Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 6 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
в присутствии представителей:
Администрация Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района <_>
ООО "Специализированная организация "Система закупок" <_>
АНО "ЭкспертКонтрактЦентр" - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,
рассмотрев дело N 8-01/109 по признакам нарушения администрацией Корфовского городского поселения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение АНО "ЭкспертКонтрактЦентр" с жалобой на действия администрации Корфовского городского поселения при проведении открытого конкурса на право заключения договора оказания услуг специализированной организации по подготовке, организации и проведению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации Корфовского городского поселения (извещение N 0122300015415000021).
Из обращения следует, что администрацией необоснованно включено требование к месту нахождения участника закупки, что ограничило право на подачу заявки общества.
Представитель администрации Корфовского городского поселения с нарушением антимонопольного законодательства не согласился, пояснив, что участники из иных регионов также допущены к участию в закупке. В заключенный контракт заказчиком внесены изменения, требование к месту нахождения участника закупки исключено. Нахождение участника на территории Хабаровского края позволит наиболее эффективно и качественно оказать услуги заказчику.
Представитель ООО "Специализированная организация "Система закупок" поддержала позицию представителя Администрации.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей Администрации, ООО "Специализированная организация "Система закупок", рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Порядок закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
31.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации www. zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора оказания услуг специализированной организации по подготовке, организации и проведению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации Корфовского городского поселения (извещение N 0122300015415000021), конкурсная документация. Даты начала и окончания подачи заявок 31.12.2015, 25.01.2016 (соответственно), дата вскрытия конвертов 01.02.2016. Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 15.01.2015. Начальная (максимальная) цена контракта 312500,0 рублей.
На участие в конкурсе поданы заявки ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000", ООО "ОТС-42", ООО "Специализированная организация "Система закупок" (протокол вскрытия конвертов от 26.01.2016 N0122300015415000021).
Согласно протоколу от 01.02.2016 N0122300015415000021 заявки всех участников допущены к участию в конкурсе, победителем закупки признано ООО "Специализированная организация "Система закупок".
Согласно пункту 7.1. информационной карты конкурсной документации условием оказания услуг является нахождение исполнителя в пределах Хабаровского края. В исключительных случаях по желанию заказчика предусматривается оказание услуг по месту нахождения заказчика. В этом случае заказчик направляет исполнителю письменное уведомление не позднее чем за 3 рабочих дня до предполагаемого дня оказания услуг по месту нахождения заказчика. Аналогичное условие включено в пункт 5.2. проекта контракта.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона N44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона N44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
Статьей 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Установленное заказчиком требование к местонахождению исполнителя противоречит приведенным правовым нормам, препятствует доступу к участию в торгах лиц, которые не отвечают такому требованию, влечет утрату интереса к торгам хозяйствующих субъектов, которые расположены за пределами Хабаровского края, необоснованно сокращает круг участников закупки, что противоречит части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Довод представителя администрации о том, что все участники допущены к закупке, вне зависимости от их местонахождения, не свидетельствует об отсутствии в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства, поскольку установленное документацией требование и условия допуска к закупке не содержат указания на возможность допуска к закупке участников, находящихся за пределами края.
Ссылка на внесение изменений в заключенный контракт не имеет правового значения, так как вменяемое администрации нарушение связано с незаконным ограничением доступа к закупке в связи с неправомерным предъявлением требований к участникам в закупочной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 6 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016