Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Моисеевой Т.Ю. -
Даниловой М.И. - |
главного специалиста - эксперта отдела судебной и правовой работы; специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; |
рассмотрев дело N 8/Р-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Парк-М" (юридический адрес: 650000, г.Кемерово, ул. Красноармейская, 144 - 48, ИНН 4209030910, ОГРН 4209030910 далее - ООО "Парк-М") по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе) в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>) - <_>по доверенности б/н от 25.04.2016 г. (далее - <_>), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение администрации Кемеровской области Управления по работе с обращениями граждан и прокуратуры г. Кемерово о рассмотрении заявления <_>о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе", выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г. Кемерово без разрешения органов местного самоуправления и содержащих недостоверную информацию о скидках следующего содержания:
"честно - 20% все напитки -20%".
Данная реклама размещалась по следующим адресам в г. Кемерово:
- ул. 40 лет Октября, 4, пр. Октябрьский, 46, ул. Инициативная, 98 А, б-р Строителей, 21, пр. Ленина, 3, пр. Ленинградский, 21, ул. Леонова, 8, ул. Ворошилова, 7, ул. Гагарина, 149, ул. Радищева, 11, пр. Ленинградский, 3, ул. Волгоградская, 23, ул. Патриотов, 27, б-р Строителей, 12, пр. Ленина, 51, пр. Ленина, 64, пр. Молодежный, 4.
Заявитель указывает, что реклама, размещенная на торговых объектах и содержащая информацию о предоставлении на все напитки скидок 20%, является недостоверной, поскольку при совершении покупки в магазине "Мир пива", принадлежащем ООО "Парк-М" по адресу: г.Кемерово, пр.Молодежный, 4, скидка была предоставлена не на все купленные напитки. В подтверждение в адрес Кемеровского УФАС России был представлен кассовый чек от 23.12.2015 г. на покупку в указанном магазине, в котором пиво "Крюгер" было продано заявителю без скидки.
15.02.2016 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 8/Р-2016 в отношении ООО "Парк - М" и назначено к рассмотрению на 24.03.2016 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО "Парк - М" заказным письмом с уведомлением о вручении.
24.03.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Парк - М" (исх. б/н от 21.03.2016 г.), из которых следует, что с декабря 2014 г. ООО "Парк - М" не осуществляет деятельность по вышеуказанным адресам в г. Кемерово. По адресу г. Кемерово, пр. Молодежный, 4 ООО "Парк - М" осуществляет деятельность с 01.09.2015 г. Помещения по указанным адресам предоставлены по договорам субаренды от 30.12.2014 г. ИП <_> Пунктом 2.4.3 договоров установлено, что субарендатор вправе без согласования и дополнительной оплаты с арендатором производить оформление помещений объекта, проводить рекламные акции и маркетинговые мероприятия в помещениях объекта. В соответствии с пунктом 2.4.4 договоров субаренды субарендатор имеет право осуществлять размещение рекламы любыми не запрещенными законодательством РФ способами на внутренней и внешней территории объекта.
24.03.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 8/Р-2016 в присутствии представителя ООО "Парк - М" <_> которая поддержала представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО "Парк - М") надлежащим (ИП <_> <_>).
Определением от 24.03.2016 г. рассмотрение дела N 8/Р-2016 было отложено на 27.04.2016 г. в 11 часов 20 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> ООО "Парк - М" заказными письмами с уведомлением о вручении.
27.04.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <_> -<_> из которых следует, что при размещении вышеуказанных баннеров ИП <_> в помещении магазинов "Мир пива" были размещены условия акции "честно - 20% все напитки -20%", в которых было указано, что скидка предоставляется всем покупателям и распространяется на все напитки, различных ассортиментных групп, реализуемых в магазине. Надпись: "Свежее живое разливное" относится не к рекламе, а является частью вывески магазина "Мир пива". Кроме того, данная информация не являлась средством продвижения какого-либо определенного товара и служила средством информирования покупателей о порядке оплаты и размере скидок при приобретении товаров, относящихся к различным ассортиментным группам и поэтому рекламой не является, а относится к сведениям информационного характера.
27.04.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 8/Р-2016 в присутствии представителя ИП <_> - <_> который поддержал представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 27.04.2016 г. рассмотрение дела N 8/Р-2016 было отложено на 26.05.2016 г. в 15 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП "Почта России: отслеживание почтовых отправлений" о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).
25.05.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ИП <_> - <_> (исх. б/н, б/д), из которых следует, что при размещении вышеуказанного информационного баннера ИП <_> в помещении магазинов "Мир пива" были размещены условия акции "честно -20% все напитки -20%", в которых было указано, что скидка предоставляется всем покупателям и распространяется на все напитки различных ассортиментных групп, реализуемых в магазине. Случаев нарушения условий акции в магазинах "Мир пива" по вышеуказанным адресам выявлено не было.
Также представитель ИП <_> - <_> ссылается на письмо ФАС России от 28.11.2013 N АК/47658/13 "О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных", из которого следует, что в случае размещение на фасаде магазина каких-либо изображений без индивидуализирующих признаков товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
Как следует из пояснений представителя ИП <_> - <_> вышеуказанная информация относилась к обобщенной группе и категории товаров, без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещалась в месте реализации таких товаров и не содержала индивидуализирующих признаков товара, а информировала покупателей только о порядке оплаты и размере скидок при приобретении обобщенной группы товаров, а относилась к сведениям информационного характера, а данные действия не попадают под регулирование ФЗ "О рекламе" и средство размещения информационных материалов не может быть отнесено к рекламной конструкции.
Также представителем ИП <_> - <_> была предоставлена копия Приказа N 18 от 27.11.2015 г. о том, что с 30.11.2015 г. по 30.12.2015 г. о предоставлении барменами магазинов "Мир пива" скидки в размере 20% от розничной стоимости всем покупателям на все напитки из ассортимента, предлагаемого к реализации покупателям.
26.05.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 8/Р-2016 в присутствии представителя ИП <_> - <_> который поддержал представленные письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение администрации Кемеровской области Управления по работе с обращениями граждан и прокуратуры г. Кемерово о рассмотрении заявления <_> о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе", выразившихся в размещении рекламных конструкций на территории г. Кемерово без разрешения органов местного самоуправления и содержащих недостоверную информацию о скидках следующего содержания:
"честно - 20% все напитки -20%".
Пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В вышеуказанной рекламе информация о продавце товара отсутствует, следовательно, потребители рекламы не могут быть введены в заблуждение, соответственно признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, при размещении рекламы отсутствуют.
Также Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что скидка 20% должна была предоставляться всем покупателям при покупке любых напитков. Следовательно, реклама следующего содержания: "честно - 20% все напитки -20%" не содержит признаков нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статья 3 ФЗ "О рекламе" устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.
Доведение до потребителя информации о скидках не является обязательным, такая информация может расцениваться в качестве сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром и имеющих своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования. Реклама следующего содержания: "честно - 20% все напитки -20%", поддерживает интерес неопределенного круга лиц к данному магазину. Размещенная на конструкции информация обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителя и подтолкнуть его к выбору соответствующего товара именно в указанном магазине.
Вышеуказанная реклама привлекает неопределенный круг лиц к условиям приобретения товара со скидкой, формирует интерес как к продавцу товара, так и к реализуемой продукции путем предоставления скидки, что способствует увеличению объема продаж в данном магазине. Рекламная конструкция расположена по адресу г. Кемерово, пр. Шахтеров, 85, в поле зрения магазина "Мир пива". Таким образом, учитывая специфику магазина "Мир пива", имеющего по профилю своей деятельности широкий ассортимент алкогольной продукции, информация, распространенная на баннере о скидках, проходящих в данном магазине, является рекламой магазина "Мир пива".
В нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 реклама о предоставлении скидок, размещенная в декабре 2015 г. по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 4, содержит недостоверную информацию о предоставлении скидки на все напитки в размере 20%, поскольку заявителю, согласно представленному чеку была предоставлена скидка не на все купленные напитки, на пиво "Крюгер" скидка предоставлена не была.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
Рекламодателем в данном случае является ИП <_>
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать ИП <_> (<_>) нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе.
2. Предписание ИП <_> не выдавать в связи с устранения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
Т.Ю. Моисеева
М.И. Данилова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 26 мая 2016 г. N 09/5247
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016