Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 16 мая 2016 г. N 1-00-800/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Бриолайт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО "Современные технологии" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов, оборудования и инструмента для систем энергоснабжения объектов Московского банка ПАО Сбербанк (реестровый N 31603535782) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках ООО "Современные технологии" (далее - Положение о закупках).
11.04.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 11.04.2016 дата окончания подачи заявок - 21.04.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 22.04.2016, дата подведения итогов Закупки - 22.04.2016.
Из протокола рассмотрения котировочных заявок на участие в Закупке от 22.04.2016 N 79 следует, что заявка Заявителя не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно: в соответствии с п. 6.4 (абзац 3) документации о проведении запроса котировок.
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке на основании неудовлетворительного финансового состояния, что влечет за собой риски невыполнения обязательств по договору.
В ходе заседания Комиссии, Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил возражения, согласно которым в рамках рассмотрения заявок участников был проведен анализ финансового состояния ООО "Бриолайт" по данным представленной бухгалтерской отчетности за 2015 год. Доля собственных средств ООО "Бриолайт" в активе баланса составляет в 2015 г. - 5,36%, в 2014 г. - 1,62%. При этом доля заемных средств в 2015 году составляет 94,64%, а в 2014 году - 98,38%. Следовательно, у ООО "Бриолайт" отсутствуют собственные средства, чтобы осуществлять приобретение необходимых материалов в рамках исполнения обязательств по договору.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 Технического задания Приложения N1 Закупочной документации к Участникам запроса котировок предъявляются следующие требования:
К участию в запросе котировок приглашаются юридические лица (и индивидуальные предприниматели), которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом запроса котировок, Положению о закупках, в том числе:
быть правомочным заключать договор;
обладать правами на объекты интеллектуальной деятельности и иное имущество, являющееся предметом заключаемого договора и подлежащее передаче Обществу;
обладать необходимыми правами для исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупочной процедуры, с гарантией отсутствия нарушений авторских, смежных и любых иных прав третьих лиц;
обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
обладать необходимыми сертификатами на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
не находиться в процессе реорганизации или ликвидации (для юридического лица) или банкротства;
не являться юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность, которого приостановлена;
не иметь за прошедший календарный год задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
обладать профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку Продукции. Требования к квалификации Участника предъявлены в приложении N1 "Техническое задание";
генеральный директор и главный бухгалтер юридического лица, являющегося Участником, не должны иметь непогашенной или неснятой судимости в сфере экономики;
участник не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" N 223-ФЗ от 18.07.2011 г., "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Согласно пункту 6.4 Приложения N 2 к Закупочной документации основаниями для отклонения заявки участника Закупки являются:
несоответствие участника требованиям Закупочной документации;
наличие негативной информации в отношении репутации участника;
неудовлетворительное финансовое состояние участника, влекущее за собой риск невыполнения обязательств по договору.
В ходе заседания Комиссия, исходя из письменных пояснений Заказчика установила, что Заказчиком был проведен анализ финансового состояния Заявителя, в следствии чего Заказчиком было выявлено отсутствие у Заявителя собственных средств, чтобы осуществлять приобретение необходимых материалов в рамках исполнения обязательств по договору.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в Закупочной документации не раскрыто понятие "неудовлетворительное финансовое состояние участника", а также отсутствует указание о том, что Заказчиком может проводиться анализ финансового состояния участников Закупки.
На основании вышеизложенного, в силу того, что в Закупочной документации отсутствует конкретное требование относительно финансового состояния участников, Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытостью закупки, а также равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункту 6.4 Приложения N 2 к Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2016 г. N 1-00-800/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016