Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 6 июня 2016 г. N 1-00-985/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания N2",
Управы Пресненского района города Москвы Хаустовой И.А. (по доверенности от 06.01.2016 N 4), Трофимовой Е.П. (по доверенности от 06.06.2016 Nб/н),
рассмотрев жалобу ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания N2" на действия заказчика - Управы Пресненского района города Москвы при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 1; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 2; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 3; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 4; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 5; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 6 (реестровый N 150316/7274365/01),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания N2" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Управы Пресненского района города Москвы (далее - Организатор торгов) при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 1; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 2; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 3; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 4; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 5; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 6 (реестровый N 150316/7274365/01) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном выборе победителя по итогам Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Конкурсная документация Открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 1; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 2; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 3; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 4; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 5; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 6 (в редакции N2) (далее - Конкурсная документация) размещена 05.04.2016 на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 15.03.2016 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 05.05.2016. Подведение итогов - 16.05.2016.
Согласно протоколу конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 27.05.2016 N 3 победителем Конкурса признан ГБУ "Жилищник Пресненского района".
Согласно жалобе Заявителя, Организатором торгов ограничен перечень дополнительных работ и услуг, установленных в Конкурсной документации, до одной дополнительной работы, что лишает участников Конкурса возможности повышения общей стоимости дополнительных работ и услуг.
Такой подход к отбору победителя Конкурса полностью устраняет конкуренцию между участниками, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс Российской Федерации) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства N 75).
Постановлением Правительства N 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Порядок проведения конкурса; Правила).
Разделом 7 Конкурсной документации установлен порядок проведения Конкурса, в том числе:
- (пункт 7.1.2) конкурс начинается с объявления конкурсной комиссией наименования участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого поступила к организатору конкурса первой, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- (пункт 7.1.3) участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов предлагается суммированная стоимость по всем объектам, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в Части III настоящей конкурсной документации;
- (пункт 7.1.5) в случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) равна стоимости его предложения или превышает ее, такой участник признается победителем конкурса.
В случае если указанная общая стоимость меньше стоимости его предложения, участник конкурса обязан увеличить предложение по стоимости дополнительных работ и услуг либо определить перечень дополнительных работ и услуг таким образом, чтобы их общая стоимость была равна или превышала представленное им предложение. При выполнении указанных требований участник конкурса признается победителем конкурса;
- (пункт 7.1.6) в случае если участник конкурса отказался выполнить требования, предусмотренные пунктом 7.1.5. настоящего раздела, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. В указанном случае победитель конкурса определяется в порядке, установленном пунктами 7.1.4. - 7.1.5. настоящего раздела.
В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Таким образом, Конкурсной документацией Организатора торгов установлен порядок выбора победителя.
Подпунктом 4(1) пункта 41 Правил установлено, что конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (далее - дополнительные работы и услуги), включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.
Согласно перечня дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений, представленным Организатором торгов, предусматривается только одна дополнительная услуга по содержанию общего имущества, а именно ремонт: утепление дверей лестничных площадок на чердаке.
В соответствии с пункта 2 части 4 Правил конкурс проводится на основе принципов добросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Следовательно установление в Конкурсной документации столь ограниченного и легкодостижимого перечня работ и услуг неизбежно приведет к ситуации, когда любой участник конкурса будет в состоянии подать максимальное предложение, в соответствии с требованиями Конкурсной документации. Такой подход к отбору победителя конкурса полностью устраняет конкуренцию между участниками, сводя процедуру торгов к отбору победителя на основе первенства поданной заявки, что, в свою очередь, является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и принципов добросовестной конкуренции, установленных подпунктом 2 пункта 4 Правил.
Таким образом, установление в Конкурсной документации легкодостижимого перечня работ и услуг привело к неправомерному определению победителя Конкурса.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса обоснованной.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-985/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
06.06.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 20.01.2016 по делу N 1-00-985/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Управе Пресненского района города Москвы (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 1; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 2; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 3; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 4; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 5; г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 14, стр. 6 (реестровый N 150316/7274365/01) (далее - Конкурс), а именно:
Организатору торгов отменить протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 27.05.2016 N 3.
Организатору торгов вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
Организатору торгов внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 06.06.2016 по делу N 1-00-982/77-16.
Организатору торгов продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
Организатору торгов назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от от 06.06.2016 по делу N 1-00-982/77-16.
Организатору торгов разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 11.07.2016.
Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 18.07.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июня 2016 г. N 1-00-985/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016