Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 мая 2016 г. N 385-Ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по устройству асфальтобетонного покрытия ул. Храмовой в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области (извещение N 0169300005016000100) (далее - Аукцион), в присутствии:
- представителя Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 25.04.2016 N б/н;
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России 20.05.2016 поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 06.05.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 13 819 014 рублей 00 копеек.
По состоянию на 27.05.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы.
1. Согласно части 13 статьи 34 в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В аукционной документации данное условие не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу характера работ, являющихся объектом закупки, а именно: выполнение ремонтных работ по устройству асфальтобетонного покрытия ул. Храмовой в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области, а также в силу требований к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть только лицо, имеющее свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, в силу законодательного запрета на осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, условие о порядке оплаты контракта путем уменьшения суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, может не содержаться в проекте контракта.
Заслушав пояснения заказчика и заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно Приложению N 1 к Постановлению к соответствующим работам относятся:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение ремонтных работ по устройству асфальтобетонного покрытия ул. Храмовой в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области, которые в соответствии с извещением отнесены к коду по ОКПД2 - 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов" с начальной (максимальной) ценой контракта - 13 819 014,00 рублей, что обязывает заказчика установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением.
Вместе с тем, в пункте 12.2 документации об электронном аукционе установлены требования о наличии у участника опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение строительных работ строительных (Жилищно-гражданское строительство) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Установленные Заказчиком в документации об аукционе требования не только не соответствуют объекту закупки, а напрямую нарушают положения Постановления.
Постановлением определена группа как работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что включает в себя не только жилищно-гражданское строительство, установленное Заказчиком.
Таким образом, условия, определенные Заказчиком, не соответствует требованиям, установленным Постановлением, а также влекут за собой нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанное обстоятельство может привести к ненадлежащему оформлению заявок участниками, а также к необоснованному допуску либо к отказу в допуске к участию в аукционе.
Более того, неправомерные требования Заказчика могут привести к ограничению числа участников, что является нарушением части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта Заказчиком не установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на положения документации об аукционе на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по устройству асфальтобетонного покрытия ул. Храмовой в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области (извещение N 0169300005016000100) необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях Заказчика нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановления.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 385-ж/2016
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе
27 мая 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 27.05.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по устройству асфальтобетонного покрытия ул. Храмовой в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области (извещение N 0169300005016000100) (далее - Аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе предписания не заключать контракт по итогам электронного аукциона.
2. Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в срок до 10.06.2016:
2.1 внести соответствующие изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России N 385-ж/2016 от 27.05.2016, в том числе в части установления дополнительных требований и документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, подтверждающих соответствие указанным требованиям в извещении и документации о закупке, а также установления в проекте контракта условия о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
2.2 продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 7 дней с даты размещения на официальном сайте документации о закупке с внесенными изменениями.
3. ООО "РТС-тендер":
3.1 с 01.06.2016 обеспечить Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области возможность исполнения пункта 2 настоящего предписания;
3.2 уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
4. Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 20.06.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно документацию с внесенными изменениями, документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями на официальном сайте.
5. ООО "РТС-тендер" в подтверждение исполнения предписания в течение трех дней с момента получения предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 мая 2016 г. N 385-Ж/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016