Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 17 мая 2016 г. N 1-00-831/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
в присутствии представителей:
АНО "Юридический научно-исследовательский центр"
АО "АИЖК"
в присутствии третьих лиц:
ООО "Джи-Эл-Си Сервис"
рассмотрев жалобу АНО "Юридический научно-исследовательский центр" на действия Заказчика - АО "АИЖК" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ведению претензионной работы на досудебной стадии, представлению и защите интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере в судах (на всех стадиях судебного процесса), а также представление интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере на стадии исполнительного производства (реестровый N 31603512834),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба АНО "Юридический научно-исследовательский центр" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАО "АИЖК" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ведению претензионной работы на досудебной стадии, представлению и защите интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере в судах (на всех стадиях судебного процесса), а также представление интересов АО "АИЖК" и организаций единого института развития в жилищной сфере на стадии исполнительного производства (реестровый N 31603512834) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
в неправомерном отклонении заявки Заявителя, что привело к ограничению конкуренции в ходе ее проведения;
в отсутствии в документации о Закупке сведений о порядке предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о Закупке;
в отсутствие в основной части документации о Закупке информации об оплате исполнителю вознаграждения в размере 7% от суммы, взысканной в ходе исполнительного производства (но не более 500 000 рублей);
в установлении Заказчиком в документации о Закупке повышенных требований для лидера консорциума;
в установлении экономически необоснованного порядка оценки и сопоставления заявок;
в нарушении Закона о защите конкуренции в части порядка проведения переторжки;
в нарушении Закона о защите конкуренции в части порядка заключения договора;
в нарушении принципа информационной открытости закупки;
в нарушении сроков заключения договора по итогам закупки;
в предусмотрении проектом договора Заказчика возмездного оказания услуг, не предусмотренных договором.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "АИЖК" (далее - Положение о закупках).
04.04.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 04.04.2016 дата окончания подачи заявок - 14.04.2016 дата рассмотрения заявок - 29.04.2016, дата подведения итогов - 29.04.2016.
Согласно Протоколу от 22.04.2016 N 18/33-ЗП02-13-16/2 рассмотрения заявок на участие в Закупке членами комиссии было принято решение об отказе в допуске АНО "ЮНИЦ" (лидер консорциума), ООО "ЮНИЦ", ООО "Управляющая компания", ИП Хатунцев Олег Александрович на основании части 1 статьи 26 Положения о закупочной деятельности ОАО "АИЖК", пункт 11.6 документации о Закупке, а именно:
в составе заявки на участие в запросе предложений представлена информация о наличии в штате АНО "ЮНИЦ" (лидер консорциума) 13 (тринадцати) сотрудников, имеющих соответствующее образование и опыт.
Согласно представленной в составе заявки справке о размере выручки за 2015 год, выручка АНО "ЮНИЦ" (лидер консорциума) составила около 25 миллионов рублей, что не соответствует требованиям пункта 4.2.14 документации о Закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей, Комиссия установила следующее.
Согласно доводу 1 жалобы Заявителя, АНО "ЮНИЦ" и возглавляемая ею группа лиц были неправомерно отстранены от участия в закупке, что привело к ограничению конкуренции в ходе ее проведения.
Статьей 26 Положения о закупках содержатся основания для отказа участнику закупки в допуске к участию в Закупке / признания заявки, не соответствующей требованиям документации о Закупке.
Так, согласно пункту 1 статьи 26 Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в закупке Комиссия вправе отказать в допуске к участию в Закупке / признать заявку на участие в Закупке не соответствующей требованиям документации о Закупке по следующим основаниям:
непредоставление документов, определенных документацией о Закупке, либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, работах, услугах;
несоответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о Закупке;
несоответствие заявки на участие в процедуре закупки требованиям документации о Закупке, в том числе наличие в таких Заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы продукции, а также признание Заказчиком цены договора, предложенной в Заявке, демпинговой в соответствии со статьей 35 Положения;
отсутствие на момент рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки на счете Заказчика денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения Заявки, если в документации о Закупке было установлено требование о предоставлении такого обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 26 Положения о закупках отказ участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки/признание Заявки не соответствующей требованиям документации о Закупке по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.
Согласно пункту 11.1 документации о Закупке Комиссия рассматривает заявки на участие в открытом запросе предложений на соответствие требованиям, установленным документацией, и осуществляет проверку соответствия участников закупки требованиям, установленным документацией.
Согласно пункту 11.6 документации о Закупке при рассмотрении заявок на участие в открытом запросе предложений заказчик вправе признать заявку на участие в открытом запросе предложений не соответствующей требованиям документации по следующим основаниям, в том числе:
11.6.1. непредставление документов, определенных документацией, либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, работах, услугах;
11.6.2. несоответствие участника закупки требованиям, установленным в документации;
11.6.3. несоответствие заявки требованиям документации, в том числе наличие в заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, а также признание заказчиком цены договора, предложенной в заявке на участие в запросе предложений, демпинговой в соответствии со статьей 35 Положения о закупочной деятельности Открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", в редакции, утвержденной решением наблюдательного совета ОАО "АИЖК" (протокол от 23.06.2014 г. N 1/15). Наличие в заявке протокола разногласий к проекту договора, представленному в составе документации, может рассматриваться комиссией как несоответствие заявки участника требованиям документации.
Статьей 4 документации о Закупке Заказчиком установлены требования к участникам закупки.
Согласно пункту 4.1. документации о Закупке участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством и настоящей документацией.
Согласно пункту 4.1.1. документации о Закупке в случае, если участником закупки является несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе, несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки) то:
каждое из указанных юридических лиц или физических лиц (в том числе, индивидуальных предпринимателей), выступающих на стороне одного участника закупки, и каждый участник закупки, на стороне которого выступают указанные юридические лица или физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), должны соответствовать всем обязательным требованиям к участникам закупки, установленным в пунктах 4.2.1. - 4.2.9. документации.
указанные юридические лица или физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), выступающие на стороне одного участника закупки, и каждый участник закупки, на стороне которого выступают указанные юридические лица или физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), должны в совокупности соответствовать всем требованиям к участникам закупки, установленным в пунктах 4.2.10. - 4.2.14. документации.
Согласно пункту 4.1.2. документации о Закупке при подаче заявки на участие в закупке от нескольких лиц (консорциума), выступающих на стороне одного участника закупки (лидера консорциума), договор будет заключаться с лидером консорциума, который должен соответствовать всем требованиям документации, установленным в пункте 4.2. документации.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При подаче заявки несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного участника закупки, или несколькими физическими лицами, выступающими на стороне одного участника закупки (в том числе, несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки), юридические лица, представляющие лидера консорциума, заключают между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и отвечающее требованиям, в том числе, если документацией о Закупке установлены специальные требования к правоспособности участника процедуры закупки и предусмотрен перечень документов, подтверждающих специальную правоспособность (лицензии, допуски, свидетельства), квалификационные требования, то хотя бы одно из лиц, входящих в состав консорциума, должно обладать необходимой правоспособностью, квалификационными требованиями и представить необходимые подтверждающие документы. При этом такое лицо может не являться лидером консорциума.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися в консорциум, участником закупки выступает лидер консорциума.
Таким образом, в случае подачи заявки консорциумом, требованиям, указанным в документации о Закупке, должны в совокупности отвечать все лица консорциума, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в качестве лидера консорциума, так как обратное исключало бы целесообразность объединения юридических или физических лиц (в том числе, индивидуальных предпринимателей) для участия в Закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что требования Заказчика установленные в 4.1.2 документации о Закупке нарушают права Заявителя согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя в части первого довода обоснованной.
Согласно доводу 2 жалобы Заявителя документация о Закупке Заказчика не содержит сведений о порядке предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о Закупке.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о Закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о Закупке.
Согласно статьи 33 Положения о закупках, а также пункта 9 документации о Закупке Заказчиком указан порядок дачи разъяснений положений документации и внесение в нее изменений.
Так, в пункте 9.1. документации о Закупке указано, что любое заинтересованное лицо вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации.
Согласно пункту 9.2. документации о Закупке запрос на разъяснение положений документации направляется из личного кабинета участника закупки на ЭТП либо в виде сканированной копии официального письма, за подписью руководителя участника закупки, либо в виде электронного сообщения на адрес электронной почты - Torgi@ahml.ru, указав наименование запроса предложений.
В соответствии с пунктом 9.3. документации о Закупке в течение 3 (трех) дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений Заказчик размещает указанные разъяснения положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, на официальном сайте.
Согласно пункту 1.9. документации о Закупках Заказчиком предусмотрен период предоставления разъяснений положений документации с 05.04.2016 по 13.04.2016.
Таким образом, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу, что документация о Закупке не содержит сведений о сроке предоставления Заказчиком ответов на запросы, направленные заинтересованными лицами. Заказчик оставляет принятие решения о предоставлении разъяснений положений документации о Закупке на свое усмотрение. Таким образом Заказчик ограничивает права потенциальных участников закупочной процедуры на получение разъяснений положений документации о закупке, полной и достоверной информации о закупке, что не соответствует принципу информационной открытости закупки, закрепленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя по пункту 2 обоснованной.
Согласно доводу 3 жалобы Заявителя в основной части документации о Закупке отсутствует информация об оплате исполнителю вознаграждения в размере 7% от суммы, взысканной в ходе исполнительного производства (но не более 500 000 рублей), что нарушает статью 14.2 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам Заявителя, отсутствие в основной части документации о Закупке информации о возможности получения по результатам каждого дела 7% от взысканных сумм (но не более 500 000 рублей) и указание на ориентировочный объем работ в 600-700 судебных дел способствует формированию у потенциальных участников закупки искаженного представления о действительном объеме подлежащей выполнению работы, а, следовательно и о количестве требуемых для ее выполнения ресурсов (временных, человеческих и др.), что в конечном итоге влечет за собой уменьшение количества желающих принять участие в закупке, а следовательно, ведет к ограничению конкуренции.
Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.
Согласно пункту 1.14 документации о Закупке начальная максимальная цена Договора составляет 60 000 000 рублей. Указанная цена образована путем суммирования начального (максимального) размера вознаграждения по каждому конкретному судебному делу в размере 130 000 рублей (90 000 рублей за первую и апелляционную инстанцию и 40 000 рублей за последующие инстанции).
Согласно пункту 2 "Техническое задание" приложения 4 к документации о Закупке, объем оказываемых услуг составит ориентировочно 300-350 дел в год.
В соответствии с пояснениями Заказчика, под делами понимаются как судебные, так и исполнительные производства.
Согласно разделу 5 приложения N 7 (проект Договора) документации о Закупке содержится порядок расчета и оплаты вознаграждения исполнителя, предусмотренные Заказчиком, в том числе указан размер вознаграждения в размере 7% от суммы, взысканной в ходе исполнительного производства.
Комиссия установила, что в ЕИС в открытом доступе содержится вся необходимая документация о Закупке, в том числе Приложение N 7 (проект Договора), с которым может ознакомиться потенциальный участник, и в котором содержится вся необходимая информация относительно вознаграждения исполнителя.
Тем самым, Заказчик никак не ограничивает права потенциальных участников и не нарушает статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что все расчеты, в том числе указанные в Приложении N 7 (проект Договора), будут производиться исходя из указанной в пункте 1.14 документации о Закупке начальной максимальной цены Договора, то есть не будут превышать 60 000 000 рублей.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу признать жалобу заявителя по доводу 3 необоснованной.
Согласно доводу 4 жалобы Заявителя Заказчиком в документации о Закупке установлены повышенные требования для лидера консорциума, в том числе установление требования о том, что согласно пункту 4.2. документации о Закупке основным видом профессиональной деятельности лидера консорциума, совместно с другими лицами подающего заявку на участие в закупке должна являться деятельность в области права (код ОКВЭД 69.10).
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Таким образом, юридическое лицо может осуществлять иные виды деятельности, указанные в регистрационных документах юридического лица.
На основании вышеизложенного, требование установленное документацией о Закупке относительно того, что основным видом профессиональной деятельности участника Закупки должна являться деятельность в области права (код ОКВЭД 69.10) неправомерна и ограничивает круг потенциально возможных участников закупки.
Кроме того, требование установленное пунктом 4.2 документации о закупке ничем не обосновано и не может свидетельствовать о квалификации участников закупки.
Ввиду изложенного, Комиссия приняла решение о признании довода 4 жалобы Заявителя обоснованным.
Вместе с тем, согласно Протоколу от 22.04.2016 N 18/33-ЗП02-13-16/2, данное требование никак не повлияло на результаты определения Победителя Закупки.
Согласно доводу 5 жалобы Заявителя Заказчиком установлен экономически необоснованный порядок оценки и сопоставления заявок, что нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 12.5. раздела 12 документации о Закупке Заказчиком устанавливается порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.
Согласно пункту 12.5.1 Критерий "Цена единицы услуги", значимость - 60% рассчитывается по формуле:
Rai = Rai1 + Rai2, где
Rai - баллы, присваиваемые i-й Заявке по указанному критерию;
Rai1 - баллы, присваиваемые i-й Заявке по размеру вознаграждения за оказание услуги по каждому конкретному судебному спору в первой и апелляционной судебных инстанциях (обе инстанции включительно);
Rai2 - баллы, присваиваемые i-й Заявке по размеру вознаграждения за оказание услуги по каждому конкретному судебному спору во всех судебных инстанциях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (все судебные инстанции включительно), за исключением первой и апелляционной инстанций;
Rai1 = (Amax1 - Ai1)/Amax1 * 50,
Rai2 = (Amax2 - Ai2)/Amax2 * 50, где
Amax1 - начальный (максимальный) размер вознаграждения за оказание услуги по каждому конкретному судебному спору в первой и апелляционной судебных инстанциях (обе инстанции включительно), установленная в документации: 90 000,00 рублей;
Amax2 - начальный (максимальный) размер вознаграждения за оказание услуги по каждому конкретному судебному спору во всех судебных инстанциях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (все судебные инстанции включительно), за исключением первой и апелляционной инстанций, установленный в документации: 40 000,00 рублей.
Ai1 - Размер вознаграждения за оказание услуги по каждому конкретному судебному спору в первой и апелляционной судебных инстанциях (обе инстанции включительно), указанный в i-й заявке;
Ai2 - Размер вознаграждения за оказание услуги по каждому конкретному судебному спору во всех судебных инстанциях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (все судебные инстанции включительно), за исключением первой и апелляционной инстанций, указанный в i-й заявке.
Итоговый рейтинг каждой заявки на участие в запросе предложений по критерию "Цена единицы услуги" определяется путем умножения количества баллов по критерию на значимость (вес) критерия.
Максимальное количество баллов по критерию "Цена единицы услуги" с учетом значимости (веса) критерия равно 60.
Согласно пункту 12.5.2. критерий "Квалификация и опыт участника запроса предложений", значимость критерия - 40%, оценивается комиссией исходя из сравнения предложений по указанному критерию, предлагаемых участниками в заявках.
Количество баллов, присуждаемых заявке по критерию "Квалификация и опыт участника запроса предложений" определяется путем сложения количества баллов по следующим подкритериям:
1. Опыт участника запроса предложений по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: Оценивается количество дел за период, начиная с 2014 г. по дату подачи заявки, по которым участник закупки, совершал успешные действия для защиты и представления интересов юридических лиц в судебных спорах и исполнительных производствах, на основании Реестра судебных решений, представленного участником запроса предложений в соответствии с приложением 1.1. к документации.
Баллы по подкритерию присваиваются каждым членом комиссии, следующим образом:
99 и менее дел - 0 баллов
100 - 299 дел - 15 баллов
300 и более дел - 30 баллов
Оценка проводится на основании информации, представленной участником запроса предложений в соответствии с приложением 1.1. к документации.
Итоговый рейтинг по критерию "Квалификация и опыт участника запроса предложений" определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Комиссии, присуждаемых заявке по указанному критерию, умноженное на значимость (вес) критерия. Максимальное количество баллов по критерию "Квалификация и опыт участника запроса предложений" с учетом значимости (веса) критерия равно 40.
2. Квалификация трудовых ресурсов участника запроса предложений Оценивается наличие у участника запроса предложений требуемого количества штатных специалистов имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по специальности не менее 3 (трех) лет.
Баллы по подкритерию присваиваются каждым членом комиссии, следующим образом:
20 сотрудников - 0 баллов
21 - 30 сотрудников - 20 баллов
31 и более сотрудников - 40 баллов
Оценка проводится на основании информации, представленной участником запроса предложений в соответствии с приложением 1.1. к документации, подтвержденной заверенными копиями дипломов (удостоверений адвокатов) и трудовых книжек сотрудников участника запроса предложений.
Наличие зарегистрированных филиалов, представительств, иных обособленных подразделений в Федеральных округах Российской Федерации: оценивается количество Федеральных округов Российской Федерации (далее в рамках данного пункта - регионы), в которых зарегистрированы филиалы, представительства, иные обособленные подразделения (при этом учитываются Федеральные округа Российской Федерации, отличные от основного местонахождения согласно ЕГРЮЛ или иных регистрационных документов установленного образца, подтверждающих местонахождение).
В случае, если участником закупки является несколько юридических лиц или несколько физических лиц (в том числе, несколько индивидуальных предпринимателей) выступающих на стороне одного участника закупки, оценивается количество Федеральных округов Российской Федерации (далее в рамках данного пункта - регионы), в которых зарегистрировано основное местонахождение (место регистрации) лиц, выступающих на стороне участника закупки - лица, с которым будет заключен договор.
Баллы по подкритерию присваиваются каждым членом комиссии, следующим образом:
при отсутствии регионов - 0 баллов;
от 1 до 4 регионов - 20 баллов;
5 и более регионов - 30 баллов.
Согласно пункту 12.6 документации о Закупке комиссия на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений присваивает каждой заявке на участие в запросе предложений порядковые номера, в зависимости от количества полученных баллов при оценке заявок на участие в запросе предложений. Заявке, набравшей большее количество баллов, присваивается первый номер.
Согласно Закону о закупках Заказчик самостоятельно устанавливает в документации о Закупке на основании Положения о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.
Изучив представленные документы Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки, указанный в документации о Закупке Заказчика позволяет объективно оценить обоснованность присвоения баллов по установленным критериям оценки.
То же самое касается и подтверждения подкритерия "Опыт участника запроса предложений по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" путем оформленного в соответствии с пунктом 6.1.6 документации о Закупке Реестра судебных решений.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок по указанным в документации о Закупке критериям позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Вместе с тем, Заявитель не смог представить доводы о том, каким образом порядок оценки заявок указанный в документации о Закупке Заказчика ограничивает права и конкуренцию других участников.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании доводов 5 и 8 жалобы необоснованными.
Согласно доводу 6 жалобы Заявителя Заказчиком нарушен Закон о защите конкуренции в части порядка проведения переторжки.
Изучив представленные документы, в том числе документацию о Закупке Заказчика, Комиссия пришла к выводу, что Положением о закупках, Документацией о закупке Заказчика предусмотрены общие правила проведения переторжки.
Так, согласно разделу 13 документации о Закупке Заказчиком предусмотрена возможность проведения переторжки.
Согласно пункту 13.2. документации о Закупке процедура переторжки проводится по решению закупочной комиссии Заказчика.
Согласно пункту 13.3. документации о Закупке по решению закупочной комиссии при переторжке участникам закупки может быть предоставлена возможность добровольно повысить предпочтительность их предложений путем снижения цены договора.
Согласно пункту 13.5. документации о Закупке предложения по переторжке могут подавать только те участники, заявки которых по итогам рассмотрения заявок были признаны соответствующими требованиям документации.
Таким образом, в документации о Закупке не определены сроки и порядок проведения переторжки. Заказчик оставляет за собой право без обоснования, на основании субъективного право-усмотрения принимать решение о проведении переторжки, что в свою очередь недопустимо.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Решение Заказчика об отказе от проведения переторжки приводит к необоснованным ограничениям конкуренции между участниками закупки, так как каждый участник закупки должен иметь возможность повысить привлекательность своего предложения после подведения итогов рассмотрения заявки путем снижения цены.
В свою очередь Заказчик, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупке Заказчики при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек.
Таким образом, проведение однократно переторжки, до процедуры оценки заявок участников, необходимо Заказчику не только для повышения конкуренции, но и для сокращения собственных издержек, путем снижения цены участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании довода 6 жалобы Заказчика обоснованным.
Согласно доводу 7 жалобы Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении Закона о закупках в части порядка заключения договора, а именно отказа Заказчика от заключения договора на любом этапе закупки.
Согласно пункту 1 статьи 17 Положения о закупках Заказчика под запросом предложений понимается способ закупки, при котором закупочная комиссия на основании критериев и порядка оценки предложений, установленных в документации о запросе предложений, определяет участника, предложившего лучшие условия исполнения договора.
Запрос предложений не является разновидностью торгов и не попадает под действие части 1 статьи 447-449 Гражданского кодекса РФ и статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также запрос предложений не является публичным конкурсом и не попадает под действие части 2 статьи 1057-1061 Гражданского кодекса РФ.
При этом, в рамках Закупки Заказчиком решение об отказе не принято.
Таким образом, права и интересы Заявителя не нарушены.
На основании вышеизложенного, Комиссией было принято решение о признании довода 7 жалобы необоснованным.
Согласно доводу 8 жалобы Заявителя Заказчиком указаны сроки заключения договора по итогам закупки в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1.19. документации о Закупке Заказчиком предусмотрен срок заключения договора по итогам закупки в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подведения итогов запроса предложений.
Как было указано ранее, в силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 главы 14 Положения о закупке, заключение договора по итогам процедуры Закупки осуществляется в порядке, указанном в документации процедуры закупки.
Согласно пункту 19.1 документации о Закупке Заказчика Договор между Заказчиком и Победителем подписывается в течение 10 (десяти) календарных дней.
Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в документации о Закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, норма документации о Закупке Заказчика, позволяющая заключать договор по итогам закупочной процедуры в течение 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки заявок, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании довода Заявителя в части порядка заключения договора по итогам Закупки обоснованным.
Согласно доводу 9 жалобы Заявителя, в документации о Закупке, а именно в проекте договора предусмотрено возмездное оказание исполнителем иных услуг, не предусмотренных договором, объем и стоимость которых будут определяться по соглашению сторон.
Согласно пункту 4.2.8. Приложения N 7 к документации о Закупке (проект Договора) указано, что исполнитель имеет право исполнять отдельные поручения Агентства на совершение действий/оказание услуг, не предусмотренных Договором, и требовать возмещения Агентством расходов, понесенных при исполнении указанных в настоящем пункте поручений, в соответствии с разделом 5 Договора.
Согласно пункту 5.4.1 Приложения N 7 к документации о Закупке (проект Договора) указано, что суммы вознаграждения Исполнителя за отдельные поручения,
не предусмотренные Договором и его Приложениями, размер которого определяется по соглашению Сторон, фиксируются в отдельных поручениях Агентства по форме согласно Приложению N 5 к Регламенту N 1.
На основании вышеизложенного следует, что данные пункты не обязывают Исполнителя исполнять отдельные поручения. В документации о Закупке Заказчика указано, что данное право остается на усмотрение Исполнителя и будет оплачиваться дополнительно по соглашению Сторон в рамках цены, указанной в Договоре.
Исходя из этого, Комиссия не усматривает нарушения в действиях Заказчика и признает жалобу Заявителя в части довода 9 необоснованной.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заказчиком был представлен Договор от 09.03.2016 N 2016/02/03, заключенный по итогам проведения Закупки.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части доводов 1, 2, 4, 6 и 9, в остальной части необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2016 г. N 1-00-831/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016