Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
N К-71/16 (опубликовано 14 июня 2016 г.)
Резолютивная часть оглашена 09.06.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14.06.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - временно исполняющего обязанности руководителя Управления <_> членов Комиссии УФАС: главного специалиста эксперта Управления - <_> ведущего специалиста-эксперта <_> в присутствии представителей: Администрации муниципального образования "Гиагинский район" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 09.06.2016 года), <_> (доверенность от 09.06.2016 года), Заявителя - ИП <_> (далее - Заявитель), <_> (доверенность от 30.05.2016 года), рассмотрев жалобу Заявителя на действия единой комиссии Заказчика - Администрации муниципального образования "Гиагинский район" при проведении процедуры запроса котировок N0176300005416000045 на право заключения контракта по выполнению работ по сносу аварийного муниципального жилищного фонда МО "Гиагинский район", расположенного по Адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, п.Новый, пер.Советский, 5, пер. Почтовый, 5 (закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) (далее - Запрос котировок), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 02.06.2016 года (входящий номер 1512) поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии Заказчика.
В жалобе Заявитель указал, что при проведении процедуры запроса котировок, а именно перед началом вскрытия конвертов, другой участник закупки (как указано в жалобе "предположительно Кобзев") предоставил в запечатанном конверте заявку на участие в Запросе котировок.
Заявитель отмечает, что после регистрации заявки на участие в Запросе котировок, а именно до начала процедуры вскрытия конвертов участник закупки вскрыл уже зарегистрированный в журнале запечатанный конверт с поданной заявкой и поменял на другую заявку, при этом Заказчик не отреагировал на действия второго участника закупки.
Таким образом, Заявитель просит провести проверку на действие (бездействие) единой комиссии Заказчика при проведении процедуры Запроса котировок.
Заказчиком 07.06.2016 года (входящий номер 1577), в Адыгейское УФАС России направил возражение на жалобу Заявителя, в котором указано, что при проведении Запроса котировок поступило и зарегистрировано в журнале регистрации четыре котировочные заявки в запечатанных конвертах от участников закупки.
Кроме того в возражении Заказчик отметил, что согласно требованиям части 5 статьи 78 Закона о закупках, при проведении процедуры вскрытия конвертов велась аудиозапись. Процедура вскрытия конвертов началась 31.05.2016 года в 09:00, с момента вскрытия конвертов и до окончания процедуры предложений, заявлений и замечаний от участников Запроса котировок не поступало.
Адыгейским УФАС России были направлены в установленном порядке уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заявителю, Заказчику.
Изучив представленные документы, выслушав доводы представителей, присутствующих на рассмотрении дела, Комиссия УФАС установила.
Заказчиком (Администрацией МО "Гиагинский район") на 24.05.2016 года на официальном сайте для размещения закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная максимальная цена контракта - 249 851 рублей 24 копеек. Источник финансирования - бюджет МО "Гиагинский район".
Дата начала и окончания срока подачи заявок от участников закупки с 25.05.2016 08:00 по 31.05.2016 г. 9:00, дата вскрытия конвертов 31.05.2016 г. 9:00.
Частью 7статьи 74 Закона о закупках установлено, что прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона о закупках любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок, а также в случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно части 3 статьи 77 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Частью 4 статьи 77 Закона о закупках установлено, что заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 31.05.2016 года N36 на участие в запросе котировок поданы 4 заявки от участников закупки: Репина Е.В. (входящий номер 74 от 27.05.2016 года в 15:45), Третьякова В.В. (входящий номер N75 от 30.05.2016 года в 15:06), заявка подана представителем ИП Кобец А.В. Синельниченко А.А. (входящий номер 76 от 31.05.2016 года в 08:30), ИП Кудзиева А.Т. (входящий номер 77 от 31.05.2016 года в 08:51).
Комиссией УФАС установлено, что вовремя процедуры вскрытия конвертов участвовали 2 участника Запроса котировок: представитель по доверенности ИП Кобец А.В. - Синельниченко А.А., а также ИП Кудзиев А.Т.
Таким образом, Комиссией установлено, что при проведении процедуры вскрытия конвертов, участник закупки предположительно по фамилии "Кобзев" не участвовал, а также не подавал заявку на участие в Запросе котировок.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства подтверждающие, что Заказчик не обеспечил сохранность конвертов с заявками, позволив участнику закупки подменить свою заявку на участие в Запросе котировок, в связи с чем жалоба Заявителя необоснованна.
В ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС установила.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о закупках в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении Запроса котировок не указаны единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о закупках, в нарушение пункта 1 статьи 1 статьи 73 Закона о закупках.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно N 583 Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона о закупках, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках).
Таким образом, в случае если Постановлением Правительства РФ N1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
Вместе с тем в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о закупках в извещении Запроса котировок не было установлено требование к участникам закупки о запрете оказания услуг, выполнения работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о закупках, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Согласно частью 3.1 статьи 73 Закона о закупках, участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о закупках, а именно предоставление информации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При анализе извещения Запроса котировок по вышеуказанной закупке, Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком вышеуказанного единого требования к участникам закупки не установлено, что является нарушением части 3.1 статьи 73 Закона о закупках.
В нарушение пункта 5 части 1 статьи 73 Закона о закупках, Заказчиков в извещении Запроса котировок размещенной Заказчиком на официальном сайте, установлено: "Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии ст.95 N44ФЗ предусмотрена", в соответствии с требованием Закона о закупках в извещении должно быть установлено, что информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 73 Закона о закупках в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в извещении Запроса котировок в п. 21 Заказчиком указано "Преимущества предоставляемые при осуществлении закупки в соответствии ст.28-30 N44-ФЗ - Предоставляется", при этом Заказчик не уточнил каким участникам закупки в соответствии ст.28-30 предоставляются преимущества при проведении Запроса котировок, что не соответствует требованиям пункта 6 части 1 статьи 73 Закона о закупках.
В силу пункта 4 статьи 42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о закупках при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Комиссией УФАС в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в извещении о проведении Запроса котировок ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии со статьей 30 Закона о закупках, не указано.
Таком образом, бездействие Заказчика в виде не указания в извещении о проведении запроса котировок ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о закупках, противоречит части 3 статьи 30, пункту 4 статьи 42 Закона о закупках.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о закупках в извещении о проведении запроса котировок помимо прочего должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
Комиссия УФАС установила, что форма котировочной заявки не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 73 Закона о закупках, в форме заявки указано "Цена товара работы, услуги", в соответствии требованием законодательства о контрактной системе должно быть указано "предложение о цене контракта".
Кроме того, в форме котировочной заявки Заказчиком в п.3 установлено: "ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок", что не соответствует требованиям пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о закупках, согласно которой должно быть указано: "идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок".
Заказчиком в форме котировочной заявки не установлено требование о декларировании о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о закупках, что является нарушением пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 78 Закона о закупках котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Частью 3 статьи 78 Закона о закупках установлено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В силу части 5 статьи 78 Закона о закупках Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия данного доступа.
Вместе с тем, в ходе изучения направленной Заказчиком в Адыгейское УФАС России аудиозаписи проведения процедуры вскрытия конвертов при проведении Запроса котировок Комиссией УФАС установлено, что председатель единой комиссия Заказчика не объявил участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками, в нарушение части 3 статьи 78 Закона о закупках.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 78 Закона о закупках не были объявлены имена и отчества 2 участников закупки - ИП Кудзиева А.Т. и Третьякова В.В., а также не были объявлены почтовые адреса всех участников Запроса котировок.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 31.05.2016 года (далее - Протокол) до окончания срока подачи котировочных заявок на участие в Запросе котировок подано 4 запечатанных конверта. Все поступившие котировочные заявки зарегистрированы в "Журнале регистрации поступления заявок" (приложение к Протоколу).
Согласно Протоколу единая комиссия Заказчика признала поступившие 4 котировочные заявки от участников закупки соответствующими требованиям извещения о проведении Запроса котировок, победителем признан участник закупки ИП Кудзиев А.Т. с предложением цены контракта 150 000 рублей 00 копеек.
Частью 3 статьи 73 установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки.
Изучив поданные заявки участников запроса котировок Комиссией УФАС установлено, что у участников закупки ИП Репина Е.В. (с номером заявки 1), Третьякова В.В. (с номером заявки 2), а также у ИП Кудзиева А.Т. (с номером заявки 4) в составе заявки отсутствуют банковские реквизиты.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о закупках Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о закупках. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, в действиях единой комиссии Заказчика содержится нарушение части 7 статьи 78 Закона о закупках.
Комиссия УФАС, руководствуясь главой 6, статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия УФАС решила:
1. Признать жалобу ИП Кобец А.Ю. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрации МО "Гиагинский район" нарушения: пункта 1 статьи 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3.1 статьи 73, пунктов 5 и 6 части 1 статьи 73, части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, пунктов 2, 4, 5 части 3 статьи 73 Закона о закупках.
3. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - Администрации МО "Гиагинский район" нарушения частей 1, 3, 7 статьи 78 Закона о закупках.
4. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона о закупках путем внесения изменений в извещение Запроса котировок.
5. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела NК-71/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по выявленным признакам административных правонарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея N К-71/16 (опубликовано 14 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016