Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 23 мая 2016 г. N 1-00-885/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
в присутствии представителей:
Борисова И.В.
ГК "Агентство по страхованию вкладов"
рассмотрев жалобу Борисова И.В. на действия Организатора торгов - ГК "Агентство по страхованию вкладов" при проведении торгов по продаже имущества ООО "КБ "Банк БФТ" (реестровый N 0001366, лот 3),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Борисова И.В. (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ГК "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества ООО "КБ "Банк БФТ" (реестровый N 0001366, лот 3) (далее - Торги).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов при проведении Торгов выразилось:
в установлении сроков подачи заявок, противоречащих требованиям законодательства;
в неправомерном отказе в допуске заявки Борисова И.В. к участию в торгах.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2014 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органом.
Согласно пункту 3 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 N 495 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, логическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения тогов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с частью 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В соответствии с частью 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного настоящим Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом на первоначальных торгах.
Объявление о проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО "КБ "Банк БФТ" опубликовано на сайте газеты "Коммерсант" 19.02.2016, в газете "Коммерсант" N 77031780973 (далее - Объявление о торгах).
Согласно объявлению о торгах, Торги проводились на электронной площадке ООО "Аукционы Федерации" www.alfalot.ru (далее - сайт оператора ЭТП) с 10.04.2016 по 28.05.2016 (реестровый N 0001366). Предметом торгов является, в том числе автомобиль SSANG YONG KYRON K23M05 (далее - Лот 3).
Торги проводились в 7 периодов, на которых были установлены следующие начальные цены продажи лотов, в том числе Лота 3:
с 10.04.2016 по 16.04.2016 - в размере начальной цены продажи лотов, установленной на повторных торгах в форме аукциона;
с 17.04.2016 по 23.04.2016 - в размере 90,00% начальной цены продажи лотов, установленной для первого периода торгов;
с 24.04.2016 по 30.04.2016 - в размере 80,00% начальной цены продажи лотов, установленной для первого периода торгов;
с 01.05.2016 по 07.05.2016 - в размере 70,00% начальной цены продажи лотов, установленной для первого периода торгов;
с 08.05.2016 по 14.05.2016 - в размере 60,00% начальной цены продажи лотов, установленной для первого периода торгов;
с 15.05.2016 по 21.05.2016 - в размере 50,00% начальной цены продажи лотов, установленной для первого периода торгов;
с 22.05.2016 по 28.05.2016 - в размере 40,00% начальной цены продажи лотов, установленной для первого периода торгов.
Прием заявок и задатков на участие в Торгах осуществлялся с 26.02.2016 и прекращался в 14:00 за 5 календарных дней до даты окончания соответствующего периода понижения цены продажи лота.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Организатором торгов нарушены сроки подачи заявок, а также неправомерно отклонена заявка Заявителя от участия в Торгах.
Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.
Согласно протоколу об определении участников Торгов по лоту 3 от 11.05.2016 заявка Борисова И.В. была не допущена до участия в Торгах на основании того, что Договор о задатке не заключен с Организатором торгов. Сумма задатка не поступила до срока окончания приема заявок.
Согласно Информации о Торгах размещенной на сайте оператора ЭТП, для участия в Торгах заявители предоставляют Оператору ЭТП в электронной форме подписанный электронной подписью договор о внесении задатка.
Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указывается величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Согласно информации размещенной на сайте оператора ЭТП, срок подачи заявок с 08.05.2016 по 14.05.2016 включительно.
Согласно пункту 6.1.3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 23.07.2015 N 495 "Об утверждении порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, логическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения тогов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 05 апреля 2013 года N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (далее - Приказ Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495) при участии в торгах посредством публичного предложения заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.
Согласно Объявлению о торгах подача заявок прекращается в 14:00 за 5 календарных дней до даты окончания соответствующего периода понижения цены продажи лота, то есть до 10.05.2016.
Таким образом, участникам, желающим принять участие в Торгах, необходимо в течение двух дней 08.05.2016 и 09.05.2016 подать заявку и обеспечить поступление задатка на указанные счета.
Согласно представленной информации Заявителем оплата задатка была произведена 06.05.2016. Копия платежа была прикреплена Заявителем в составе заявки и подписана ЭЦП.
11.05.2016 Организатором торгов были проведены Открытые торги в форме публичного предложения, то есть на 3 дня раньше указанного в Объявлении о торгах срока.
Согласно пояснениям Организатора торгов, на момент проведения Открытых торгов, то есть 11.05.2016 на счет Организатора торгов задаток не поступил.
Вместе с тем, согласно вышеуказанному пункту 6.1.3 Приказа Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495 заявитель обязан обеспечить поступление задатка на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, не позднее указанной в таком сообщении даты и времени окончания приема заявок на участие в торгах для соответствующего периода проведения торгов.
Под соответствующим периодом проведения торгов подразумевается весь период, то есть с 08.05.2016 до 14.05.2016 включительно.
Таким образом, Заказчику надлежало провести Торги в сроки, указанные в Объявлении о торгах, а именно не ранее 14.05.2016, соответственно решение о допуске Заявителя к участию в Торгах должно исходить из наличия задатка на счетах Организатора торгов по состоянию на 14.05.2016, а не 11.05.2016.
Вместе с тем, Заказчик не смог доказать, что по состоянию на 14.05.2016 денежные средства не поступили на счет Организатора торгов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса цен, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 мая 2016 г. N 1-00-885/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016