Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 1 апреля 2016 г.
Комиссия N 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
Валитова М.А. - заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,
Очиловой З.Ш. - члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,
Патокиной Н.Н. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,
Сильцова Р. О. - члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, -
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ангара": З.Р.В. (по доверенности от 21.01.2016 N1);
от Войсковой части 7408 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России: М.М.И. (по доверенности от 11.01.2016 N1), Т.А.Е. (по доверенности от 10.02.2016 N2),
рассмотрела 01 апреля 2016 года в заседании комиссии жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ангара" (далее - ООО УК "Ангара", заявитель) на действия Войсковой части 7408 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России (далее - заказчик, Войсковая часть 7408) при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления общежитием, введенным в эксплуатацию (номер извещения на сайте http://torgi.gov.ru - 170216/12631372/02), -
и установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО УК "Ангара"на действия Войсковой части 7408 при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления общежитием, введенным в эксплуатацию (номер извещения на сайте http://torgi.gov.ru - 170216/12631372/02) (далее - конкурс).
ООО УК "Ангара"в своей жалобе указывает на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: "в конкурсной документации не указаны критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Кроме того, по мнению заявителя, "отсутствует информация о присвоении порядковых номеров заявкам, участвующим в конкурсе, не представляется возможным определить дату составления и утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N1, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе отсутствует на официальном сайте, а также протоколы былиопубликованы заказчиком в единой информационной системе с нарушением сроков размещения".
На основании вышеуказанного заявитель в жалобе просит антимонопольный орган провести проверку изложенных фактов.
17.03.16 жалоба заявителя Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 01.04.16.
На процедуру рассмотрения жалобы прибыли представители заявителя, Войсковой части 7408, которым заместитель председателя комиссии разъяснил, что лица, участвующие в рассмотрении жалобы, имеют право знакомиться с имеющимися материалами, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения жалобы вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.
При рассмотрении жалобы ООО УК "Ангара" представители Войсковой части 7408 сообщили о несогласии с доводами заявителя, указав, что вся необходимая информация отражена в конкурсной документации.
Представитель заявителя в ходе рассмотрения в антимонопольном органе дела по жалобе ООО УК "Ангара" поддержал ее доводы.
Заслушав доклад члена комиссии, выступления явившихся представителей, исследовав имеющиеся доказательства и проверив действия Войсковой части 7408 при проведении конкурса, комиссия приходит к следующему.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено право обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно статье 1 Закона о контрактной системе настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, финансируемые из средств федерального, регионального и местного бюджета.
В данном случае ссылка заявителя на нарушения норм Закона о контрактной системе является необоснованной, поскольку конкурс проводился в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N75, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05.03.2012 N729 "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию".
В силу части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Имущество Войсковой части 7408 (общежитие) является федеральной собственностью, его балансодержателем является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Такой порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N75 (далее - Правила N75).
В силу пункта 2Правил N75конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
Во исполнение пункта 32 Правил N75 Войсковая часть 7408 17.02.2016 разместила на официальном сайте https://torgi.gov.ruизвещение о проведении открытого конкурса N170216/12631372/02по отбору управляющей организации для управления общежитием, введенным в эксплуатацию.
Предметом спорного конкурса является право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Нижний Новгород, мкр-н Щербинки - 1, дом 13.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления общежитием от 10 марта 2016 года в установленные сроки заявки поступили от обществ с ограниченной ответственностью "Ангара НН" 10.03.2016 года в 10 часов 10 минут, "Ангара" в 09.03.2016 года 16 часов 45 минут, "Домосервис" 10.03.2016 года в 10 часов 30 минут.
В соответствии с пунктом 68 Правил N75 конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15Правил N75.
Заявитель в жалобе указывает на отсутствие в конкурсной документации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления общежитием, введенным в эксплуатацию, критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, с чем нельзя согласиться.
В частности, в разделе 11 конкурсной документации установлен порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в разделе 12 - порядок проведения конкурса и оценки заявок на участие в конкурсе.
Так, конкурс начинается с объявления конкурсной комиссией наименования участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого поступила к организатору конкурса первой, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 12.2 конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 12.3 конкурсной документации участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в приложении конкурсной документации. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг
В силу пункта 12.4 конкурсной документации указанный в пункте 12.3 участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - отдельно для каждого объекта конкурса, входящего в лот), общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг. При объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.
Следовательно, представить предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации вправе каждый участник путем предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг.
И только тогда, когда ни один из участников конкурса не предлагает большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал последнее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии в конкурсной документации критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсеопровергаются материалами дела, в том числе содержанием конкурсной документации.
На основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многократным домом N1 от 10 марта 2016 года победителем данного конкурса признано ООО "Домсервис".
Представители Войсковой части сообщили и это не противоречит материалам дела, что при рассмотрении конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе представители ООО УК "Ангара" не присутствовали, соответственно, предложений о стоимости дополнительных работ и услуг не подавали.
При рассмотрении заявок на участие в конкурсе присутствовали представили ООО "Домсервис", которые в ходе проведения данного конкурса сделали лучшее предложение в отношении всех объектов, исходя из своих финансовых возможностей.
В соответствии с пунктом 65 Правил N75 протокол вскрытия конвертов ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия всех конвертов и размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в день его подписания.
Согласно пункту 70 Правил N75 конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Текст протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается в день окончания рассмотрения заявок на официальном сайте или по его поручению специализированной организацией.
Конкурсная комиссия ведет протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N1, который подписывается в день проведения конкурса. Текст протокола конкурса размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в течение 1 рабочего дня с даты его утверждения (пункт 84 Правил N75).
Аналогичным образом сроки подписания и размещения протоколов установлены конкурсной документацией.
Установлено, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и протокол N1 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом составлены и подписаны членами конкурсной комиссии 10.03.2016 года, на официальном сайте www.torgi.gov.ru все протоколы размещены 14.03.2016 года.
Оценив данные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа доводы заявителя о невозможности определить дату составления и утверждения протоколов, неопубликованияпротокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом на официальном сайте www.torgi.gov.ru и об отсутствии информации о присвоении порядковых номеров заявкам, участвующим в конкурсе, признала необоснованными.
При этом аргументзаявителя о нарушении сроков размещения вышеуказанных протоколов на официальном сайте нашел своё подтверждение в материалах дела в силу того, что регламентированным сроком размещения протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом являлось 10 марта 2016 года; протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домомN1 - 11 марта 2016 года.
Как указывалось выше, все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, опубликованы 14.03.2016 года, то есть с нарушением сроков, установленных пунктами 65, 70, 84 Правил N75.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Поскольку часть доводов заявителя подтвердилась, с процессуальной точки зрения жалоба ООО УК "Ангара" является обоснованной.
Вместе с тем согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов. Правила, содержащиеся в указанном пункте, носят общий характер и их применение не ограничено только стадией исполнительного производства, поскольку одним из последствий рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является выдача предписания об аннулировании торгов (имеет место в данном случае).
Таким образом, по смыслу закона не всякое, а лишь существенное нарушение порядка проведения торгов, повлиявшее на их результат, может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства и привести к аннулированию торгов.
По результатам рассмотрения настоящего дела комиссия антимонопольного органа приходит к заключению о том, что в данном случае не установлено существенное нарушение порядка проведения торгов и нарушение прав заявителя, что могло бы повлиять на результатторгов.
С учётом установленных по делу обстоятельств комиссией Нижегородского УФАС принято решение о выдаче Восковой части 7408 обязательного для исполнения предписания, в частности, о соблюдении сроков размещения протоколов, установленных законодательством, при проведении в последующем обязательных в силу законодательстваторгов, с учётом выводов, содержащихся в решении комиссии антимонопольного органа по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия
решила:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ангара" на действия Войсковой части 7408 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления общежитием, введенным в эксплуатацию (номер извещения на сайте http://torgi.gov.ru - 170216/12631372/02) признать обоснованной.
2. Признать Войсковую часть 7408 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД Россиинарушившей пункты 65, 70, 84 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" и пункты 11.6, 11.10, 12.11 конкурсной документации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления общежитием, введенным в эксплуатацию (номер извещения на сайте http://torgi.gov.ru - 170216/12631372/02).
3. Выдать Войсковой части 7408 Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений при проведении обязательных в силу законодательства торгов, с учётом выводов, содержащихся в решении комиссии антимонопольного органа по данному делу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии М.А. Валитов
Члены комиссии З.Ш. Очилова
Н.Н. Патокина
Р.О. Сильцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.6.2016