Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 18 апреля 2016 г. N 1-00-662/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ЗАО "ТоксСофт-14" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке автоматической системы расчета времени до прибытия поезда (реестровый N 31603403815) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Московский метрополитен" (далее - Положение о закупках).
10.03.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 10.03.2016 дата окончания подачи заявок - 31.03.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 08.04.2016, дата проведения Аукциона - 12.04.2016.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 08.04.2016
N 2675413 следует, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Аукционной документации, установленным в пункте 5.1.7 Аукционной документации, а именно:
отсутствуют копии документов бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, с отметкой налогового органа или выпиской, подтверждающей принятие отчетности;
техническое предложение участника не соответствует техническому заданию, а именно:
техническое предложение участника предусматривает установку конкретного оборудования нижнего уровня (на станции), что противоречит техническому заданию в части предоставления интерфейса для подключения табло, не связанного с системой.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Аукционной документации участник закупки должен подать заявку на участие в Аукционе, включающую в себя, в том числе:
заявку на участие в Аукционе с приложениями по форме и в соответствии с разделом 3 "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Аукционной документации, в том числе техническое предложение, заполненное в соответствии с Техническим заданием и Проектом договора Аукционной документации, являющимися неотъемлемыми частями Аукционной документации;
копии документов бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" с отметкой налогового органа или выпиской, подтверждающей принятия отчетности.
Согласно пункту 5 инструкции по заполнению заявки участника Аукциона техническое предложение участника Аукциона к форме N 1.1 "Техническое предложение на выполнение работ" составляется на основании и в соответствии с Техническим заданием Аукционной документации, являющимся неотъемлемой частью Аукционной документации, с указанием конкретных качественных и функциональных характеристик, потребительских свойствах предлагаемого к поставке товара/объемов и способов (методов) выполнения работ/объемов и способов (методов) оказания услуг.
Пунктом 4.2 Технического задания Аукционной документации установлены требования к функциям, выполняемым системой, в соответствии с которыми система АС РВП должна выполнять, в том числе функцию табло обратного отсчета времени до прибытия поезда (поставка и разработка ПО табло не учтено в рамках данного Технического задания Аукционной документации).
Пунктом 4.5 Технического задания Аукционной документации установлены требования к техническому обеспечению, согласно которым для функционирования системы требуется, в том числе техническое обеспечение табло отображения времени до прибытия поезда (поставка и разработка ПО табл не учтено в рамках данного Технического задания Аукционной документации).
Пунктом 5 Технического задания Аукционной документации установлено требование к составу и содержанию работ по созданию (развитию) системы, согласно которому внедрение системы АС РВП включает, в том числе поставку серверного и необходимого сетевого оборудования.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что в соответствии с требованиями пункта 2.1 Технического задания Аукционной документации победителем закупки должна быть разработка система, которая предназначенная для автоматического формирования и передачи информации на табло отображения времени до прибытия поезда на станции метрополитена (система АС РВП), при этом разработка программного интерфейса самого табло (то, как информация будет отображаться для восприятия пассажирами метрополитена), а также поставка самого табло для использования их на станциях метрополитена не входили в объем работ, предусмотренных Аукционной документацией.
В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что в своем техническом предложении Заявителем было указано, что для поставки Заказчику, в том числе предлагается следующее оборудование:
контроллер РВП;
таймер обратного отсчета для отображения прогноза времени прибытия - 2 шт.;
моноблок в составе которого информационная панель и контроллер для обработки команд ввода текстовой и/или графической информации - 1 шт.
Таким образом, Заявителем было предложено оборудование, непредусмотренное Техническим заданием Аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссия установила, что заявка Заявителя, в частности Техническое предложение, соответствует требованиям Технического задания Аукционной документации, а предложенное оборудование является дополнением к техническому предложению Заявителя.
Кроме того, Заявитель в ходе заседания пояснил, что вышеуказанное оборудование будет поставлено им бесплатно, в случае признания его победителем по итогам Аукциона, что не противоречит требованиям Аукционной документации.
В ходе заседания Комиссии, Заказчик доказательств обратному не представил.
В соответствии с пунктом 3.13.2.2 Аукционной документации участник не допускается к участию в Аукционе в случае:
непредоставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
несоответствия участника закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;
несоответствие заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора;
наличия недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных, представленной участником закупке в составе своей заявки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия установила, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Аукционе.
Вместе с тем, как было указано ранее, в соответствии с пунктом 5.1.7 Аукционной документации участник закупки должен подать заявку на участие в Аукционе, включающую в себя, в том числе копии документов бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" с отметкой налогового органа или выпиской, подтверждающей принятия отчетности.
Проведя документальный анализ заявки Заявителя, Комиссия установила, что участником в составе заявки на участие в Аукционе представлен документ "Состояние документооборота", составленный посредством передающей программы "Онлайн-Спринтер", подтверждающий даты отправки бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, а также извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме (документ "Состояние документооборота").
Согласно пункту 7 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 названной статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-6/398@).
Согласно пункту 2.3 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ при получении оператором электронного документооборота (далее - ЭДО) от налогоплательщика (представителя) для передачи в налоговый орган электронного документа (документов) программным обеспечением оператора ЭДО в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
- фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
- формируется подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭП оператора ЭДО;
- подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и ЭП оператора ЭДО направляются налогоплательщику (представителю);
- формируется набор логически связанных электронных документов и электронных подписей, а также сопутствующая транспортная информация, объединенные в один файл в соответствии с требованиями, установленными в Системе (далее - транспортный контейнер), содержащий подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) зашифрованный электронный документ (документы) и подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов), и направляется в налоговый орган;
- сохраняется подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов).
В соответствии с пунктом 2.9 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ при отсутствии оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета), с помощью приемного комплекса, в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) налоговый орган направляет для дальнейшей обработки в программный комплекс налогового органа:
- электронный документ (документы);
- подтверждение даты отправки электронного документа (документов);
- информацию о дате поступления электронного документа в налоговый орган;
- информационное сообщение о представительстве (при наличии).
Согласно пункту 2.11 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ в течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс перечисленной в пункте 2.9 Методических рекомендаций информации налоговый орган выполняет следующую последовательность действий:
- проводит итоговый контроль на соответствие положениями раздела II приложения N 1 к Методическим рекомендациям;
- при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме. При регистрации дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс налогового органа по месту представления;
- при выявлении нарушения программный комплекс налогового органа формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа;
- квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем поступления направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
В соответствии с пунктом 2.12 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ налоговый орган с помощью приемного комплекса в течение двух часов выполняет следующую последовательность действий:
- квитанцию о приеме или уведомление об отказе подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов;
- формирует транспортный контейнер, содержащий зашифрованные для налогоплательщика (представителя) подписанные ЭП налогового органа квитанцию о приеме или уведомление об отказе и направляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
Согласно пункту 2.17 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ по результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса налоговый орган формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).
Извещение о вводе или уведомление об уточнении не позднее двух рабочих дней за днем направления квитанции о приеме направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
В соответствии с пунктом 2.8 Приложений N 2 Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ по результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса ИФНС по месту нахождения формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).
Извещение о вводе или уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) 3 категории не позднее двух рабочих дней за днем направления квитанции о приеме направляет в ИФНС по месту учета для отправки с помощью приемного комплекса налогоплательщику (представителю).
Совокупность вышеуказанных положений Приказа ФНС России N ММВ-7-6/398@ позволяет сделать вывод о том, что "Подтверждение даты отправки" содержит данные о дате и времени отправки налогоплательщиком налоговой декларации, "Квитанция о приемке" - подтверждает факт приема предоставленной налоговой декларации, "Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме" - формируется налоговым органом для налогоплательщика и подтверждает факт переноса данных представленных налоговой декларацией в информационные ресурсы налогового органа.
Таким образом, "Извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме" формируется по результатам обработки налоговой декларации, направленной в налоговый орган, что является документом, подтверждающим принятие бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период, требование о предоставлении которого установлено пунктом 5.1.7 Аукционной документации.
Принимая во внимание предоставленную пунктом 5.1.7 Аукционной документации возможность представления в составе заявки выписки, подтверждающей принятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, без обязанности по предоставлению в составе заявки документа "Квитанция о приемке", предоставление Заявителем в составе заявки "Состояние документооборота" соответствует требованиям Аукционной документации.
Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2016 г. N 1-00-662/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016