Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/3621 (опубликовано 10 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2016
Решение изготовлено в полном объеме 10.06.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участи представителей интересов:
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтелеком" (далее - Заказчик, ГУП РК "Крымтелеком") Тарасенко О. В. (по доверенности), Овчарова Б. В. (по доверенности), Антонцевой О. Н. (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Синтера" (далее - Заявитель, ООО "Синтера") Мингалёва Д. А. (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя от 31.05.2016 NL16-1171 (вх. N964/09 от 31.05.2016) на действия Заказчика при проведении запроса коммерческих предложений "Оснащение автоматических телефонных станций Заказчика Комплексом технических средств, состоящих из аппаратных средств со встроенным программным обеспечением, предназначенным для обеспечения функции оперативно-розыскных мероприятий, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ, включая подготовительные работы, дооснащение оборудованием АТС, модернизацию АТС SI-2000 и интеграцию с ПУ УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю и оказание услуг по технической поддержке" (номер извещения 31603709474) (далее - Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившем необоснованное требование к участникам процедуры закупки.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.06.2016 N06/3293, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса единая комиссия по закупкам Заказчика действовала в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, документации о Запросе предложений.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК "Крымтелеком", утвержденным директором ГУП РК "Санаторий "Родина" (приказ от 31.07.2015 N151) (далее - Положение о закупке), которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как запрос коммерческих предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте -27.05.2016;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос коммерческих предложений;
- дата окончания подачи заявок: 03.06.2016; дата рассмотрения заявок: 09.06.2016; дата подведения итогов: 09.06.2016;
- начальная (максимальная) цена договора - 11 675 608,02 российских рублей;
- на участие в Конкурсе подана 1 (одна) заявка;
- закупка признана несостоявшейся.
1. В качестве довода Заявитель указывает на то, что Заказчик установил необоснованное требование к участникам процедуры закупки.
В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом частью 6 статьи 3 Закона о закупках определено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В разделе 1.9 "Требования к участникам закупки" Положения о закупке установлено:
"1.9.2. К участникам закупки предъявляются следующие требования:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать договор;
3) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
6) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и Законом N 44-ФЗ.
_
1.9.4. Заказчик может установить дополнительные требования к участникам закупки: обладание участниками закупки исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности либо правами на использование результатов интеллектуальной деятельности в объеме, достаточном для исполнения договора. Данные требования предъявляются, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности либо исполнение договора предполагает использование таких результатов" (цитата Положения о закупке).
При этом в разделе 1.10 "Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках" Положения о закупке Заказчик указал:
"1.10.1. Комиссия по закупкам обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в любой момент до заключения договора, если Заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в п. 1.9.2, 1.9.4. (при наличии таких требований) Положения, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям" (цитата Положения о закупке).
В документации о Запросе предложений Заказчик установил следующие требования к участникам:
"_
13. |
Требования к Участникам процедуры закупки: |
1) соответствие участника запроса коммерческих предложений требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки: установлено; а) обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора, а именно наличие лицензии на проведение работ, с использованием сведений составляющих государственную тайну -предоставить копию; 2) правомочность участника закупки заключать договор: установлено; 3) непроведение ликвидации участника запроса коммерческих предложений - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника запроса коммерческих предложений - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства - декларируется в тексте Справки; 4) неприостановление деятельности участника запроса коммерческих предложений в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях- декларируется в тексте Справки; 5) участник запроса коммерческих предложений должен предоставить документы, подтверждающие официальную авторизацию у фирмы-производителя оборудования SI2000/SI3000 на право поставки оборудования и программного обеспечения, а так же оказания услуг, связанных с сервисной деятельностью - информационное письмо производителя оборудования; 6) отсутствие у участника запроса коммерческих предложений недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника запроса коммерческих предложений, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период - документ полученный из уполномоченного налогового органа за последний завершенный отчетный период, не ранее чем за 3 (три) месяца до даты размещения Извещения о проведении Закупки; 7) отсутствие у участника запроса коммерческих предложений - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника запроса коммерческих предложений судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации- декларируется в тексте Справки; 8) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике запроса коммерческих предложений, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" декларируется в тексте Справки. 9) требования установленные в Приложении 2 к настоящей документации "Техническое задание" |
_" (цитата документации о Запросе предложений).
Таким образом, Заказчик в нарушение пунктов 1.9.2, 1.9.4 раздела 1.9 Положения о закупках установил в документации о Запросе предложений требование к участникам Запроса предложений "участник запроса коммерческих предложений должен предоставить документы, подтверждающие официальную авторизацию у фирмы-производителя оборудования SI2000/SI3000 на право поставки оборудования и программного обеспечения, а так же оказания услуг, связанных с сервисной деятельностью - информационное письмо производителя оборудования" (цитат документации о Запросе предложений).
При этом, Комиссия, изучив документацию о Запросе предложений, не установила в наличия в ней оборудования SI3000.
Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика установившего в документации о Запросе предложений требование к участникам закупки об официальной авторизации у фирмы-производителя оборудования SI3000 на право поставки оборудования и программного обеспечения, а так же оказания услуг, связанных с сервисной деятельностью, нарушают требования пунктов 1.9.2, 1.9.4 раздела 1.9 Положения о закупках, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. Комиссия Крымского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 4.2.1 раздела 4.2 Положения о закупке "извещение о проведении запроса коммерческих предложений и документация о проведении запроса коммерческих предложений размещаются Заказчиком в единой информационной системе. Эта информация размещается не менее чем за семь дней до установленного в документации о проведении запроса коммерческих предложений дня окончания подачи заявок на участие, за исключением случаев, когда сведения о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе (ч. 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)" (цитата Положения о закупке).
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В соответствии с документацией о Запросе предложений, извещением о проведении Запроса предложений, размещены в единой информационной системе 27.05.2016 13:34, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений установлена на 03.06.2016 14:00.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Запросе предложений согласно положениям статей 193, 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Положения о закупке должен быть установлен на 06.06.2015.
Таким образом, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, нарушен пункт 4.2.1 раздела 4.2 Положения о закупке, часть 5 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона о закупках.
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
4. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.06.2016 N06/3293.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу N06/993-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
07.06.2016 г. Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 07.06.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 10.06.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 07.06.2016 по делу N06/993-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Синтера" от 31.05.2016 NL16-1171 (вх. N964/09 от 31.05.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтелеком" (далее - Заказчик) при проведении запроса коммерческих предложений "Оснащение автоматических телефонных станций Заказчика Комплексом технических средств, состоящих из аппаратных средств со встроенным программным обеспечением, предназначенным для обеспечения функции оперативно-розыскных мероприятий, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ, включая подготовительные работы, дооснащение оборудованием АТС, модернизацию АТС SI-2000 и интеграцию с ПУ УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю и оказание услуг по технической поддержке" (номер извещения 31603709474) (далее - Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), предписывает:
1. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика отменить протокол N31603709474-1 открытия доступа к заявкам на участие в открытом запросе предложений в электронной форме 03.06.2016, протокол N316037.09474-2 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме 06.06.2016 (далее - Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
2. Заказчику:
- привести документацию о Запросе предложений в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд
ГУП РК "Крымтелеком", утвержденного директором ГУП РК "Санаторий "Родина" (приказ от 31.07.2015 N151) (далее также - Положение о закупке), и с учетом решения от 07.06.2016 по делу N06/993-16 и разместить измененную документацию о Запросе предложений на официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, новую дату окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, новую дату рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новую дату подведения итогов Запроса предложений, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новой дате подведения итогов Запроса предложений. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации о Запросе предложений.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Запросе предложений;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе предложений, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Запросе предложений, о новой дате окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений, новой дате подведения итогов Запроса предложений, а также о возможности подать новые заявки на участие в Запросе предложений.
4. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее определение победителя Запроса предложений, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и с учетом решения от 07.06.2016 по делу N06/993-16.
5. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание и в срок до 01.07.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
6. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.06.2016 N06/3293.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/3621 (опубликовано 10 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016