Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-599/00-08-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Мечтариум" (юридический адрес: 125252, г. Москва, Ходынский бул., д. 4, ОГРН 1107746648250, ИНН 7728745594, КПП 771401001, дата регистрации: 17.08.2010), установил:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы", распространявшейся посредством рекламных стикеров в вагонах метрополитена г. Москвы с 01.01.2016 по 31.03.2016.
Рекламная кампания семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы" проходила в два этапа.
Первый этап проводился с 01.01.2016 до 21.01.2016 и заключался в распространении рекламы, в которой размещались товарные знаки компаний- партнеров, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания" и производящих товары (услуги) в тех или иных сферах деятельности, приводилось изображение детей в роли сотрудников определенной профессии с соответствующими комментариями, призванными привлечь внимание к данной профессии.
О семейно-досуговом центре "Кидзания" в рекламе, распространявшейся на первом этапе, не сообщалось.
Второй этап проходил с 21.01.2016 по 31.03.2016 и заключался в распространении рекламы с изображениями, текстами и товарными знаками участвующих в проекте компаний, воспроизведенными из рекламных макетов первого этапа, и добавлением поля малинового цвета, на котором содержалась эмблема досугового центра Kidzania с сообщением: "Город, где #детирешают, кем быть. Билеты на kidzania.ru".
В левом верхнем углу всех рекламных макетов содержится герб г. Москвы и указывается "При поддержке Правительства Москвы".
Информация, размещенная в данной рекламе направлена на привлечение внимания к семейно-досуговому центру "Кидзания" и компаниям, участвующим в инвестиционном проекте "Кидзания, а также формированию и поддержанию интереса к их товарам (услугам) и продвижению данных товаров на рынок.
Таким образом, в указанной рекламе объектом рекламирования на первом этапе являлись товары (услуги) компаний, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", на втором этапе - товары (услуги) указанных компаний-партнеров и семейно-досугового центра "Кидзания".
В частности, в рекламе семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы" и указанием товарного знака "Перекресток" на первом этапе изображался ребенок в образе директора магазина и объявлялось "Требуется директор магазина. Возраст от 4 до 14 лет, опыт работы не обязателен", на втором этапе - реклама дополнялась полем малинового цвета с эмблемой досугового центра Kidzania и сообщением: "Город, где #детирешают, кем быть. Билеты на kidzania.ru".
В рекламе семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы" и указанием товарного знака "Детский мир" на первом этапе изображался ребенок в образе директора по маркетингу и объявлялось "Требуется директор по маркетингу. Возраст от 4 до 14 лет, опыт работы не обязателен", на втором этапе - реклама дополнялась полем малинового цвета с эмблемой досугового центра Kidzania и сообщением: "Город, где #детирешают, кем быть. Билеты на kidzania.ru".
В рекламе семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы" и указанием товарного знака "Иль Патио" на первом этапе изображался ребенок в образе шеф-повара и объявлялось "Требуется шеф-повара. Возраст от 4 до 14 лет, опыт работы не обязателен", на втором этапе - реклама дополнялась полем малинового цвета с эмблемой досугового центра Kidzania и сообщением: "Город, где #детирешают, кем быть. Билеты на kidzania.ru".
Таким образом, в указанной рекламе объектом рекламирования на первом этапе являлись магазины сети супермаркетов "Перекресток", магазины сети "Детский мир", рестораны "Иль Патио", на втором этапе - магазины сети супермаркетов "Перекресток", магазины сети "Детский мир", рестораны "Иль Патио" и услуги семейно-досугового центра "Кидзания".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.
Данные признаки содержатся в размещенной в январе-марте 2016 года на стикерах в вагонах Московского метро информации о семейно-досуговом центре "Кидзания" и компаниях, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", в частности магазинах сети супермаркетов "Перекресток", сети магазинов "Детский мир", сети ресторанов "Иль Патио", соответственно, такая информация отвечает законодательному определению рекламы и в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламой товаров данных хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О рекламе" установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти и о спонсорах.
В рассматриваемой рекламе используются изображения товарных знаков, являющихся средством индивидуализации товаров компаний, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", в частности магазинов супермаркета "Перекресток", сети магазинов "Детский мир", сети ресторанов "Иль Патио", а также услуг самого досугового цента "Кидзания", однако отсутствует информация, которая свидетельствовала бы о благотворительных и иных общественно полезных целях, а также об обеспечении интересов государства, на достижение которых направлена реклама.
Соответственно, реклама семейно-досугового центра "Кидзания" и компаний, участвующих в инвестиционном проекте "Кидзания", имеет цель продвинуть на рынок товары (услуги) данных хозяйствующих субъектов, в частности, магазины сети супермаркетов "Перекресток", сеть магазинов "Детский мир", сеть ресторанов "Иль Патио", и услуги центра "Кидзания", и не преследует достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В этой связи рассматриваемая реклама не отвечает статусу социальной рекламы и является рекламой товаров.
Согласно пункту 2 части 5 статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Рассматриваемая реклама семейно-досугового центра "Кидзания" сопровождается указанием "При поддержке Правительства Москвы", которое дает основания полагать, что объекты рекламирования, в частности, услуги семейно- досугового центра "Кидзания" и магазины сети супермаркетов "Перекресток", магазины "Детский мир", рестораны "Иль Патио", одобряются органом государственной власти - Правительством Москвы.
Таким образом, указанная реклам нарушает пункт 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 Федерального закона "О рекламе".
ООО "Мечтариум" заключил договоры с ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (договор N KZM-15p-005/PK от 27.04.2015), ПАО "Детский мир" (договор N KZM-15p-008/PK от 03.06.2015) и ПАО "Росинтер Ресторантс Холдинг" (договор N KZM-15p-10/RIE от 18.02.2015), в соответствии с которыми право на использование товарного знака "Перекресток", "Детский мир", "Иль Патио" в пресс- релизах, новостных рассылках, промо-материалах было передано ООО "Мечтариум". ООО "Мечтариум" определил содержание рекламы и заключил договор N 0212215 от 15.12.2015 с ООО "Группа АМС" для производства, размещения, демонтажа макетов указанной рекламы.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ООО "Мечтариум" (юридический адрес: 125252, г. Москва, Ходынский бул., д. 4, ОГРН 1107746648250, ИНН 7728745594, КПП 771401001, дата регистрации: 17.08.2010).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО "Мечтариум" имел возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО "Мечтариум" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении посредством рекламных стикеров в вагонах метрополитена г. Москвы с 01.01.2016 по 31.03.2016 рекламы семейно-досугового центра "Кидзания" с пометкой "При поддержке Правительства Москвы".
Руководствуясь пунктом 4 статьи 10, пунктом 1, 3, 11 статьи 3, частью 5 статьи 10, пунктом 2 части 5 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. постановил:
1. Применить к ООО "Мечтариум" меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 705
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova @ fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Заместитель руководителя А.Б. Кашеваров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2016 г. N АК/39281/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016