Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 24 мая 2016 г. N 04-01/10-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
рассмотрев дело N 04-01/10-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы услуг "почетной паломницы Екатерины Петровны" с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе- ИП <_> установила:
<_> привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явился, уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с поступившим 20 января 2016 года обращением физического лица установлен факт размещения в номере N 49 (117) от 12.12.2015 г. на стр.4 статьи под названием "Почетная паломница России Екатерина Петровна", а также в номерах N 50 (118) от 19.12.2015 г. на стр. 3, N 51 (119) от 26.12.2015 г. стр. 2 газеты "PRO Город Ярославль" статей под названием "Предновогоднее гадание. Узнайте про далекое и светлое будущее у почетной паломницы Екатерины Петровны!!!" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в отношении ИП <_> поскольку в рассматриваемой рекламе услуг "почетной паломницы Екатерины Петровны" содержится указание "Старинный заговор от пьянства и полное избавление от спиртного пожизненно!!!".
Представитель ИП <_> пояснила, что макет рассматриваемой рекламы согласовывался при встрече с <_> которая показывала примеры того, какой макет ей нужен. На встречу привозили несколько вариантов макетов, <_> выбирала один из них. Если нужно было внести какие-то правки, то <_> диктовала текст по телефону. Рекламный макет для согласования предоставлялся заказчику на руки, заказчиком не был возвращен. Адреса заказчика ИП <_> не знает, адрес в договоре не указан. Иных документов по рассматриваемой рекламе, кроме предоставленных, не имеется.
Копии аналогичных пояснений представлены в материалы дела.
Кроме того, представитель ИП <_> также пояснила, что в рассматриваемой рекламе отсутствует указание на лечебные свойства объекта рекламирования, положительное влияние на течение болезни. Так "старинный заговор от пьянства и полное избавление от спиртного пожизненно" не является медицинской услугой. "Заговор" отсутствует в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.11.2011 г. N 1664н. Заговор не является медицинской услугой также и потому, что в принципе осуществляется без вмешательства в организм человека. Более того, в рассматриваемой рекламе у слов "старинный заговор от пьянства и полное избавление от спиртного пожизненно" стоит ссылка, под которой указано, что это не является медицинской услугой. Соответственно, и читателями это воспринимается не как медицинская услуга, и не вводит их в заблуждение относительно характера предоставляемой услуги. То есть паломница применяет в своей работе не медицинские методы, занимается не лечением, а установлением "заговора", что медицинской услугой не является.
Копии аналогичных пояснений также представлены в материалы дела (вх. 2822 от 28.03.2016).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ИП <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация в номерах N 49 (117) от 12.12.2015 г. на стр.4, N 50 (118) от 19.12.2015 г. на стр. 3, N 51 (119) от 26.12.2015 г. стр. 2 газеты "PRO Город Ярославль" в статьях под названием "Почетная паломница России Екатерина Петровна", "Предновогоднее гадание. Узнайте про далекое и светлое будущее у почетной паломницы Екатерины Петровны!!!" обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования в данных статьях выступают услуги "почетной паломницы Екатерины Петровны", в частности, указано "Старинный заговор от пьянства и полное избавление от спиртного пожизненно!!!".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Согласно Международной классификации заболеваний 10-го пересмотра, разработанной Всемирной организацией здравоохранения (МКБ-10), в разделе F00-F99 Класс V Психические расстройства и расстройства поведения, F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, в частности F 10 Психические расстройства и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя, указан F1x.2 синдром зависимости от алкоголя.
Как указывает Всемирная организация здравоохранения на официальном сайте данной организации в сети Интернет http://www.who.int/ru/ в разделе "Терминология и классификация" http://www.who.int/substance_abuse/terminology/definition1/ru/, в Десятом пересмотре Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, (МКБ-10) синдром зависимости определяется как комплекс физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса психоактивных веществ начинает занимать более важное место в системе ценностей человека, чем другие формы поведения, которые ранее были более важными для него. Основной описательной характеристикой синдрома зависимости является желание (часто сильное, иногда непреодолимое) употреблять психоактивные средства (которые могут быть или не быть предписаны врачом), алкоголь или табак.
Таким образом, синдром алкогольной зависимости, является заболеванием, относящимся к разряду психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением алкоголя, выражающееся в сильном, иногда непреодолимом желании употреблять указанное психоактивное вещество.
В рассматриваемой рекламе услуг "почетной паломницы Екатерины Петровны" указано "Старинный заговор от пьянства и полное избавление от спиртного пожизненно!!!", что является нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Общество с ограниченной ответственностью "Про Город 76" ранее в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1688 от 18.02.2015) представляло пояснения, согласно которых редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_> в соответствии с уставом редакции.
Также ООО "Про Город 76" предоставлен устав редакции от 13.10.2014 г. (вх. N 1688 от 18.02.2015, вх. N 12094 от 27.11.2015), согласно которого редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_>
ИП <_> предоставлены пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 2822 от 28.03.2016), в которых, в частности, указано, что по договору заказчиком рекламы является физическое лицо <_>которая не является индивидуальным предпринимателем. Договор, заявка, акты выполненных работ были направлены заказчику на подписание и ИП<_> не вернулись.
К указанным пояснениям ИП <_> в частности, приложены копии следующих документов, а именно, копии актов сдачи-приемки оказанных услуг N 1686 от 19.12.2015 г., N 1708 от 26.12.2015 г., копии приходных кассовых ордеров N 1001 от 17.12.2015 г., N 1021 от 25.12.2015 г.
В акте N 1686 от 19.12.2015 г. указаны услуги по размещению рекламы в газете "PRO Город 76" 2015 г. N 50 (24 модуля). В N 1708 от 26.12.2015 г. указаны услуги по размещению рекламы в газете "PRO Город 76" 2015 г. N 51 (24 модулей).
Акт за услуги по размещению информации в N 49 газете "PRO Город 76" ИП <_> не предоставлен.
ИП <_> также предоставлены дополнительные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 3707 от 19.04.2016), в которых, в частности, указано, что макет рассматриваемой рекламы согласовывался при встрече с <_> которая показывала примеры того, какой макет ей нужен. На встречу привозили несколько вариантов макетов, <_> выбрала один из макетов. Если нужно было внести какие-то правки, то <_> диктовала текст по телефону. Рекламный макет для согласования предоставлялся заказчику на руки, заказчиком не был возвращен. Адрес заказчика не известен, адрес в договоре не указан. Иных документов не имеется.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
Поскольку ИП <_> не предоставлены договор на изготовление и размещение рассматриваемой рекламы, заявка к договору, акт выполненных работ за размещение информации в N 49 газете "PRO Город 76", счета, согласованный макет, то в данном случае установлено нарушение статьи 12 ФЗ "О рекламе".
Следовательно, ИП <_> не выполнила требование статьи 12 ФЗ "О рекламе" по хранению рекламных материалов или их копий в отношении рассматриваемой рекламы в течение установленных Законом сроков.
Ответственность за нарушение сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, предусмотрена статьей 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПАО "ВымпелКом" в ответе на запрос Ярославского УФАС России сообщило, что абонентский номер +7-960-533-68-61 выделен гражданину <_> Данный абонентский номер указан в рекламе в качестве контактного телефона.
<_> не предоставил сведений и документов относительно распространения рассматриваемой рекламы.
Таким образом, на основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем, рекламо производителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <_>
Следовательно, ИП <_> как рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушила требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.
Ответственность за нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг "почетной паломницы Екатерины Петровны", размещенную в номерах N 49 (117) от 12.12.2015 г. на стр.4, N 50 (118) от 19.12.2015 г. на стр. 3, N 51 (119) от 26.12.2015 г. стр. 2 газеты "PRO Город Ярославль", поскольку в данном случае нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП <_> нарушившей требования статьи 12 ФЗ "О рекламе" в связи с не хранением договора на изготовление и размещение рассматриваемой рекламы, заявки к договору, акта выполненных работ за размещение информации в N 49 газете "PRO Город 76", счетов, согласованного макета рассматриваемой рекламы.
3. Выдать ИП <_> предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 и статьей 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" июня 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии: Л. Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 мая 2016 г. N 04-01/10-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016