Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 29 апреля 2016 г. N 04-6/2-3-2016
Резолютивная часть решения по делу оглашена 22 апреля 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И. - начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-3-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "АТАК" рекламы алкогольной продукции с нарушением части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***> а также представителей ООО "АТАК", установила:
Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> (далее - Заявитель) по факту распространения в период с 23.12.2015 по 31.12.2015 рекламы алкогольной продукции путем размещения рекламных листовок и плакатов в помещениях магазинов "АТАК" г. Твери, расположенных по адресам: ул. Маршала Конева, д. 12, корп. 1; пр-т 50 лет Октября, д. 46; ул. Хромова, д. 17, корп. 1; ул. Орджоникидзе, д.51; пр-т Победы, д. 14.
В вышеназванных магазинах ООО "АТАК" на стеллажах были размещены рекламные плакаты следующего содержания: "АТАК супермаркет С НОВЫМ ГОДОМ! с 23.12.2015 по 31.12.2015" с изображением продуктов питания и алкогольной продукции (бутылки пива марки "Хейнекен" емкостью 0,5 литра и объемной долей спирта 4,6%, бутылки винного напитка "Глинтвейн" емкостью 0,7 литра и бутылки игристого вина "Российское шампанское белое полусладкое Санктъ-Петербургъ традиционное" емкостью 0,75 литра).
В подтверждение факта распространения рекламных плакатов Заявителем представлены фотографии, на которых зафиксировано, что 28.12.2015, 29.12.2015 и 30.12. 2015 вышеуказанные плакаты размещались в помещениях магазинов "АТАК".
При этом реклама алкогольной продукции не сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Частью 3 статьи 21 Закона о рекламе, предусмотрено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Таким образом, к алкогольной продукции относится игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.
Согласно данным, размещенным на официальном сайте российского подразделения концерна "HEINEKEN" ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" www.heinekenrussia.ru, пиво марки "Хейнекен" содержит не менее 4,6% алкоголя.
В листовке, представленной Заявителем, также указано, что объемная доля спирта в пиве марки "Хейнекен" составляет не менее 4,6%.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЗАО "Игристые вина" Санкт-Петербург www.spbvino.ru, Российское шампанское "Санкт-Петербург Традиционное" содержит от 10% до 13,5% алкоголя.
Под глинтвейном, согласно сведениям Большого толкового словаря русского языка под редакцией А.С. Кузнецова, понимается горячий напиток из красного вина с сахаром и пряностями (Большой толковый словарь русского языка 1-е изд-е СПб: Норинт А.С. Кузнецов 1998).
В пункте 12.3 статьи 2 Закона N 171-ФЗ дано понятие винного напитка, под которым понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды.
Таким образом, глинтвейн является винным напитком.
С учетом изложенного пиво марки "Хейнекен", винный напиток "Глинтвейн" и игристое вино "Российское шампанское белое полусладкое Санктъ-Петербургъ традиционное" относятся к алкогольной продукции, так как имеют содержание этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Следовательно, размещенная в период с 28.12.2015 по 30.12.2015 в помещениях магазинов "АТАК" реклама алкогольной продукции без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя, является нарушением части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
ООО "АТАК" письмом (исх. N 41568 от 11.03.2016) признало факт нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе при размещении рекламы алкогольной продукции, указав, что данное нарушение произошло вследствие технической ошибки и непроявления должной осмотрительности сотрудником ООО "АТАК".
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
ООО "АТАК" является владельцем стеллажей, на которых размещались рекламные плакаты, и рекламораспространителем, поскольку разместило вышеуказанную рекламу алкогольной продукции в помещениях магазинов г. Твери без предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, тем самым нарушив требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
В связи с тем, что истекли сроки рекламной акции, отсутствуют основания для выдачи ООО "АТАК" предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.
На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей размещаемую в период с 28.12.2015 по 30.12.2015 в помещениях магазинов "АТАК" г. Твери, расположенных по адресам: ул. Маршала Конева, д. 12, корп. 1; пр-т 50 лет Октября, д. 46; ул. Хромова, д. 17, корп. 1; ул. Орджоникидзе, д.51; пр-т Победы, д. 14, рекламу (плакаты) алкогольной продукции: пива марки "Хейнекен" емкостью 0,5 литра и объемной долей спирта 4,6%, винного напитка "Глинтвейн" емкостью 0,7 литра и игристого вина "Российское шампанское белое полусладкое Санктъ-Петербургъ традиционное" емкостью 0,75 литра - ненадлежащей; действия ООО "АТАК" (ИНН 7743543232; ОГРН 10477966854533; 125635, г. Москва, ул. Ангарская, д. 13) нарушающими часть 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В связи с прекращением размещения рекламы предписание ООО "АТАК" не выдавать.
Передать материалы дела N 04-6/2-3-2016 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 29 апреля 2016 г. N 04-6/2-3-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016