Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 10 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
в присутствии представителя:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" <_>
ОНФ "За честные закупки", ЗАО "ЭКОС", уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,
рассмотрев дело N 8-01/57 по признакам нарушения ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении закупки на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке технологического оборудования у единственного поставщика, установила:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение ОНФ "За честные закупки", связанное с действиями ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при заключении договора подряда N 270ЕП/2015 от 01.07.2015 с ЗАО "Компания "ЭКОС".
Из обращения следует, что предприятием необоснованно размещена закупка у единственного поставщика ООО "ЭКОС", в связи с чем другой участник не смог принять участие в конкурсе, предлагая более низкую стоимость.
Заседание Комиссии откладывалось в связи с подготовкой заключения об обстоятельствах дела.
В заседании комиссии представитель предприятия поддержал позицию, изложенную в пояснении от 10.05.2016, пояснил, что первоначально предприятием проведена конкурентная закупка - открытый запрос предложений. В связи с тем, что участники закупки не соответствовали требованиям, предъявляемым закупочной документацией, запрос предложений признан несостоявшимся. Закупка у единственного поставщика обусловлена необходимостью скорейшего выполнения работ, которые согласованы графиком.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (ч.ч. 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
12.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru.) в сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого запроса предложений, документация на проведение открытого запроса предложений на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке технологического оборудования на строительном объекте "Космодром "Восточный". Технический комплекс площадка 2. Комплекс очистных сооружений" (извещение N 3150219145). Срок подачи заявок установлен до 19.02.2015. Рассмотрение заявок назначено на 26.02.2015. Начальная (максимальная) цена договора - 179550062,60 руб. с учетом НДС, 152161070,00 руб. без учета НДС.
В установленный срок на участие в запросе предложений поданы заявки ООО "Водпроектстрой", ЗАО "Компания "ЭКОС". Цена договора, предложенная ООО "Водпроектстрой", составила 173460000,00 руб. с учетом НДС, ЗАО "Компания "ЭКОС" - 174163560,00 руб. Заявки признаны несоответствующими требованиям документации, запрос предложений признан несостоявшимся (протокол N 067 ЗП/2015 от 26.02.2015).
10.06.2015 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" на официальном сайте размещено извещение о закупке у единственного поставщика N 31502450437, которым выбран ЗАО "Компания "ЭКОС".
25.06.2015 приказом ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" от 25.06.2015 N 484 закупка отменена и на официальном сайте размещено извещение об отказе от проведения закупки.
25.06.2015 на официальном сайте Российской Федерации www. zakupki.gov.ru размещено извещение N 31502501709 о проведении закупки у единственного поставщика ЗАО "Компания "ЭКОС" на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке технологического оборудования. Начальная (максимальная) цена договора 174163560,00 рублей с НДС.
01.07.2015 ФГУП "ГУСС"Дальспецстрой" при Спецстрое России" с ЗАО "Компания "ЭКОС" заключен договор подряда N 270ЕП/2015 на выполнение комплекса работ по монтажу оборудования.
Закупочной комиссией единогласно принято решение о заключении договора подряда с ЗАО "ЭКОС", с обществом заключен договор от 01.07.2015 N 270ЕП/2015.
В протоколе осуществления закупки у единственного поставщика от 25.06.2015 N 343ЕП/2015 в качестве обоснования выбора способа закупки приведена ссылка на статью 33.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг предприятия, а именно, возникновение срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
Статьей 33 Положения о закупках установлено, что под закупкой у единственного поставщика понимается неконкурентный способ закупки, в результате которой заказчик выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения конкурентных процедур размещения заказа.
Перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика предусмотрен статьёй 33 Положения, к числу которых относится возникновение срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения (п.33.3).
Положением о закупках предприятия установлены способы закупок- открытый аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (п. 15.1 раздела 7).
В соответствии с Положением в среднем срок проведения таких закупок, как запрос предложений, запрос котировок, составляет 20 дней.
Согласно протоколу N 067 ЗП/2015 запрос предложений признан несостоявшимся 26.02.2015, договор с единственным поставщиком заключен 01.07.2015.
Таким образом, у предприятия имелась возможность провести конкурентную процедуру закупки, а основания осуществления закупки у единственного поставщика отсутствовали.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности организации конкурентной процедуры закупки, предприятием не представлено.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений и иных закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления,
Закупка товара у единственного поставщика в отсутствие на то правовых оснований, создает преимущественные условия для такого поставщика в заключении договора, исключает возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение соответствующего договора поставки в равных условиях, в связи с чем действия предприятия нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссией учтено, что по результатам проведенной закупки с ЗАО "ЭКОС" заключен договор, который к моменту рассмотрения дела исполнен в полном объеме. При таком положении выдача предписания не приведет к устранению допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", выразившиеся в осуществлении закупки на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке технологического оборудования у единственного поставщика (извещение N 31502501709), нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 10 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016