Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 6 июня 2016 г. N 1-00-987/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО "АКВА-ЛАЙТ"
ГБУК города Москвы "Московский театр "Современник"
в отсутствие:
АО "ЕЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 02.06.2016 N ИШ/22886),
рассмотрев жалобу ООО "АКВА-ЛАЙТ" на действия заказчика - ГБУК города Москвы "Московский театр "Современник" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку питьевой воды на 2016-2017 гг. (реестровый N 31603539491),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "АКВА-ЛАЙТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУК города Москвы "Московский театр "Современник" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку питьевой воды на 2016-2017 гг. (реестровый N 31603539491) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном признании Заявителя уклонившемся от заключения договора.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках товаров, работ, услуг на 2016 год Заказчика (далее - Положение) размещено 24.12.2015 в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 11.04.2016 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок - 12.05.2016. Подведение итогов - 17.06.2016.
Согласно протоколу подведения итогов 31603539491 от 17.05.2016 победителем процедуры признан Заявитель.
Вместе с тем, согласно протоколу об уклонении победителя от заключения договора по итогам аукциона в электронной форме итогов 31603539491 от 23.05.2016 Заявитель признан уклонившемся от заключения договора. Заявителем не представлено обеспечение договора и обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчета или сметного расчета предлагаемой цены договора в срок до 22.05.2016, обеспечения исполнения обеспечения договора, подписанного усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица, а также Заказчиком не подписан проект договора.
Согласно жалобе Заявителя, 17.05.2016 Заказчиком был направлен проект договора без подписи Заявителя. Пятый день подписания договора (согласно документации Заказчика, отводится 5 дней) - 22.05.2016 - выходной день (воскресенье), следовательно, последним днем подписания договора, согласно статьям 193-194 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее - ГК РФ), является 23.05.2016.
Согласно пункту 2 статьи 7 Аукционной документации Заказчик в течение 3 дней со дня подписания протокола направляет оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре, указанных в заявке на участие в аукционе такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об аукционе. Направленный Заказчиком проект договора не соответствует первой части заявки Заявителя.
Таким образом, у Заявителя возникает обязанность подписывать договор только тогда, когда он размещен в полном соответствии с документацией Заказчика.
Заказчик жалобе Заявителя возразил, отметив, что 17.05.2016 Заявителю направлен проект договора. Срок подписания договора - 22.05.2016, следовательно, до 22.05.2016 Заявитель должен был представить обеспечение договора и обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчета или сметного расчета предлагаемой цены договора. Кроме этого, Заявителем не представлено обеспечение исполнения договора. 22.05.2016 является выходным днем, но не является нерабочим.
А также, протокол разногласий до истечения срока подписи вышеуказанного договора со стороны Заявителя не поступал.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Пунктом 34 Положения установлен порядок заключения договора по результатам проведения аукциона.
Статьей 7 Аукционной документации, также установлен порядок заключения договора по результатам Аукциона, из которого следует, в том числе, следующее:
- (пункт 1) по результатам аукциона договор заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником аукциона;
- (пункт 2) Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания указанного в части 8 статьи 6 настоящего Порядка протокола направляют оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в аукционе такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об аукционе.
17.05.2016 по результатам подведения итогов проведения Аукциона Заявитель выбран победителем торгов, согласно протоколу подведения итогов 31603539491 от 17.05.2016, размещенному 17.05.2016 на Официальном сайте.
А также 17.05.2016 Заказчиком был направлен проект договора оператору электронной торговой площадки без подписи Заказчика.
Пунктом 3 статьи 7 Аукционной документации установлено, что в течение пяти дней с даты размещения Заказчиком в единой информационной системе проекта договора участник аукциона размещает в единой информационной системе проект договора, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, а также обеспечение применения антидемпинговых мер (обоснование снижения цены договора и, в случае необходимости, обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в закупочной документации, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса)) в случае их применения к участнику закупки, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Пунктом 1 раздела III Аукционной документа установлено, что в случае, если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан предоставить Заказчику обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчета или сметного расчета.
Пунктом 4 статьи 7 Аукционной документации установлено, что участник аукциона, с которым заключается договор, в случае наличия разногласий по проекту договора, размещенному в соответствии с положениями настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол указанных разногласий, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. При этом участник аукциона, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации об аукционе и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно пояснениям Заказчика и протоколу подведения итогов, предложение Заявителя о цене договора составило 171 600 рублей 00 копеек, что является снижением более 25% от начальной (максимальной) цены договора (начальная (максимальная) цена договора Заказчика составляет 429 000 рублей 00 копеек).
Следовательно, согласно Аукционной документации, Заявитель должен представить обоснование снижения цены договора к моменту заключения договора.
А также, согласно пояснениям Заказчика, пятый день с даты размещения проекта договора (день для подписания договора) приходится на 22.05.2016. Для ГБУК города Москвы "Московский театра "Современник" (то есть для Заказчика) - это рабочий день.
Таким образом, срок подписания проекта договора, срок направления документа по обеспечению исполнения договора, а также срок предоставления обоснования снижения цены договора, согласно пояснениям Заказчика, - 22.05.2016.
Вместе с тем, согласно статье 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Статьей 194 ГК РФ установлен порядок совершения действий в последний день срока.
1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
2. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, в силу того, что 22.05.2016 (воскресенье) - нерабочий день, срок для подписания проекта договора, направления документа по обеспечению исполнения договора, а также предоставления обоснования снижения цены договора - первый рабочий день, следующий за нерабочим - 23.05.2016.
Кроме того, Комиссия отмечает, что тот факт, что 22.05.2016 для Заказчика рабочий день, не свидетельствует о том, что 22.05.2016 для иных хозяйствующих субъектов тоже рабочий день.
На основании изложенного, согласно требованиям Аукционной документации, 23.05.2016 (до 23 часов 59 минут) - последний день для подписания проекта договора, направления документа по обеспечению исполнения договора, а также предоставления обоснования снижения цены договора со стороны победителя.
2. Вместе с тем, на Единой электронной торговой площадке 23.05.2016 в 14 часов 57 минут, а также на Официальном сайте 23.05.2016 в 16 часов 26 минут размещена информация о признании участника, уклонившемся от заключения договора. При этом сроки для подписания договора, направления иных обязательных документов, а также, в случае необходимости, направления протокола разногласий, к данному моменту не истекли.
Пунктами 21.9-21.10 статьи 21 регламента процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки "Коммерческие закупки" АО "Единая электронная торговая площадка (далее - ЭТП), установлено, что:
- в случае если организатор торгов опубликовал протокол отказа в связи с уклонением участника процедуры от заключения договора в электронной форме либо в письменной форме, то оператор продолжает блокировать денежные средства такого участника процедуры на электронной торговой площадке до момента направления со стороны Заказчика запроса на перевод данных денежных средств оператору, а также списывает со счета такого участника процедуры денежные средства в качестве платы за участие в процедуре в размере, определенном пунктом 4.1.10. настоящего Регламента;
- в случае если в отношении победителя процедуры опубликован протокол отказа в связи с уклонением его от заключения договора либо по иным причинам, оператор электронной торговой площадки обеспечивает возможность заключения договора в электронной форме и подтверждения заключения договора в письменной форме со следующим участником процедуры.
Кроме этого, согласно пояснениям Заказчика и Заявителя, оператором ЭТП блокируется, в том числе, возможность совершения каких-либо действий со стороны Заявителя в указанной процедуре, при размещении Заказчиком протокола об уклонении победителя от заключения договора (в том числе подписания договора, прикрепления документов).
Таким образом, при размещении Заказчиком 23.05.2016 в 14 часов 57 минут на ЭТП протокола об уклонении, доступ победителя Аукциона к совершению определенных действий с ЭТП в части подписания договора, прикрепления документов, был ограничен.
3. Согласно пункту 2 статьи 7 Аукционной документации Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания указанного в части 8 статьи 6 настоящего Порядка протокола направляют оператору электронной площадки без подписи Заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в аукционе такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об аукционе.
Кроме того, 17.05.2016 Заказчик направил проект договора на ЭТП без включения существенных условий из заявки победителя, а именно без количественных характеристик и качественных характеристик поставляемых товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 статьи 7 Аукционной документации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Аукционной документации установлено, что участник аукциона, с которым заключается договор, в случае наличия разногласий по проекту договора, размещенному в соответствии с положениями настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол указанных разногласий, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. При этом участник аукциона, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий положения проекта договора, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации об аукционе и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно пункту 5 статьи 7 Аукционной документации в течение трех рабочих дней со дня получения от оператора электронной площадки протокола разногласий участника аукциона, с которым заключается договор, Заказчик рассматривает данный протокол разногласий и без подписи Заказчика размещает в единой информационной системе доработанный проект договора либо повторно размещает в единой информационной системе проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника аукциона, с которым заключается договор. При этом размещение в единой информационной системе Заказчиком проекта договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника такого аукциона, с которым заключается договор, допускается при условии, что участник такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 6 настоящего Порядка либо иного протокола подведения итогов.
Ввиду вышеизложенного, вследствие размещения 23.05.2016 в 14 часов 57 минут на ЭТП протокола об уклонении победителя от заключения договора ранее срока, установленного Аукционной документацией, доступ к процедуре Аукциона на ЭТП был ограничен в части прикрепления документов и 23.05.2016 победитель не смог разместить протокол разногласий, направленный на внесение существенных условий из заявки участника в договор, с целью исправления допущенного Заказчиком нарушения требования Аукционной документации.
Согласно пункту 12 статьи 7 Аукционной документации участник аукциона, с которым заключается договор, признается уклонившимся от заключения договора в случае, если такой участник в срок не направил Заказчику подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект договора или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица проект договора по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 6 настоящего Порядка протокола либо иного протокола подведения итогов, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения договора при условии, что Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора.
Относительно довода Заказчика об отсутствии обеспечения исполнения договора вплоть до 23.05.2016, Комиссия поясняет следующее. 23.05.2016, ранее сроков, установленных в Аукционной документации, победитель был признан уклонившимся от заключения договора, о чем размещен протокол.
Вследствие размещения указанного протокола 23.05.2016 в 14:57 и направления проекта договора на подписание второму участнику, оплата обеспечения исполнения договора после совершения указанных действий не соответствовала принципу целесообразности.
Вместе с тем, 24.05.2016 победителем внесено обеспечение исполнения договора.
Действия Заказчика не соответствуют законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создают незаконные, необоснованные преимущества Заказчику, наделяя его исключительно правами и, ущемляя, таким образом, экономически более слабую сторону в правоотношениях - участника.
Таким образом, действия Заказчика, направленные на сокращение срока для подписания договора/направление протокола разногласий, действия Заказчика в части направления победителю договора без указания сведений о товаре из заявки победителя (проект договора, направленный Заказчиком, не мог быть подписан победителем при условии отсутствия количественных и качественных характеристик, указанных в предложении Заявителя, товаров), а также в части размещения протокола об уклонении участника ранее срока, привели к невозможности победителя в сроки, установленные на заключение договора, совершить предусмотренные в указанной части Аукционной документации действия, что никак не может свидетельствовать об уклонении победителя от заключения договора.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следовательно, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункты 3, 12 статьи 7 Аукционной документации.
Комиссия пришла к выводу признать жалобу Заявителя обоснованной.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 3, 12 статьи 7 Аукционной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N1-00-987/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06 июня 2016 года г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 06.06.2016 по делу N 1-00-987/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУК города Москвы "Московский театр "Современник" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку питьевой воды на 2016-2017 гг. (реестровый N 31603539491) (далее - Аукцион), а именно:
1. Заказчику отменить протокол об уклонении победителя от заключения договора по итогам аукциона в электронной форме итогов 31603539491 от 23.05.2016.
2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
3. Заказчику завершить процедуру проведения Аукциона в соответствии с требованиями Положения о закупках, Аукционной документации, а также с учетом решения Московского УФАС России от 06.06.2016 по делу N1-00-987/77-16.
4. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 11.07.2016.
5. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 18.07.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июня 2016 г. N 1-00-987/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016