Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 1 июня 2016 г. N 1-00-962/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО "КОМУСРИСТАР",
АО "Россельхозбанк",
в отсутствие:
ООО "ЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.05.2016 N ИШ/22413),
рассмотрев жалобу ООО "КОМУСРИСТАР" на действия заказчика - АО "Россельхозбанк" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд региональных филиалов АО "Россельхозбанк" (реестровый N 31603621583),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "КОМУСРИСТАР" на действия заказчика - АО "Россельхозбанк" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку офисной бумаги для нужд региональных филиалов АО "Россельхозбанк" (реестровый N 31603621583) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение об организации закупочной деятельности в ОАО "Россельхозбанк" N409-П Заказчика (далее - Положение) размещено 17.06.2015 в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 29.04.2016 размещено извещение о проведении Аукциона. Окончание срока подачи заявок - 23.05.2016. Подведение итогов - 25.05.2016.
Согласно выписке из протокола заседания Центральной конкурсной комиссии от 20.05.2016 N78 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям аукционной документации в соответствии с пунктом 3.8 Положения, подпунктом 2.9.2.1 и 2.9.1.2 раздела I "Общая часть аукционной документации".
Техническое предложение не соответствует требованиям раздела III "Техническая часть" аукционной документации:
- отсутствуют конкретные характеристики склада для хранения бумаги, в т.ч. объема хранимой бумаги, площади склада, уровне света в складских помещениях;
- отсутствуют конкретные характеристики товара, в т.ч. конкретное предложение по сроку архивного хранения, проходимости воздуха и адгезии тонера.
В представленной Заявителем справке об опыте исполнения договоров за 2015 - 2016 гг. сопоставимого с предметом аукциона характера и объема (поставка офисной бумаги), сумма исполненных договоров менее 387 000 000,000 рублей.
В представленной справке о материально-технических ресурсах отсутствуют соглашения о намерении или договоры аренды материально-технических ресурсов:
- складские помещения;
- электронная многопользовательская онлайн система приема заявок на сайте www.komus.ru, принадлежащая ООО "ТЦ Комус".
Согласно жалобе Заявителя предложение о наличии склада под квартальный запас бумаги (не менее 220 000 пачек), площадь склада не менее 3000 кв.м, что соответствует требованиям, конкретные показатели площади указаны в форме 7 заявки и составляет 11 004,70 кв.м и 7 105 кв.м, в которых может храниться квартальный запас бумаги не менее 220 пачек.
Уровень света складского помещения составляет не менее 10 люкс при лампах накаливания, не менее 50 люкс при люминесцентных лампах, в соответствии со СНиПом 23.05-95 ("СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение" (введены в действие постановлением Минстроя России от 02.08.1995 N18-78) (далее - СНиП) - указанные показатели также соответствуют требованиям технического задания.
Кроме этого, срок архивного хранения, проходимость воздуха и адгезия тонера, представлены в заявке в соответствии с Техническим предложением.
В справке об опыте исполнения договоров за 2015, 2016 гг. сумма договоров составляет 416 027 765,99 рублей, т. е. соответствует требованиям - не менее 387 000 000,00 рублей.
Относительно отсутствия соглашения о намерении или договоров аренды материально-технических ресурсов, Заказчиком не предъявлялось требований о предоставлении подтверждающих документов.
Заказчик доводам жалобы Заявителя возразил, отметив, что в части довода о несоответствии технического предложения, Заявителем указаны диапазонные значения, таким образом, на основании отсутствия конкретного технического предложения, заявка была отклонена.
В части довода о достаточном опыте исполнения договоров, Заявителем представлены договоры, заключенные в 2016 году, но не исполненные в полном объеме. Заказчиком оценивались исполненные в полном объеме договоры.
В части довода о наличии материально-технических ресурсов, Заявителем не представлены документы, подтверждающие право на недвижимое имущество.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 3.8 Положения установлены случаи, при которых участники процедуры закупки не допускаются к участию в конкурентной процедуре закупки.
Подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Аукционной документации установлены а требования, при которых участники процедуры закупки не допускаются к участию в Аукционе, аналогичные требованиям, установленным пунктом 3.8 Положения, в том числе:
- (подпункт 2.9.1.1) в случае несоответствия их требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с Положением о закупке и настоящей аукционной документацией (извещением о проведении Аукциона);
- (подпункт 2.9.1.2) в случае несоответствия заявки требованиям к составу заявки на участие в Аукционе, в том числе непредоставления обязательных документов и сведений, предусмотренных настоящей аукционной документацией.
Согласно подпункту 3.7.4 пункта 3.7 Аукционной документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в Аукционе Банком принимается решение о допуске участников процедуры закупки к участию в Аукционе и о признании их участниками Аукциона.
Согласно подпункту 3.4.3 пункта 3.4 Аукционной документации заявка на участие в Аукционе должна содержать документы и сведения, указанные в пункте 16 раздела II "Информационная карта аукциона", и может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается закупка.
Пунктом 15 Информационной карты Аукционной документации установлены требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки и привлекаемым им к исполнению обязательств по договору третьим лицам.
Пунктом 16 Информационной карты установлен перечень документов, представляемых в составе заявки, в том числе:
- (подпункт 16.1.8) отсканированный оригинал справки об опыте исполнения договоров за 2015, 2016 гг. сопоставимого с предметом аукциона характера и объема (поставка офисной бумаги) на сумму не менее 387 000 000,000 руб. (Триста восемьдесят семь миллионов рублей 00 копеек) (форма 8 раздела V) с приложением копий первой и последней страниц указанных договоров, а также при наличии - актов сдачи-приемки, отзывов, рекомендаций и других документальных доказательств исполнения договоров;
- (подпункт 16.1.9) отсканированная справка, подтверждающая наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения договора (форма 7 раздела V), в том числе:
- склад площадью не менее 3000 кв.м. под квартальный запас бумаги (не менее 220 000 (Двухсот двадцати тысяч) пачек), отвечающий требованиям, установленным в разделе III "Техническая часть" настоящей документации;
- электронную многопользовательскую онлайн систему приема заявок, обеспечивающую одновременный доступ не менее чем 76 пользователям Заказчика, отвечающую требованиям, установленным в разделе III "Техническая часть" настоящей документации.
Конкурсная комиссия рассматривает как равноценные собственным материально-техническим ресурсам участника процедуры закупки, материально-технические ресурсы выступающих на стороне участника процедуры закупки, а также привлекаемых к исполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков, субисполнителей) при условии, что в составе заявки на участие в аукционе участник процедуры закупки представит отсканированные подписанные с двух сторон соглашения между участником процедуры закупки и каждым указанным третьим лицом соглашения о намерении (в случае заключения Банком с таким участником процедуры закупки договора по итогам закупки) заключить между участником процедуры закупки и таким третьим лицом договор, определяющий в том числе количество, сроки аренды и арендуемые материальнотехнические ресурсы центры.
Разделом III Технической части Информационной карты согласно Техническому заданию наименования товара и его характеристики должны быть следующими: плотность бумаги (г/м2) 80_3; формат - А4; упаковка - бумажная; количество листов в пачке - не менее 500 листов; яркость %, ISO 24070-77, D65/10: 107+/4; белизна по CIE (ГОСТ Р ИСО 11475-2010 (Бумага и картон. Метод определения белизны по CIE. D65/10° осветитель (дневной свет) утвержден 23.12.2010 Федеральным агентство по техническому регулированию и метрологии) (далее - ГОСТ 11475) 151 _ 5; толщина (mm /1000) 104 _2 mkm; шероховатость (Bendtsen; ml/min) max: 230_50; жесткость MD 10 мм/15о - 125 _ 20 мН; жесткость CD 10 мм/15о - 55 _ 10 мН; непрозрачность (не менее) 91% и выше; зольность, ГОСТ 7629 (Бумага и картон. Метод определения золы) от 01.01.1995 утвержден Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации) (далее - ГОСТ 7629) мин 18; архивное хранение документов более 150 лет; не более 10 застреваний за 2500 отпечатков; проходимость воздуха мл/мин, максимум 1250; направление волокон по длинной кромке; адгезия тонера не более 60 единиц штрихов; не должно быть диагональных изгибов; влажность (не более) 5,3%.
Пунктом 2 раздела III Технической части Информационной карты также установлены требования к качеству товара: бумага для офисного оборудования, высококачественная универсальная бумага, для работы на всех видах современного копировального оборудования, как цветном, так и черно-белом, лазерных и струйных принтерах, в том числе при высокоскоростной печати. Выпускается серийно и поставляется в оригинальной упаковке производителя. Внешний вид, качественные и технические характеристики должны соответствовать описаниям, установленным для данного вида товара.
Качество товара должно полностью соответствовать "ГОСТ Р ИСО 9706-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Информация документная. Бумага для документов. Требования к долговечности и методам испытаний" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.09.2000 N 215-ст) (далее - ГОСТ 9706-2000) и документации завода-изготовителя, действующей на момент поставки.
Пунктом 2 раздела III Технической части Информационной карты установлены требования к поставщику товара: наличие склада под квартальный запас бумаги (не менее 220 000 пачек), в том числе, площадь склада должна быть не менее 3000 кВ.м; уровень света складского помещения должен составлять не менее 10 люкс при лампах накаливания, не менее 50 люкс при люминесцентных лампах, в соответствии со СНиПом 23.05-95; хранение бумаги должно осуществляться, в соответствии с "ГОСТ 1641-75. Государственный стандарт Союза ССР. Бумага. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 30.12.1975 N 4097) (в ред. От 01.06.1989) (далее - ГОСТ 1641), стеллажным или паллетным способом. Не допускается хранение бумаги путём наставления одного паллета на другой и так далее.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к участникам процедуры закупки и привлекаемым им к исполнению обязательств по договору третьим лицам, а также установлен перечень документов, представляемых в составе заявки.
Согласно заявке Заявителя, представленной на заседании Комиссии, установлено, что Заявителем, в составе заявки на участие в Аукционе представлена справка о материально-технических ресурсах, в которой указано, что склады и автотранспорт находятся в аренде у Заявителя. При этом, в составе заявки не представлены документы, подтверждающие данный факт.
Также, Заявителем представлена электронная многопользовательская онлайн система приема заявок, размещенная на сайте общество с ограниченной ответственностью "ТЦ Комус", при этом Заявителем не было представлено документов, подтверждающих право использования данной электронной многопользовательской онлайн системы.
Согласно подпункту 16.1.9 пункта 16 Информационной карты, конкурсная комиссия рассматривает как равноценные собственным материально-техническим ресурсам участника процедуры закупки, материально-технические ресурсы выступающих на стороне участника процедуры закупки, а также привлекаемых к исполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков, субисполнителей) при условии, что в составе заявки на участие в аукционе участник процедуры закупки представит отсканированные подписанные с двух сторон соглашения между участником процедуры закупки.
Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе не представлено документов, подтверждающих право использования указанных в справке материально-технических ресурсов.
Таким образом, Заявителем нарушен подпункт 16.1.9 пункта 16 Информационной карты, в связи с непредоставлением подтверждающих документов на право пользования представленных в заявке на участие в Аукционе материально-технических ресурсов.
Следовательно, Заказчиком заявка Заявителя на участие в Аукционе по данному основанию отклонена правомерно.
Комиссия пришла к выводу признать жалобу Заявителя в части неправомерного отказа в допуске на участие в Аукционе по причине непредоставления подтверждающих документов о наличии материально-технических ресурсов необоснованной.
В заявке на участие в Аукционе представлено Техническое задание с указанием характеристик бумаги и складских помещений.
Комиссия установила, что Техническое предложение Заявителя составлено в соответствии с Техническим заданием, относительно технических и качественных характеристик бумаги, а также характеристик складских помещений.
На заседании Комиссии, Заказчик ссылался на отсутствие конкретных характеристик, но в Аукционной документации не установлено требование, что показатели должен быть конкретными. Кроме этого в СНиП, а также а в ГОСТах 11475, 7629, 9706-2000, 1641 не указано конкретных характеристик, только диапазонные значения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заказчиком в Аукционной документации установлены диапазонные значения требований к товару (складу), вместе с тем, заявка Заявителя оценивается на предмет наличия конкретных значений (характеристик) товара (склада), при том, что требования о представлении конкретных характеристик в документации отсутствует.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Таким образом, Заказчиком нарушен подпункт 16.1.9 Информационной карты Аукционной документации, а также пункт 3 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, в связи тем, что заявка Заявителя оценивалась по критериям и в порядке, которые не указаны в Аукционной документации.
Комиссия пришла к выводу признать жалобе Заявителя в части неправомерного отказа в допуске на участие в Аукционе, по причине несоответствия Технического предложения Техническому заданию, обоснованной.
Комиссией также установлено, что в составе заявки на участие в Аукционе Заявителем представлены договоры, подтверждающие опыт исполнения договоров, сопоставимых с предметом Аукциона за 2015 и 2016 гг. Однако за 2016 год 4 из 5 договоров не исполнены в полном объеме.
Следовательно, сумма исполненных договоров Заявителем в 2015-2016 гг. меньше, указанной в Аукционной документации Заказчика.
Таким образом, заявка на участие в Аукционе Заказчиком по данному основанию отклонена правомерно.
Вместе с тем, часть 1 статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 5 статьи 17 установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчиком в Аукционной документации установлено, что опыт исполнения договоров должен быть представлен за 2015, 2016 гг. на сумму 387 000 000,000 рублей.
То есть, одновременно установлена достаточно высокая сумма исполненных договоров (фактически) за один полный 2015 год и 5 месяцев 2016 года.
Заказчиком не представлено обоснования установления столь высоких требований к опыту (по сумме исполненных договоров) за столь короткий период. При том, что у многих участников, в том числе у Заявителя, есть успешный опыт выполнения аналогичных договоров, например, за 2014 год.
Таким образом, данное требование нарушает часть 1 статья 17 Закона о защите конкуренции, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи с необоснованным ограничением круга лиц, отвечающих требованиям Аукционной документации
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии представлен договор, заключенный по итогам проведения Аукциона от 26.05.2016.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика в части неправомерного отказа в допуске на участие в Аукционе по причине непредоставления подтверждающих документов о наличии материально-технических ресурсов, а также неправомерного отказа в допуске, по причине недостаточного опыта исполнения договоров, необоснованной.
2. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части неправомерного отказа в допуске по причине несоответствия Технического предложения Техническому заданию.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 3 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 16.1.9 пункта 16 Информационной карты.
4. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, так как по результатам Аукциона заключен договор.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2016 г. N 1-00-962/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016