Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 24 мая 2016 г. N 04-01/08-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф.,
члены Комиссии - начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л. Ю., ведущий специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
рассмотрев дело N 04-01/08-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы услуг "Народной знахарки Нины" с признаками нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе- ИП <_> место регистрации: <_> установила:
<_> привлеченная к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явилась, уведомлена надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России в связи с поступившим 20 января 2016 года обращением физического лица установлен факт размещения в номерах N 49 (117) от 12.12.2015 г. на стр. 14, N 50 (118) от 19.12.2015 г. на стр. 15, N 51 (119) от 26.12.2015 г. на стр. 14, N 1 (120) от 09.01.2016 г. на стр. 11 газеты "PRO Город Ярославль" статей под названием "Народная знахарка Нина" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в отношении ИП <_> поскольку в рассматриваемой рекламе услуг "Народной знахарки Нины" по "избавлению от любых недугов" не содержится сведений о наличии у данного лица разрешения и права на занятие народной медициной, а также содержится указание "Избавление от любых недугов".
Представитель ИП <_> пояснила, что макет рассматриваемой рекламы согласовывался дома у <_> по адресу: <_> К сожалению, согласованный макет был утерян.
Копии аналогичных пояснений представлены в материалы дела.
Кроме того, представитель ИП <_> также пояснила, что в рассматриваемой рекламе отсутствует указание на лечебные свойства объекта рекламирования, положительное влияние на течение болезни. Так "избавление от любых недугов" не является медицинской услугой, так как отсутствует в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.11.2011 г. N 1664н. Избавление от недугов не является медицинской услугой также и потому, что в принципе осуществляется без вмешательства в организм человека. Недуг - это не заболевание, характер его нельзя определить, это может быть связано с эмоциональной составляющей человека. Понятия недуга нет в Номенклатуре медицинских услуг. То есть знахарка применяет в своей работе не медицинские методы, занимается не лечением, а "избавлением от недугов", что медицинской услугой не является. Эпитет "народная" применим к самой знахарке, и не может свидетельствовать об оказании ею медицинских услуг и услуг народной медицины.
Копии аналогичных пояснений также представлены в материалы дела (вх. 2840 от 29.03.2016).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ИП <_> Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация в номерах N 49 (117) от 12.12.2015 г. на стр. 14, N 50 (118) от 19.12.2015 г. на стр. 15, N 51 (119) от 26.12.2015 г. на стр. 14, N 1 (120) от 09.01.2016 г. на стр. 11 газеты "PRO Город Ярославль" в статьях под названием "Народная знахарка Нина" обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования в данной статье выступают услуги знахарки Нины, в частности, указано "избавление от любых недугов".
В заголовках статей наряду с указаниями "знахарка Нина", а также "избавление от любых недугов" содержится определение "Народная", вследствие чего, можно предположить, что в данном случае рекламируются услуги народной медицины.
Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
В части 2 статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В рассматриваемой рекламе услуг "Народной знахарки Нины" по "избавлению от любых недугов" не содержится сведений о наличии у данного лица разрешения и права на занятие народной медициной.
ИП <_> также не предоставлено документов, подтверждающих наличие у "Народной знахарки Нины" специального разрешения на право занятия народной медициной.
В связи с изложенным, в рассматриваемой рекламе установлено нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Таким образом, указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, в рекламе народной медицины не допускается.
В толковых словарях В. И. Даля, С. И. Ожегова и других, указано, что слово "недуг" означает, в частности, болезнь.
В рассматриваемой рекламе услуг народной медицины "знахарки Нины" содержится указание "Избавление от любых недугов", что является нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Общество с ограниченной ответственностью "Про Город 76" ранее в ответе на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1688 от 18.02.2015) представляло пояснения, согласно которых редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_> в соответствии с уставом редакции.
Также ООО "Про Город 76" предоставлен устав редакции от 13.10.2014 г. (вх. N 1688 от 18.02.2015, вх. N 12094 от 27.11.2015), согласно которого редакцией газеты "PRO Город Ярославль" является ИП <_>
ИП <_>предоставлены пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 2840 от 29.03.2016), в которых, в частности, указано, что по договору заказчиком рекламы является физическое лицо <_> которая не является индивидуальным предпринимателем. Договор, заявка, акты выполненных работ были направлены заказчику на подписание и ИП <_> не вернулись.
К указанным пояснениям ИП <_> в частности, приложены копии следующих документов, а именно, акт N 61 от 30.01.2016 г., приходный кассовый ордер N 39 от 27.01.2016, акт N 1544 от 26.12.2015 г., приходный кассовый ордер N 1015 от 22.12.2015 г.
В акте N 61 от 30.01.2016 г. указаны услуги по размещению рекламы в газете "PRO Город 76" 2016 г. 1 (2 модуля), 2 (2 модуля), 3 (2 модуля), 4 (2 модуля). В акте N 1544 от 26.12.2015 г. указаны услуги по размещению рекламы в газете "PRO Город 76" 2015 г. N 48 (2 модуля), N 49 (2 модуля), N 50 (2 модуля), N 51 (2 модуля).
ИП <_> также предоставлены дополнительные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 3707 от 19.04.2016), в которых, в частности, указано, что макет рассматриваемой рекламы согласовывался дома у <_> по адресу: <_> К сожалению, данный макет был утерян. Иных документов не имеется.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.
Поскольку ИП <_> не предоставлены договор на изготовление и размещение рассматриваемой рекламы, заявка к договору, счета, согласованный макет, то в данном случае установлено нарушение статьи 12 ФЗ "О рекламе".
Следовательно, ИП <_> не выполнила требование статьи 12 ФЗ "О рекламе" по хранению рекламных материалов или их копий в отношении рассматриваемой рекламы в течение установленных Законом сроков.
Ответственность за нарушение сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, предусмотрена статьей 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПАО "ВымпелКом" в ответ (вх. N 3729 от 20.04.2016) на запрос Ярославского УФАС России сообщило, что абонентский номер +7-905-633-73-44 выделен гражданке <_> по договору оказания услуг связи Билайн N 173333655 от 14.11.2008.
Данный абонентский номер +7-905-633-73-44 указан в рекламе в качестве контактного.
<_> не предоставила сведений и документов относительно распространения рассматриваемой рекламы.
Таким образом, на основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем, рекламо производителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <_>
Следовательно, ИП <_> как рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушила требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.
Ответственность за нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг "Народной знахарки Нины", размещенную в номерах N 49 (117) от 12.12.2015 г. на стр. 14, N 50 (118) от 19.12.2015 г. на стр. 15, N 51 (119) от 26.12.2015 г. на стр. 14, N 1 (120) от 09.01.2016 г. на стр. 11 газеты "PRO Город Ярославль", поскольку в данном случае нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ИП <_> нарушившей требования статьи 12 ФЗ "О рекламе" в связи с не хранением договора на изготовление и размещение рекламы, заявки к данному договору, счетов, согласованного макета рассматриваемой рекламы.
2. Выдать ИП <_> предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 и статьей 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "02" июня 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Ф. Завьялов
Члены Комиссии: Л. Ю. Бай-Бородина
С.Д. Солодяшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 мая 2016 г. N 04-01/08-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016