Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 16 июня 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "10" июня 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" июня 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: Ерькина Е.П. - заместитель руководителя Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Тютянина Т.Н. - заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии <> - представителя Федерального государственного унитарного предприятия "1 Мая" по доверенности (доверенность от 08.06.2016 б/н), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу Общества с ограниченной ответственностью "САВИТУР-Аудит" (далее - ООО "САВИТУР-Аудит", Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "1 Мая" (далее - ФГУП "1 Мая", Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г. (извещение N 31603665410), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО "САВИТУР-Аудит" на действия организатора торгов - ФГУП "1 Мая" в которой указывается на нарушение требований действующего законодательства при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г. (извещение N 31603665410).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что 1) согласно приложению 1 к информационной карте конкурса в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости в пункте 2.2 "Качество услуг и квалификации участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" указано, что оценка осуществляется экспертным методом, то есть носит субъективный характер, не содержит четко и прозрачно измеряемых параметров; 2) в приложении 1 к информационной карте конкурса в качестве критерия оценки заявок, их содержания и значимости пунктом 2.3 установлен показатель "сроки (периоды) оказания услуг. Значимость критерия 35%", пунктом 2.4 установлен показатель "срок предоставления гарантии качества услуг. Значимость критерия 10%", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям, установленным пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государствнных и муниципальных нужд"; 3) предмет закупки - проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г. - должен быть разбить на пять отдельных лотов, каждый из которых будет равен одному году.
Представитель ФГУП "1 Мая", не согласившись с доводами жалобы, пояснила следующее.
Открытый конкурс N 31603665410 на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г. проводился ФГУП "1 Мая" в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Действительно, в конкурсной документации в приложении N 1 к "Информационной карте конкурса" в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости под пунктом 2.2 "Качество услуг и квалификации участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг" указано, что оценка по показателям осуществляется экспертным методом.
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. В состав конкурсной комиссии входят высококвалифицированные специалисты имеющее высшее профессиональное образование: экономическое, юридическое.
Кроме того, в качестве показателей, характеризующих качество услуг, и квалификация участника конкурса выбраны такие критерии, как:
- количество предлагаемых специалистов имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора соответствующие требованиям Федерального закона об аудиторской деятельности,
- количество проведенных проверок (Опыт проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ с долей государственной собственности в Уставном капитале не менее 25%, за период 2013 - 2015 г.г.), -количество лет работы на рынке аудиторских услуг,
- сумма страхования профессиональной ответственности аудиторской организации за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности (страховая ходят сумма) в соответствии с пп. 4.1.) п.1 статьи 13 Федерального закона об аудиторской деятельности, Сведения о прохождении внешнего контроля качества аудиторской деятельности (не позднее, чем за 4 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе), указанные в статье 10 Федерального закона об аудиторской деятельности. Исходя из вышеизложенного, организатор торгов считает, что при осуществлении оценки указанного критерия по вышеназванным показателям нет необходимости быть экспертом в области аудиторских услуг.
Кроме того, в соответствии с п. 2.2. Конкурсной документации любой участник конкурса вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. От ООО "САВИТУР-Аудит" такие запросы не поступали.
В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Данное требование, по мнению представителя ФГУП "1 Мая", в полной мере было соблюдено заказчиком.
По третьему пункту жалобы представитель ФГУП "1 Мая" пояснила следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Из приведенной нормы следует, что проведение открытого конкурса на право заключения договора аудита, возможно раз в пять лет. Из чего следует что договор на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности возможно заключить сроком на пять лет. Кроме того, в конкурсной документации указаны конкретно периоды оказания услуг, а именно:
аудит за 12 месяцев 2015 г. (с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.);
аудит за 12 месяцев 2016 г. (с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.);
аудит за 12 месяцев 2017 г. (с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.).
аудит за 12 месяцев 2018 г. (с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.).
аудит за 12 месяцев 2019 г. (с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.).
В проекте договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подробно описан предмет договора, этапы и сроки оказания услуг, а стоимость услуг и порядок расчетов разбиты по периодам, оплата происходит за каждый период отдельно.
Кроме того, из пункта 6 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" можно сделать вывод, что деление закупки на лоты является правом, а не обязанностью заказчика.
Выслушав представителя ФГУП "1 Мая", Комиссия объявила перерыв для ознакомления с документами, представленными организатором торгов.
После перерыва представитель ФГУП "1 Мая" изменила свою первоначальную позицию, признав, что при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г. (извещение N 31603665410) были допущены нарушения требований действующего законодательства.
Исследовав жалобу, а также документы и материалы, представленные ФГУП "1 Мая" и выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Согласно части 4 статьи 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен параграфом 2 главы 3 Закона 44-ФЗ.
Вместе с тем при проведении конкурса необходимо создать конкурсную комиссию, которая должна обеспечить вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе, а также ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, при проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчику следует применять лишь процедурные нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения открытого конкурса, а именно нормы статей 48-54.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
17 мая 2016 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса
(N 31603665410) на право заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г.
В соответствии с извещением:
дата начала приема заявок - 17.05.2016;
дата и время окончания подачи заявок - 08.06.2016 в 11:00;
дата и время вскрытия конвертов - 08.06.2016 в 11:00;
дата и время рассмотрения заявок - 08.06.2016 в 11:00;
дата и время подведения итогов: 08.06.2016 в 21:00.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает:
1) информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона;
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации;
4) плату (при ее установлении), взимаемую заказчиком за предоставление конкурсной документации, способ осуществления и валюту платежа;
5) язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация;
6) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок;
7) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;
8) условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
9) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
Анализ извещения N 31603665410 показал, что в нем отсутствуют сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 5 части 3 статьи 49, а именно:
- срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса;
- язык или языки, на которых предоставляется конкурсная документация.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 главы 5 Конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В разделе III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" содержится информация для данного конкретного конкурса, которая уточняет, разъясняет и дополняет положения раздела II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА".
В пункте 8.22 Информационной карты указано, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость указаны в Приложении 1 к настоящей Информационной карте, в соответствии с которым оценка заявок осуществляется по четырем критериям:
- цена контракта (значимость критерия 35%);
- качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг (значимость критерия 20%);
- сроки (периоды) оказания услуг (значимость критерия 35%);
- срок предоставления гарантий качества услуг (значимость критерия 10%).
Одновременно рейтинг, присуждаемый заявке, по каждому из критериев определяется по математическим формулам, приведенным в конкурсной документации наряду с процентной значимостью критерия.
Вместе с тем, согласно подпункту 1.4.7 пункта 1.4 Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.01.2016 N 12, для оценки предложений участников конкурса возможно использовать один из двух способов: первый заключается в использовании для оценки 100-бальной шкалы; второй способ предполагает использование математических формул.
Комплексный анализ Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, конкурсной документации показал, что организатором торгов фактически не раскрыт порядок рассмотрения и оценки заявок, что может привести к установлению неизмеряемых требований к участникам закупки.
Кроме того, Комиссия считает, что установив в конкурсной документации порядок оценки качества услуг и квалификации участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг экспертным способом, заказчик не способен обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах, поскольку оценка будет зависеть от субъективного мнения каждого члена комиссии.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" (вх. N 2584 от 03.06.2016) обоснованной.
2. Признать действия организатора открытого конкурса N 3160365410 на право заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой отчетности) ФГУП "1 Мая" за 2015-2019 г.г. нарушением пунктов 1, 2, 5 части 3 статьи 49, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать ФГУП "1 Мая" обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем аннулирования торгов или внесения изменений в извещение N 3160365410 и конкурсную документацию.
Председатель Комиссии Е.П. Ерькина
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Т.Н. Тютянина
Н.В. Сабурова
А.А. Семенова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
16 июня 2016 года г. Саранск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии - Ерькина Е.П. - заместитель руководителя Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Тютянина Т.Н. - заместитель начальника отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти на основании своего решения N___ от 16 июня 2016 года, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "САВИТУР-Аудит" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ФГУП "1 Мая" устранить нарушение требований пунктов 1, 2, 5 части 3 статьи 49, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем аннулирования торгов или внесения изменений в извещение N 3160365410 и конкурсную документацию.
2. Предписание надлежит исполнить до 27 июня 2016 года и до 01 июля 2016 года направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Председатель Комиссии Е.П. Ерькина
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Т.Н. Тютянина
Н.В. Сабурова
А.А. Семенова
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016