Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 11 апреля 2016 г. N 1-00-629/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Гарпикс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Рестрим" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг технической поддержи веб-сайта zabava.ru (реестровый N 31603474911) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в составлении протокола вскрытия конвертов от 01.04.2016
N 31603474911/1 с нарушением требований Положения о закупках, в необоснованной отмене Закупки, а также в нарушении сроков размещения извещения о проведении Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Рестрим" (далее - Положение о закупках).
28.03.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 28.03.2016 дата окончания подачи заявок - 31.03.2016.
Из протокола вскрытия конвертов от 31.03.2016 N 31603474911/1 следует, что на участие в Закупке было подано 3 заявки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
По мнению Заявителя протокол вскрытия конвертов от 31.03.2016
N 31603474911/1 не содержит все сведения, указание которых предусмотрено Положением о закупках, а также Заказчик неправомерно объединил несколько протоколов в один.
В соответствии с пунктом 20.13 Положения о закупках вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявка), их рассмотрение и оценка осуществляются в ходе одного заседания комиссии с оформлением одного протокола.
Согласно пункту 12.8 Положения о закупках в протоколе вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к заявкам) отражаются, в частности, следующие сведения:
фирменное наименование (наименование) (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физических лиц) претендента, указанное в заявке;
почтовый адрес претендента, указанный в заявке;
иные сведения, которые согласно документации о закупке объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов;
о признании закупки несостоявшейся, в случаях, установленных в Положении о закупках, и о последствиях признания закупки несостоявшейся в соответствии с пунктом 26.1 Положения о закупках.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что согласно извещению об отмене Закупки от 31.03.2016 N б/н следует, что Заказчик сообщает об отмене Закупки в связи с необходимостью существенного изменения Технического задания Закупочной документации.
Комиссия также установила, что на момент отмены Закупки, Заказчиком была проведена лишь процедура вскрытия конвертов с заявками участников Закупки.
Таким образом, оценка и сопоставление заявок, а также выбор победителя не проводился Заказчиком.
Следовательно, Заказчик не мог составить единый протокол, включающий в себя вскрытие конвертов, оценки и сопоставление заявок, а также выбор победителя и подведение итогов Закупки.
Соответственно, Заказчиком был составлен и размещен на Официальном сайте протокол вскрытия конвертов от 31.03.2016 N 31603474911/1.
Кроме того, вышеуказанный протокол содержит все сведения, требование об указании которых установлены в пункте 12.8 Положения о закупках.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не усматривает в вышеуказанных действиях Заказчика нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, а также Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно размещения Заказчиком протокола вскрытия конвертов от 31.03.2016
N 31603474911/1 не в соответствии с требованиями Положения о закупках необоснованным.
Вместе с тем, Заявителем также обжалуется размещение извещения о проведении Закупки для неопределенного круга лиц, содержащее условия, позволяющие отнести способ заключения договора к торгам, а также неправомерный отказ от проведения Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положением о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Часть 3 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в Положении о закупках могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупках порядок закупки указанными способами.
Исходя из вышеизложенного, субъекты Закона о закупках наделены самостоятельностью в части определения перечня способов закупки, которые они будут использовать при осуществлении закупочной деятельности. Обязательным является отражение в Положении о закупках порядка проведения конкурса и аукциона, однако Законом о закупках не установлено требование к субъектам данного закона об обязательном проведении закупок указанными способами.
Кроме того, в Законе о закупках отсутствуют нормы, которые обязывали бы субъектов Закона о закупках проводить закупки исключительно в форме торгов (конкурса или аукцион).
В соответствии с пунктом 20.1 Положения о закупках открытый запрос котировок - способ закупки, не являющийся формой проведения торгов, заявку на участие в которой может подать любое лицо и победителем который признается участник, который предложил наиболее низку цену договора (договоров) или, в соответствии с критерием и порядком основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок), которые установлены документации о закупке на основании Положения о закупках.
Из пункта 20.2 Положения о закупках следует, что закупка данным способом может осуществлять Заказчиком, как правило, при соблюдении следующих условий:
Заказчику важно улучшить условия исполнения договора (договоров) по сравнению с установленными в документации о закупке только по критерию цены договора (договоров);
Заказчик считает нецелесообразным для своевременного, полного и эффективного удовлетворения потребностей Заказчика проводить закупки в иной форме, предусмотренной Положением о закупках.
Из пункта 20.3 Положения о закупках следует, что открытый запрос котировок не является формой проведения торгов и его проведение не регулируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Открытый запрос котировок не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации. Открытый запрос котировок не накладывает на Заказчика обязательств по заключению договора (договоров) с победителем открытого запроса котировок или иным участником. Извещение о закупке и документация о закупке являются согласно пункту 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской федерации приглашением делать оферты и должны рассматриваться в соответствии с этим.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия делает вывод о том, что Закупка (запрос котировок) не регулируется статьями 447-449, 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является торгами.
Вместе с тем, согласно пункту 30.2 Положения о закупках Заказчик вправе отменить закупку, которая осуществляется способом, не являющимся формой проведения торгов, в любое время ее проведения до заключения договора.
В силу того, что Заказчиком была проведена только процедура вскрытия конвертов Заказчик имел право на основании пункта 30.2 Положения о закупках отменить Закупку.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в указанных действиях Заказчика нарушение действующего законодательства Российской Федерации, а также Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать доводы жалобы Заявителя, относительно размещения извещения о проведении Закупки для неопределенного круга лиц, содержащее условия, позволяющие отнести способ заключения договора к торгам, а также неправомерного отказ от проведения Закупки, необоснованным.
Вместе с тем, из текста жалобы Заявителя также следует, что Заказчиком нарушен срок размещения извещения о проведении Закупки на Официальном сайте, установленный в Положении о закупках.
В соответствии с пунктом 20.13 Положения о закупках извещение о закупке и документация о закупке размещаются на Официальном сайте не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока предоставления заявок.
В ходе заседания Комиссия установила, что дата размещения извещения о проведении Закупки и Закупочной документации на Официальном сайте - 28.03.2016. При этом, дата окончания подачи заявок - 31.03.2016.
Согласно статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодов времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Исходя из вышеизложенного, извещение о проведении Закупки размещено на Официальном сайте менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока предоставления заявок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Учитывая изложенное, Заказчик нарушил сроки размещения извещения о проведении Закупки.
Комиссия усматривает в указанных действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 20.13 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя, относительно нарушения сроков размещения извещения о проведении Закупки на Официальном сайте, обоснованным.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно нарушения сроков размещения извещения о проведении Закупки на Официальном сайте. В остальной части признать жалобу необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 20.13 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2016 г. N 1-00-629/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016