" о рассмотрении 01.06.2016 г. дела N 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствии представителя АО "Сибтехгаз".
Указанное ходатайство было удовлетворено.
18.05.2016 г. копия заключения об обстоятельствах дела N 09/А-17-2016 вручена МАУЗ "ДГКБ N 5" (доказательства имеются в материалах дела). Получение МАУЗ "ДГКБ N 5" указанного заключения подтвердила представитель ответчика, при рассмотрении 01.06.2016 г. дела N 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства.
24.05.2016 г. копия заключения об обстоятельствах дела N 09/А-17-2016 вручена АО "Сибтехгаз" (доказательства имеются в материалах дела).
01.06.2016 г. на рассмотрении дела N 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представитель МАУЗ "ДГКБ N 5" поддержала данные ранее пояснения и доводы, указала на отсутствие в действиях МАУЗ "ДГКБ N 5" каких-либо нарушений законодательства РФ. Дополнительных материалов, пояснений МАУЗ "ДГКБ N 5" в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.
Изучив материалы дела N 09/А-17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в данном деле, Комиссия установила следующее:
13.01.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет по адресу: http://www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), опубликовано извещение N 31603194653 о проведении закупки в форме запроса цен на поставку кислорода медицинского (далее - Закупка), а также закупочная документация в порядке, предусмотренном Законом о закупках.
Согласно указанному извещению:
заказчик Закупки - МАУЗ "ДГКБ N 5";
адрес электронной почты - omo_mbuz_dgkb5@bk.ru;
предмет договора - Поставка кислорода медицинского;
количество поставляемого товара, объем выполняемых работ/оказываемых услуг:
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения |
Количество |
Кислород медицинский, в том числе: |
|
|
Кислород медицинский жидкий |
тонна |
150 |
Кислород медицинский газообразный |
штука |
300 |
начальная (максимальная) цена договора - 2 596 000,50 рублей;
дата и время окончания подачи заявок - 20.01.2016 г. в 11:00;
дата и время рассмотрения заявок - 20.01.2016 г. в 11:30;
дата и время подведения итогов - 20.01.2016 г. в 13:00.
В соответствии с пунктом 1.1 закупочной документации форма проведения Закупки - открытый запрос цен не в электронной форме.
18.01.2016 г. на указанный заказчиком адрес электронной почты АО "Сибтехгаз" направлен запрос разъяснений по Закупке, подписанный электронной подписью сотрудника АО "Сибтехгаз", согласно которому Заявитель просил разъяснить следующее:
в разделе 6 закупочной документации и в пункте 4.1. проекта гражданско-правового договора содержится условие: "Поставка товара может осуществляться как единовременно, так и партиями по заявкам Заказчика". Ввиду отсутствия в составе закупочной документации графика поставки предмета договора, Заявитель просил сообщить периодичность поставок и размер одной партии кислорода медицинского жидкого и кислорода медицинского газообразного;
в разделе 6 закупочной документации и в пункте 4.1. проекта гражданско-правового договора содержится условие: "Заявки подаются по указанным Поставщиком реквизитам любым из возможных способов: путем передачи телефонограммы, и/или факсимильной, и/или электронной связью, и/или заказным письмом с указанием наименования товара, сроков и объемов исполнения, исходя из потребностей Заказчика, определяемых необходимостью обеспечения бесперебойного режима работы лечебного учреждения и возможностей Заказчика хранения и использования товара в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства. Максимальный срок исполнения заявки три часа с момента её отправки". Заявитель просил разъяснить: "Каким образом Поставщик должен узнать о начале отсчёта трёхчасового срока, отведённого Заказчиком на исполнение заявки, в случае, если Заказчик решит подать заявку посредством заказного письма";
в разделе 6 закупочной документации и в пункте 4.1. проекта гражданско-правового договора содержится условие: "Общий срок поставки со дня, следующего за днем заключения Договора, до 31.12.2016 г.". Там же: "Срок подачи последней заявки - не позднее 31.12.2016 г.". При этом, в пункте 9.2. проекта гражданско-правового договора указано: "Финансирование настоящего Договора Заказчиком при условии представления Поставщиком документации, подтверждающей поставку и передачу товара Заказчику, осуществляется до 31.12.2016 г.". Заявитель просил разъяснить: "Каким образом и на каком основании будет произведена оплата предмета договора, поставленного в адрес Заказчика по заявке Заказчика, оформленной 31.12.2016 г.".
Кроме того, Заявитель указал, что отсутствие ясности по вышеуказанным вопросам не позволяет сформулировать существенные признаки гражданско-правового договора, а именно: цена договора и порядок расчётов по договору, сроки и условия поставки товара.
Ответа на указанный запрос Заявителя от МАУЗ "ДГКБ N 5" не последовало.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 20.01.2016 г. на участие в Закупке была подана одна заявка ООО "Меткон", с ценовым предложением 1 791 240,30 рублей. В связи с тем, что на участие в Закупке подана только одна заявка, Закупка была признана несостоявшейся.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 20.01.2016 г. ООО "Меткон" было допущено к участию в Закупке.
В силу протокола о результатах Закупки от 20.01.2016 г. Закупка была признана несостоявшейся, принято решение заключить договор по результатам Закупки с ООО "Меткон".
02.02.2016 г. по результатам проведения Закупки между МАУЗ "ДГКБ N 5" и ООО "Меткон" заключен гражданско-правовой договор N 31603194653 на поставку товара для нужд МАУЗ "ДГКБ N 5".
Согласно предоставленной в адрес Кемеровского УФАС России информации, отсутствие разъяснений АО "Сибтехгаз" закупочной документации Закупки МАУЗ "ДГКБ N 5" пояснило наличием пункта 12 в закупочной документации и пункта 13.8.8 в Положении о закупочной деятельности муниципального автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5", утверждённого Решением Наблюдательного совета МАУЗ "ДГКБ N 5" от 27.07.2015 г. (далее - Положение о закупках МАУЗ "ДГКБ N 5").
Пунктом 12 закупочной документации установлено, что в соответствии с подпунктом 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 Положения о закупках разъяснения положений извещения и документации при проведении процедуры открытого запроса цен не производится.
В соответствии с подпунктом 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 Положения о закупках МАУЗ "ДГКБ N 5" разъяснение положений извещения, документации при проведении запроса цен не производится.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия считает, что действия МАУЗ "ДГКБ N 5", выразившиеся во включении подпункта 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 в Положение о закупках МАУЗ "ДГКБ N 5" нарушают принципы информационной открытости закупки, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в связи со следующим:
принцип информационной открытости закупки нарушается в виду того, что при наличии спорных либо неясных положений в закупочной документации и (или) извещении, у участника торгов отсутствует возможность получения исчерпывающей информации, касающейся таких позиций;
принцип справедливости нарушается в виду нахождения в заведомо худших условиях участника закупки, у которого возникает неопределённость в трактовке положений закупочной документации и (или) извещения, по сравнению с участником, у которого таких вопросов не возникло;
принцип отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки нарушается, поскольку наличие подпункта 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 в Положении о закупках МАУЗ "ДГКБ N 5" создаёт для потенциальных участников закупок, проводимых МАУЗ "ДГКБ N 5" в форме запроса цен необоснованные препятствия для участия в таких закупках, в связи с невозможностью принять решение об участии либо неучастии в данных закупках при наличии спорных либо неясных положений закупочной документации и (или) извещения, что могло привести при проведении Закупки к ограничению количества её участников, а также может привести в дальнейшем к ограничению количества участников закупок, проводимых МАУЗ "ДГКБ N 5" в форме запроса цен.
Кроме того, согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
По смыслу данной нормы положением о закупке заказчика должны определяться требования к формам, порядку, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, следовательно, наличие в положении о закупке заказчика позиций, дающих возможность заказчику не давать разъяснения участникам закупки положений документации о закупке вступают в противоречие с требованиями пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Комиссией не установлено норм законодательства РФ, прямо позволяющих заказчику закупки, проводимой в порядке, установленном Законом о закупках, включать в положение о закупке норму, позволяющую не давать участникам закупки разъяснений документации.
Нарушение указанных норм Закона о закупках ведёт к недостижению таких целей закупочной процедуры, как расширение возможностей участия в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки.
Между тем, Комиссия считает, что в целях соблюдения указанных выше принципов при организации и проведении закупок, требование к заказчику о разъяснении закупочной документации является обязательным, поскольку данные требования напрямую затрагивают права и законные интересы участников закупок.
Данная правовая позиция наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ), а также наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, поскольку направлена на защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.
При этом предоставленная заказчикам возможность самостоятельно разрабатывать и определять виды и порядок проведения закупочных процедур не освобождает их от обязанности соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 5 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, действия МАУЗ "ДГКБ N 5", выразившиеся во включении подпункта 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 в Положение о закупках МАУЗ "ДГКБ N 5" в нарушение требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ, поскольку приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в виде ограничения количества участников закупок, проводимых МАУЗ "ДГКБ N 5" в форме запроса цен.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать муниципальному автономному учреждению здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5" предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленного нарушения, а именно: исключить подпункт 13.8.8 пункта 13.8 раздела 13 из Положения о закупочной деятельности муниципального автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5", утверждённого Решением Наблюдательного совета муниципального автономного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница N 5" от 27.07.2015 г.
Председатель Комиссии: |
Л.И. Ланцман
|
Члены Комиссии: отпуск, приказ N 61-о от 24.05.2016 |
В.В. Наумова
|
|
И.С. Гилёва
|
|
Д.С. Юканкин |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 июня 2016 г. N 05/5443
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016