Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <> (далее - Комиссия ФАС России), при участии представителей: ЗАО "Катайский насосный завод": <> - доверенность от 06.06.2016 N 37, <> - доверенность от 03.06.2016 N 36,
АО "Российский аукционный дом": <> - доверенность от 03.06.2016 N 1532/01, ОАО "136 ЦБПР": <> - доверенность от 18.02.2016
N 77АБ 8980802, <> - доверенность от 03.06.2016 N б/н, рассмотрев жалобу ЗАО "Катайский насосный завод" от 27.05.2016
N 2968 на действия (бездействие) заказчика ОАО "136 ЦБПР", оператора электронной площадки АО "Российский аукционный дом" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку насосов центробежных ЦН13/100-Т/Ч (извещение N 31603579007) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Катайский насосный завод" (далее - Заявитель) от 27.05.2016 N 2968 (вх. от 27.05.2016 N 75864/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "136 ЦБПР" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "Российский аукционный дом"
(далее - Оператор) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку насосов центробежных ЦН13/100-Т/Ч (извещение N 31603579007) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Открытого акционерного общества "136 Центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты"
(ОАО "136 ЦБПР"), утвержденного решением Совета директоров
ОАО "136 ЦБПР" (протокол от "25"декабря 2012 г.) (далее - Положение о закупке). Согласно Извещению и пункту 1.2.1 Документации Аукцион проводится на электронной площадке Lot-online. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения процедур Оператором закупок товаров, работ, услуг с использованием электронной торговой площадки осуществляет свою деятельность по обеспечению эксплуатации и сопровождения электронной торговой площадки Lot-online, размещенной в сети Интернет по адресу: http://trade.lot-online.ru/ (далее - сайт Оператора, ЭТП), регулируется Регламентом электронной торговой площадки Lot-online ОАО "Российский аукционный дом" при организации проведения процедур закупки товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ОАО "РАД" от 29 июля 2015 года
N 531-п (далее - Регламент). Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы, а именно: 1) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не указаны сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
2) Заказчиком не регламентирован временный период (продолжительность) подачи ценовых предложений в Аукционе.
3) Оператором не было принято очередное ценовое предложение Заявителя, в связи с чем Заявитель не смог принять участие в Аукционе. Представители Заказчика, Оператора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик, Оператор действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Регламентом и Документацией о проведении Аукциона (далее - Документация). Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Оператора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 21.04.2016 в ЕИС размещено извещение о проведении Аукциона
(далее - Извещение), Документация. Дата и время окончания подачи заявок - 11.05.2016 в 15:00 (МСК).
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 13.05.2016. По результатам проведения Аукциона заключен договор от 26.05.2016
N 1616187415942412237001003/32/16. 1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки. Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки. Согласно Извещению и пункту 2.3 Документации "время и место проведения открытого аукциона: начало: "16" мая 2016 г.
в "10" час."00" мин. (время московское) на электронной торговой площадке (ЭТП) - адрес в сети Интернет: http://lot-online.ru. Результаты проведения аукциона оформляются итоговым протоколом, который формируется автоматически на ЭТП". Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что Заказчиком не указаны в Извещение место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки не нашел своего подтверждения. 2. Согласно пункту 8.1 Документации установлено: "Аукцион проводится на Электронной площадке в день и время, указанные в извещении о его проведении (также время проведения аукциона может устанавливаться оператором Электронной площадки)". Согласно Извещению дата и время проведения аукциона 16.05.2016 в 10:00 (МСК). Пунктом 8.5 Регламента установлено, что "Аукцион проводится в день и во время, указанное Организатором аукциона в Извещении". Согласно, пункту 8.10 Регламента Оператор размещает на ЭТП лучшие предложения о цене каждого Участника аукциона и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока предоставления предложений о цене. В соответствии с информацией размещенной на сайте Оператора подача предложений в Аукционе проходила 16.05.2016 в 10:00 (МСК) по 16.05.2016 в 10:10 (МСК). Пунктом 8.7 Документации, установлено, что "при проведении аукциона Участники аукциона подают предложения о цене, предусматривающие снижение текущего лучшего предложения о цене согласно шагу аукциона, установленному Организатором в извещении и закупочной документации. Шаг аукциона устанавливается в размере 1% от начальной (максимальной) цены Договора". Представители Оператора, Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что при проведении Аукциона у участников закупки отображалась дата и время продолжительности Аукциона. Таким образом, довод о том, что Заказчиком не регламентирован временный период (продолжительность) подачи ценовых предложений в Аукционе, не нашел своего подтверждения. 3. В соответствии с Протоколом от 13.05.2016 N б/н на участие в Аукционе подано 2 заявки, допущено к участию в Аукционе 2 заявки. На заседании Комиссии ФАС России Оператором представлена информация о ценовых предложениях участников закупочной процедуры в электронной форме, проводимой на ЭТП 16.05.2016, времени поступления каждого ценового предложения 16.05.2016. В период проведения Аукциона 16.05.2016 в общей сложности подано 16 ценовых предложений, из которых 8 ценовых предложения подано Заявителем, последнее ценовое предложение в рамках Аукциона подано участником АО "ГМС Ливгидромаш" 16.05.2016 в 10:09:34 с ценой договора 75 724 547, 35 рублей. Пунктом 8.12 Регламента установлено, что "в ходе проведения аукциона Оператор автоматически отклоняет предложение о цене в момент его поступления, в случае если: - предложение о цене предоставлено по истечении установленного времени для предоставления предложений о цене". На заседании Комиссии ФАС России, представитель Оператора пояснил, что последнее ценовое предложение Заявитель направил 16.05.2016 в 10:10:05, в связи чем Заявитель не смог подать очередное ценовое предложение, поскольку Аукцион кончен 16.05.2016 в 10:10 (МСК). Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором не было принято ценовое предложение Заявителя, в результате чего Заявитель не смог улучшить
ценовое предложение, не нашел своего подтверждения. 4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 1.3.1 Документации установлено, что "любой участник процедуры размещения заказа вправе направить в электронной форме организатору закупок запрос о разъяснении положений документации процедуры размещения заказа не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок, указанного в документации процедуры размещения заказа. В течение трёх дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан разместить на Электронной площадке и в ЕИС разъяснения положений документации". Таким образом, Заказчиком в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса котировок разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 5. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2.4 Положения о закупке.
Пунктом 3 Документации установлены требования, предъявляемые к участникам Аукциона, в том числе:
- обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора;
- обладать необходимыми сертификатами на продукцию, работы или услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора;
- участник процедуры закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надёжностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг, если указанные требования содержатся в документации открытого аукциона
При этом, из Документации не представляется возможным определить наличие каких лицензий или свидетельств, какие сертификаты на продукцию работы или услуги необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, что подразумевает Заказчик под "профессиональной компетентностью", наличие каких финансовых ресурсов, оборудования и других материальных возможностей необходимо для исполнения договора.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 2.4 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Катайский насосный завод" от 27.05.2016
N 2968 на действия (бездействие) заказчика ОАО "136 ЦБПР", оператора электронной площадки АО "Российский аукционный дом" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку насосов центробежных ЦН13/100-Т/Ч (извещение N 31603579007) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "136 ЦБПР" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". 3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от 06.06.2016 N 223-ФЗ-241/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона Заказчиком заключен договор, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2016 г. N 17/39269/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016