Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 13 апреля 2016 г. N 70-08/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии:
члены Комиссии: <_> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
<_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 70-08/2015, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту размещения на Интернет-сайте drobnis.ru сведений: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_", установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) обратилось физическое лицо с заявлением о том, что на одной из страниц сайта drobnis.ru размещены сведения: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_", которые, по мнению заявителя, не соответствуют требованиям законодательства о рекламе.
В ходе осмотра сайта drobnis.ru установлено, что в разделе "Портфолио", в середине страницы размещена следующая информация: "Проекты нашей компании лучшие из лучших. Так считаем не только мы!". Также на страницах данного сайта присутствует телефонный номер <_> что отражено в акте осмотра N 20 от 22.06.2015.
В целях установления владельца доменного имени drobnis.ru Челябинским УФАС России направлен запрос регистратору доменного имени ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ", на который поступил ответ о том, что администратором домена drobnis.ru является <_>
В Челябинское УФАС России поступили письменные пояснения от <_> о том, что она не является владельцем доменного имени drobnis.ru и не помет представить сведения о владельце указанного домена.
Ввиду представленных <_> пояснений, антимонопольным органом сделан повторный запрос регистратору доменного имени ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ". Регистратор письменно пояснил, что в соответствии с регистрационными данными установлен администратор доменного имени drobnis.ru именно <_> что также подтверждается оплатой о продлении домена drobnis.ru.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <_> входит в ресурс нумерации оператора связи ЗАО "Теле2-Челябинск".
ЗАО "Теле2-Челябинск" в ответ на запрос Челябинского УФАС России письменно пояснило, что указанный абонентский номер выделен ООО "Бюро переводов Дробнис" в качестве дополнительного номера в целях переадресации вызовов, что подтверждается заявлением на подключение "Дополнительного абонентского номера" и договором об оказании услуг связи N 34998506 со сведениями о том, что абонентом выступает ООО "Бюро переводов Дробнис", а представителем общества - <_>
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
Челябинским УФАС России зафиксирован факт размещения сведений: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_" в информационно-коммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте www.drobnis.ru.
Материалы дела содержат письменные пояснения ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" о том, что администратором сайта www.drobnis.ru является <_> которой оказываются услуги на основании договора Публичной оферты.
Пунктом 2.10 Публичной оферты установлено, что при продлении (регистрации) доменного имени Заказчик подтверждает достоверность сведений об администраторе домена, указанных при регистрации.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил регистрации доменных имен в доменах.RU и.РФ в течение срока регистрации доменного имени администратор вправе передать право администрирования другому лицу, направив письменную заявку регистратору, осуществляющему поддержку сведений о доменном имени.
Так, в материалы дела ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" представило подтверждение оплаты о продлении домена drobnis.ru, при этом оплата аккаунта не сопровождалась информацией об изменении сведений об администраторе данного доменного имени и сведениями о передаче прав администрирования другому лицу. Таким образом, сведения, представленные в материалы дела ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ", о том, что администратор доменного имени - <_> достоверны, доказательств обратного <_> не представлено.
Материалами дела установлено, что телефонный номер <_> выделен ООО "Бюро переводов Дробнис", что подтверждается письменными пояснениями оператора сотовой связи ЗАО "Теле2-Челябинск", заявлением на подключение "Дополнительного абонентского номера" и договором об оказании услуг связи N 34998506 со сведениями о том, что абонентом выступает ООО "Бюро переводов Дробнис", а представителем общества является <_>
Вместе с тем выписка из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Бюро переводов Дробнис" содержит сведения о том, что видом деятельности общества является, в том числе деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (в частности создание информационных ресурсов различных уровней (федеральных, ведомственных, корпоративных, ресурсов предприятий)). Поскольку сайт является информационным ресурсом сети Интернет, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Бюро переводов Дробнис" оказывает, в том числе услуги по разработке сайтов.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Размещенная на сайте www.drobnis.ru, информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности ООО "Бюро переводов Дробнис", сколько на привлечение внимания к конкретному товару (услуги по разработке и продвижению сайтов в сети Интернет) и его выделение среди однородных товаров путем использования сравнительной характеристики объекта (слова лучший) с иными аналогичными товарами без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Таким образом, сведения: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_" могут быть отнесены к рекламным, следовательно, на них распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Использование в рекламе, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте www.drobnis.ru, сравнительного термина "лучший" указывает на превосходство товаров (услуги по разработке и продвижению сайтов в сети Интернет) перед аналогичными товарами иных компаний.
В отсутствие критериев сравнения реклама с использованием сравнительной характеристики "лучший", создает впечатление, что услуги ООО "Бюро переводов Дробнис" по разработке и продвижению сайтов в сети Интернет обладают заявленным преимуществом по всем критериям, что не соответствует действительности.
Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально. Однако при размещении на общедоступном сайте www.drobnis.ru сведений: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_" не был указан критерий, по которому сравнивается объект рекламирования и иные товары (услуги). Таким образом, реклама ООО "Бюро переводов Дробнис" не сопровождаемая объективным подтверждением указанного сравнения содержит нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Сведений о прекращении распространения рекламной информации с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, на общедоступном сайте www.drobnis.ru в материалы дела не представлено, в связи с чем Комиссия считает возможным выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
Рекламодателем рекламы на Интернет-сайте drobnis.ru со сведениями: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_" является ООО "Бюро переводов Дробнис", как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_", размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте www.drobnis.ru, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Бюро переводов Дробнис" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Исп. <_>
(351) 266-68-85
08.06.2016
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
13 апреля 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
на основании своего решения от 13 апреля 2016 по делу N 70-08/2015 о признании рекламы: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_", размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет на общедоступном сайте www.drobnis.ru, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Бюро переводов Дробнис" незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно не распространять ненадлежащую рекламу: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_", в которой использованы сведения о преимуществах оказываемых услуг без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
2. ООО "Бюро переводов Дробнис" в срок до 01 июля 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы с приложением материала, свидетельствующего об отсутствии сведений: "Проекты нашей компании лучшие из лучших_" на общедоступном сайте www.drobnis.ru (скриншоты сайта).
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Исп. <_>
(351) 266-68-85
08.06.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2016 г. N 70-08/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016