Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 3 июня 2016 г. N 04-6/2-6-2016
Резолютивная часть решения по делу оглашена 20 мая 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2016 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Федина А.Э., специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-6-2016,
в присутствии представителя ООО "БЕТА-М" <***> (доверенность от 21.03.2016 N б/н),
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***> установила:
Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> (далее - Заявитель) по факту размещения в бесплатном рекламном буклете N 190 за 13-26.10.2015 магазина "Красное & Белое", расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 71, на страницах 6-7 рекламы алкогольной продукции без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
В бесплатном рекламном буклете N 190 за 13-26.10.2015 магазина "Красное & Белое" на страницах 6-7 рекламируется следующая пивная продукция: "MILLER GENUINE DRAFT" пиво светлое, 4,7%, 0,5 л, 42,99 р; Пиво "FRANZISKANER HEFE-WEISSBIER" светлое, 5%, 0,5 л, Германия 84,99р; Пиво "KRUSOVICE" светлое, 4,2%, 0,5 л, 39,99р; Пиво "SPATEN MUNCHEN" светлое, 5,2%, 0,5 л, Германия, 84,99р; Пиво "ERZMANN LIGHT", светлое, 4%, 0,5 л, Казахстан, 37,99р; Пиво "LEFFE BRUNE" темное, 6,5%, 0,5 л, Бельгия, 109,99р; Пиво "LEFFE BLONDE" светлое, 6,6%, 0,5 л, Бельгия, 109,99р; Пиво "ЮЗБЕРГ МЮНХЕНСКОЕ" светлое, 4,8%, 0,5 л, 49,99р; Пиво "CORONA EXTRA" светлое, 4,5%, 0,355 л, Мексика, 59,99р; "KONIGSBERG PREMIUM" пиво светлое, 4,7%, 0,48 л, 32,99р. При этом реклама пива не сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Рекламируемое на страницах 6-7 вышеуказанного рекламного буклета пиво марок: "MILLER GENUINE DRAFT", "FRANZISKANER HEFE-WEISSBIER", "KRUSOVICE", "SPATEN MUNCHEN", "ERZMANN LIGHT", "LEFFE BRUNE", "LEFFE BLONDE", "ЮЗБЕРГ МЮНХЕНСКОЕ", "CORONA EXTRA", "KONIGSBERG PREMIUM" с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции является алкогольной продукцией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно представленным ООО "БЕТА-М" пояснениям от 10.05.2016 указанный буклет был изготовлен по инициативе администратора магазина "Красное & Белое" (г. Тверь, ул. Горького, д. 71) <***>
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
ООО "БЕТА-М" письмом (вх. N 1924 от 13.05.2016) признало факт нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе при размещении рекламы алкогольной продукции, указав, что данное нарушение произошло по вине сотрудника Общества - Большакова Дениса Викторовича.
Действия ООО "БЕТА-М", распространившего в магазине "Красное & Белое", расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 71, рекламный буклет N 190 за 13-26.10.2015, содержащий рекламу пива на страницах 6-7 без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, совершены с нарушением части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Учитывая, что Комиссией Тверского УФАС России установлен единичный факт размещения рекламы в рекламном буклете, отсутствуют основания для выдачи предписания.
На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, размещенной в бесплатном рекламном буклете N 190 за 13-26.10.2015 магазина "Красное & Белое", расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 71, без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, нарушающей часть 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", действия ООО "БЕТА-М", распространившего вышеуказанный рекламный буклет, нарушившими часть 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. В связи с однократностью нарушения предписание ООО "БЕТА-М" об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела N 04-6/2-6-2016 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО "БЕТА-М" - <***> предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.Э. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 3 июня 2016 г. N 04-6/2-6-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016