Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 25 мая 2016 г. N 1-00-903/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
рассмотрев жалобу ООО "Ремэнергострой" на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Гольяново" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание и мелкий ремонт вентиляции, включая замену и восстановление работоспособности отдельных элементов, в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник района Гольяново" в 2016 году (реестровый N 31603600422), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Ремэнергострой" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Гольяново" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание и мелкий ремонт вентиляции, включая замену и восстановление работоспособности отдельных элементов, в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник района Гольяново" в 2016 году (реестровый N 31603600422) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в несоответствии Аукционной документации действующему законодательству Российской Федерации, а именно:
1. в отсутствии в инструкции информации, когда необходимо предоставить диапазон значений, а когда конкретное значение, о трактовании знаков "_" и "-" (многоточие, тире), а также трактовании слова "допускается";
в установлении Заказчиком требования к упаковке товара и условиям ее хранения, при том, что предметом закупки являются работы, а не поставка товаров;
в установлении требований, которые не регламентируются ГОСТами на которые ссылается Заказчик;
в установлении требований к материалам, которые не являются предметом Закупки;
в установлении требований к товарам, противоречащим ГОСТ.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ "Жилищник района Гольяново" (далее - Положение о закупках).
26.04.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно доводу 1 жалобы Заявителя в инструкции к Аукционной документации Заказчика отсутствует информация, когда необходимо предоставить диапазон значений, а когда конкретное значение, о трактовании знаков "_" и "-" (многоточие, тире), а также трактовании слова "допускается".
Изучив представленные документы Комиссия установила следующее.
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию "Спецификация" документации о Закупке (далее - Спецификация) Заказчиком установлены требования относительно количества и качества технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размера, упаковки, отгрузки товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Так, в Спецификации Заказчика содержатся технические характеристики товара: наименование товара, требуемые параметры и требуемое значение, значения, предлагаемые участником и единица измерения.
Согласно Спецификации, в пункте "Наименование товара" содержится наименование товара, а также ГОСТ, согласно которому Заказчиком установлены требуемые технические характеристики: параметры и значение.
Таким образом, Заявителю надлежало указать предлагаемые значения технических характеристик товаров в соответствии с указанным ГОСТом.
Например, согласно пункту 1 Спецификации "Грунтовка глифталевая, ГОСТ 25129" Заказчиком указаны требуемые параметры "Марка согласно ГОСТ", требования к пленке "Пленка грунтовки должна быть устойчива к изменению температуры от минус 45 до > + 50 °C.".
Таким образом, требования Заказчика не ограничивают прав Заявителя и не вводят в заблуждение, так как указанные в Спецификации допустимые диапазоны значений, многоточия, тире, а также слово "допускается" применяются ГОСТами.
На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о признании жалобы в части довода 1 необоснованным.
Согласно доводу 2 жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования к упаковке товара и условиям ее хранения при том, что предметом закупки являются работы, а не поставка товаров.
Согласно Спецификации Аукционной документации Заказчика, в указанных ГОСТах установлены требования относительно упаковки, маркировки, транспортировки и хранения данных товаров.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о Закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Таким образом, Заказчик правомерно устанавливает требования относительно упаковки, маркировки, транспортировки и хранения товаров, так как неправильная транспортировка, хранение и маркировка товаров могут повлиять на качество поставляемого товара, а вместе с тем и качество выполненных работ с использованием данного товара.
На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о признании жалобы в части довода 2 необоснованным.
Вместе с тем, согласно доводу 3 Заявителя, Заказчиком установлены требования, которые не регламентируются ГОСТами, на которые ссылается Заказчик.
Как уже было указано выше, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о Закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Таким образом, Заказчик самостоятельно формирует Положение о закупках, документацию о Закупке согласно своим потребностям.
Исходя из этого, Заказчик может дополнительно устанавливать требования к закупаемым товарам, которые не указаны в ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в части довода 3 необоснованным.
Согласно доводу 4 жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования к материалам, которые не являются предметом закупки.
Так, согласно пункту 10 Положения N 1 Заказчиком установлены требования относительно "перчаток резиновых, ГОСТ 20010-93".
В силу вышеуказанной нормы (пункт 1 часть 10 статьи 4 Закона о закупках) Аукционная документация должна содержать технические характеристики товаров, позволяющие определить потребности заказчика.
Согласно пункту 8.4 раздела III "Информационной карты" предметом Аукциона является выполнение работ по техническому обслуживанию и мелкому ремонту вентиляции, включая замену и восстановление работоспособности отдельных элементов, в многоквартирных домах.
Учитывая изложенное, в документации о закупке должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам работ, являющихся предметом закупки.
Вместе с тем, установление в позиции 10 Приложения N 1 требования об указании участниками закупки в своих заявках технических характеристик "перчаток резиновых, ГОСТ 20010-93" неправомерно. Предоставление участниками закупки в составе заявки ранее названных характеристик используемых материалов, не может свидетельствовать о качестве работ/услуг, являющих предметом Аукциона, так как предметом является техническое обслуживание и мелкий ремонт вентиляции в многоквартирных домах и перчатки резиновые не являются материалом (товаром), используемым для проведения указанных работ.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании довода 4 жалобы Заявителя обоснованным.
Вместе с тем, согласно доводу 5 жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования, противоречащие ГОСТу.
Так, согласно пункту 7 Приложения N 1 Заказчиком установлены требования к цвету краски "синяя, красная, желтая, зеленая", однако согласно ГОСТ 10503 не предусмотрена краска "желтого" цвета, но есть "темно-желтая" - для наружных покрытий.
Таким образом, указанное в пункте 7 Приложения N 1 требование может ввести в заблуждение участников закупки и послужить препятствием для формирования и подачи заявок потенциальными участниками Аукциона.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять требования к качеству, техническим характеристикам товара/услуги/работы не освобождают его от обязанности при формировании документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
На основании вышеизложенного Комиссия приняла решение о признании довода 5 жалобы Заявителя обоснованным.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части доводов 4 и 5, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 пункта 1 части 10 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как данные нарушения никак не повлияли на права Заявителя ввиду того, что вышеперечисленные нарушения не являлись основанием для отклонения заявки Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 мая 2016 г. N 1-00-903/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016