Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 24 мая 2016 г. N 04-01/13-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
рассмотрев дело N 04-01/13-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы титановых магнитных браслетов "Тяньши" с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе- ИП <_> установила:
<_> ООО "Умное тепло", привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с поступившим 20 января 2016 года обращением физического лица установлен факт размещения в номере N 51 (119) от 26.12.2015 г. на стр. 10 газеты "PRO Город Ярославль" статьи под названием "Титановые магнитные браслеты "Тяньши" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в отношении ИП <_> поскольку в рассматриваемой рекламе титановых магнитных браслетов "Тяньши" содержится указание "Титановые магнитные браслеты "Тяньши"_помогут вам укрепить иммунитет, поспособствуют улучшению циркуляции крови и восстановлению работы сосудистой системы".
Представитель ИП <_> пояснила, что "Тяньши" отсутствуют в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (ИП), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Из содержания рекламы и не следует, что титановые магнитные браслеты "Тяньши" являются медицинскими изделиями. На сайте Росздравнадзора при рассмотрении "Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам" в наименовании и описании изделий отсутствуют такие свойства браслетов "Тяньши" как "предупреждение негативного воздействия геомагнитной обстановки", "помощь в укреплении иммунитета", "способствование улучшению циркуляции крови", "способствование восстановлению циркуляции крови" и "восстановлению работы сосудистой системы", "снятие усталости" (см.: Приказ Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (ред. От 25.09.2014) "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2012 N 24852). Все указанные в рекламе свойства магнитного браслета "Тяньши" не являются медицинскими, а являются лишь способствующими благоприятному воздействию на организм, которое не конкретизировано, и не может рассматриваться, в частности, как лечебный эффект или положительное влияние на течение какой-либо болезни. Предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию в соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" проставлено ИП <_> в рекламе для предупреждения потребителей, что называется "на всякий случай", а также из уважения к ФЗ "О рекламе".
Копии аналогичных пояснений представлены в материалы дела. Также аналогичные пояснения предоставлялись ранее в материалы дела (вх. N 2786 от 25.03.2016). Кроме того, предоставлена копия счета N 1426 от 22.12.2015 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ИП <_>Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация в номере N 51 (119) от 26.12.2015 г. на стр. 10 газеты "PRO Город Ярославль" в статье под названием "Титановые магнитные браслеты "Тяньши" обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования в данной статье выступают титановые магнитные браслеты "Тяньши".
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В Государственном реестре медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации, опубликованном на официальном сайте указанной организации в сети Интернет http://www.roszdravnadzor.ru титановые магнитные браслеты "Тяньши" отсутствуют.
Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе содержится информация: "Титановые магнитные браслеты "Тяньши"_помогут вам укрепить иммунитет, поспособствуют улучшению циркуляции крови и восстановлению работы сосудистой системы".
В словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой слово ВОССТАНОВИ?ТЬ означает "привести в прежнее состояние".
Отклонения, сбои и нарушения в работе сосудистой системы человека могут выражены множеством различных, в том числе тяжелых, заболеваний, а также непосредственно с ними связаны. В таких случаях требуется восстановление и реабилитация работы сосудистой системы для приведения ее в нормальное, "прежнее" состояние.
Поскольку в рассматриваемой рекламе, в частности, указано, что титановые магнитные браслеты "Тяньши" "поспособствуют восстановлению работы сосудистой системы", то в данном случае можно сделать вывод о том, что браслеты "Тяньши" положительно влияют на работу сосудистой системы человека, если ей требуются реабилитация и восстановление.
Таким образом, в данном случае установлено нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Общество с ограниченной ответственностью "Про Город 76" ранее в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1688 от 18.02.2015) представляло пояснения, согласно которых редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_> в соответствии с уставом редакции.
Также ООО "Про Город 76" предоставлен устав редакции от 13.10.2014 г. (вх. N 1688 от 18.02.2015, вх. N 12094 от 27.11.2015), согласно которого редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_>
ИП <_>в частности, предоставлены копии следующих документов (вх. N 2786 от 25.03.2016), а именно, копия договора N 166 от 22.12.2015 г.; копия заявки на размещение рекламы; копия согласованного макета; копия приходного кассового ордера N 1019 от 24.12.2015 г.; копия акта N 1716 от 26.12.2015 г.
В акте N 1716 от 26.12.2015 г. указаны услуги по размещению рекламы в газете "PRO Город 76" 2015 г. в N 51 (6 модулей).
Согласно представленных ИП <_> документов заказчиком рассматриваемой рекламы выступает физическое лицо <_>
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
Поскольку ИП Бабиковой А. А. не был ранее предоставлен счет за размещение рассматриваемой рекламы, то в данном случае усматривались признаки нарушения статьи 12 ФЗ "О рекламе".
На заседание Комиссии ИП Бабиковой А. А. предоставлена копия счета N 1426 от 22.12.2015 г.
Следовательно, в данном случае нарушения требований статьи 12 ФЗ "О рекламе" не установлено.
ПАО "ВымпелКом" в ответе на запрос Ярославского УФАС России сообщило, что абонентский номер +7-905-633-10-01 выделен ООО "Умное тепло" по договору об оказании услуг связи Билайн от 24.12.2008.
Данный абонентский номер +7-905-633-10-01 указан в рассматриваемой рекламе в качестве контактного.
ООО "Умное тепло", <_> не предоставили сведений и документов относительно распространения рассматриваемой рекламы.
Таким образом, на основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <_>
Следовательно, ИП <_> как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушила требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, на основании представленных в материалы дела документов и пояснений рекламодателем рассматриваемой рекламы является <_>
Следовательно, <_> как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушил требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.
Ответственность за нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Титановые магнитные браслеты "Тяньши", размещенную в номере N 51 (119) от 26.12.2015 г. на стр. 10 газеты "PRO Город Ярославль", поскольку в данном случае нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> <_>предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" июня 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии: Л. Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 мая 2016 г. N 04-01/13-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016