Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
(опубликовано 23 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
Кузьмич Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации: Шевченко А.В. (по доверенности N 1625 от 16 июня 2016 года), Броляная Е.А. (по доверенности N 1625 от 16 июня 2016 года);
рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации независимого центра экспертиз и консалтинговых услуг "ЭкспресКонсалтЦентр" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на техническое свидетельствование и комплексное обследование производственных зданий, сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет и электрооборудования, извещение N 31603633880 (далее - Закупка), заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Закупки, закупочная документация, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика.
По мнению Заявителя, Заказчик при даче разъяснений закупочной документации, вносит изменения положения закупочной документации.
Заявитель считает, что документация о закупки содержит нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу Заявителя.
Пояснения представителя Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Заказчиком в пункте 6 закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок, порядок оценки и сопоставления заявок, а именно:
N критерия оценки |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия, % |
1 |
Цена договора. Включает в себя: все расходы Подрядчика связанные с оказанием услуг по заключаемому договору по результатам данной закупки, включая стоимость затрат на приобретение материалов, транспортировку их к месту оказания услуг, уплаты налогов (в том числе НДС), сборов и других обязательных платежей. |
50 |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг. Оцениваются предложения участника по наличию и качеству описания предлагаемой методики, технологии исполнения работ. Участник должен руководствоваться требованиями ТЗ (Технического задания) и приложений к нему. |
20 |
3 |
Квалификация участников закупки (опыт выполнения аналогичных работ). Наличие у Участника конкурса опыта выполнения аналогичных работ услуг (техническое освидетельствование и комплексное обследование строительных конструкций зданий и сооружений). |
20 |
|
4 |
Срок оказания услуг по договору с момента заключения договора. |
10 |
|
Формулы расчетов для каждого критерия. Формула расчета рейтинга заявки | |||
Критерий N1. Цена договора |
Расчет К1 производится по формуле: К, = Smin/Si х 100 Smin - минимальная цена, предложенная участниками; Si - цена, предложенная текущим участником; |
||
Критерий N2. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг
|
К2 = [0..100], при этом: Минимальная оценка (0 баллов) соответствует заявке участника, в состав которой не входит описание предлагаемой методики, технологии исполнения работ. Максимальная оценка (100 баллов) соответствует заявке участника, в состав которой включены сведения, максимально подробно описывающие предлагаемую методику, технологию исполнения работ. Количество баллов, присваиваемых заявке участника по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок. (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю. |
||
Критерий N3. Квалификация участников закупки (опыт выполнения аналогичных работ)
|
К3 = [0.100], при этом: Оценивается наличие у участника конкурса опыта выполнения аналогичных работ Наличие у Участника конкурса опыта выполнения аналогичных работ услуг (аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности), подтвержденного Копиями договоров на выполнение работ. Минимальная оценка (0 баллов) соответствует заявке участника, не имеющего опыта выполнения аналогичных работ, либо не предоставившего документально подтвержденные сведения об опыте выполнения аналогичных работ. Максимальная оценка (100 баллов) соответствует заявке участника, в состав которой включены сведения и документы, подтверждающие максимальный опыт выполненных аналогичных работ. Количество баллов, присваиваемых заявке участника по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю
|
||
Критерий N4. Срок оказания услуг По договору |
В случае, если все участники заявили одинаковый срок исполнения договора, заявки всех участников получают К4=100баллов. В иных случаях расчет К4 производится по формуле: K4= (Cmax-Ci)/(Cmax-Cmin)*100 Cmin - минимальный срок, предложенный участниками; Сmах - максимальный допустимый срок, указанный в настоящей документации; Ci - срок, предложенный текущим участником; |
||
|
|
|
|
В ответ на запрос положения документации от 23 мая 2016 года, в части разъяснения порядка начисления балов по критериям, Заказчик указал следующее.
Минимальная оценка (0 баллов) соответствует заявке участника, который не представил Методики проведения технического освидетельствования (технологии исполнения работ) электрооборудования, согласно перечню электрооборудования объектов ФГУП 102 ПЭС Минобороны России подлежащих техническому освидетельствованию (Силовых трансформаторов, высоковольтных и низковольтных ячеек, заземляющих устройств ТП) технического задания, а также методики технического освидетельствования (технологии исполнения работ) зданий и сооружений сетевых компаний, либо представивших только методики по одному из направлений подлежащих техническому освидетельствованию.
Средняя оценка (50 баллов) соответствует заявке участника, который представил Методики проведения технического освидетельствования электрооборудования и методики технического освидетельствования (технологии исполнения работ) зданий и сооружений сетевых компаний, которые не полностью учитывают требования технического задания по порядку проведения работ - присутствуют не все виды технологии исполнения работ.
Максимальная оценка (100 баллов) соответствует заявке участника, который представил Методики проведения технического освидетельствования электрооборудования и методики технического освидетельствования (технологии исполнения работ) зданий и сооружений сетевых компаний максимально учитывающие требования технического задания по порядку проведения работ (тепловизионное обследование трансформаторов, высоковольтных, низковольтных ячеек с целью выявления равномерности распределения нагрузки).
В случае представления методик проведения технического освидетельствования электрооборудования и методики технического освидетельствования (технологии исполнения работ) зданий и сооружений сетевых компаний, прошедших согласование их с региональным (территориальным) органом Ростехнадзора России, то данные участники закупки получат Максимальную оценку (100 баллов), а у остальных участников закупки (у которых отсутствует согласование) полученная оценка будет снижена на 20 баллов. У участников получивших оценку 0 баллов - данная оценка останется и снижена не будет.
По Критерию N3. "Квалификация участников закупки (опыт выполнения аналогичных работ)".
Минимальная оценка (0 баллов) будет присуждена участнику закупки, который не имеет опыта выполнения аналогичных договоров (технического освидетельствования электрооборудования и технического освидетельствования зданий и сооружений сетевых компаний) и не представил документально подтвержденные сведения об опыте выполнения аналогичных работ (копии договоров на выполнение работ).
Средняя оценка (50 баллов) соответствует заявке участника, в состав которой, включены сведения и подтверждающие документы об опыте выполнения аналогичных работ (копии договоров на выполнение работ, с указанием реквизитов контактных лиц, указанием должности, наименования, адреса Заказчика и непосредственного руководителя проекта, участника закупки), не менее одного договора по каждому из направлений подлежащих техническому освидетельствованию, с суммой контракта менее 3 000 000.00 рублей (трех миллионов рублей), за два года до проведения закупки.
Максимальная оценка (100 баллов) соответствует заявке участника, в состав которой включены сведения и подтверждающие документы, об опыте выполнения аналогичных работ (копии договоров на выполнение работ, с указанием реквизитов контактных лиц, указанием должности, наименования, адреса Заказчика и непосредственного руководителя проекта, участника закупки), не менее одного договора по каждому из направлений подлежащих техническому освидетельствованию, с суммой контракта не менее 3 000 000.00 рублей (трех миллионов рублей), за два года до проведения закупки.
Сведения о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров представляются в произвольной форме или по форме представленной ниже.
Таким образом, в своих разъяснениях, Заказчиком внесены изменения в порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Также, указанными разъяснениями Заказчик вносит дополнительное требование, не указанное в документации, о том, что Заказчиком будет признано достаточным количество обученного и аттестованного квалифицированного руководящего, инженерно-технического и вспомогательного персонала согласно п. 2.4.3. Технического задания на выполнение работ по техническому освидетельствованию и комплексному обследованию зданий, сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет и электрооборудования при представлении сведений о кадровых ресурсах организации - участника закупки, в произвольной форме или по форме представленной ниже, но с учетом, что стаж обученного и аттестованного квалифицированного руководящего, инженерно-технического и вспомогательного персонала должен быть не менее 3 лет, который должен быть подтвержден копиями дипломов о высшем образовании соответствующих занимаемой должности и копии удостоверений по электробезопасности на право самостоятельной работы, с группой по электробезопасности не менее 4 (четвертой) для руководящего, инженерно-технического персонала, заверенных руководителем организации, кроме вспомогательного персонала (экспедиторы, водители, грузчики, охранники и т.д.). Количество специалистов привлекаемых для выполнения работ должно быть - не менее двух бригад и каждая бригада включает не менее двух специалистов.
Также, Заказчиком в пункте 2.4.7 технического задания установлено требование о наличие свидетельств и сертификатов на выполнение данного вида работ.
Разъяснениями от 23 мая 2016 года Заказчик устанавливает, что согласно п. 2.4.7., требований к исполнителю работ Участник закупки должен представить:
а) копию Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулирующей организацией с допуском: устройство наружных электрических сетей до 35 кВ, проведение пусконаладочных работ силовых трансформаторов, работ по осуществлению строительного контроля объектов электроснабжения.
б) копию Свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения приемо-сдаточных, профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 35 кВ, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с перечнем разрешенных видов испытаний и измерений включающим:
- испытание силовых трансформаторов напряжением до 35 кВ (по возможности);
- испытание измерительных трансформаторов тока напряжением до 35 кВ (по возможности);
- испытание измерительных трансформаторов напряжения напряжением до 35 кВ (по возможности);
- испытание выключателей нагрузки (по возможности);
- испытание сборных и соединительных шин (по возможности);
- испытание разъединителей, короткозамыкателей и отделителей (по возможности);
- измерения сопротивления заземляющих устройств (по возможности);
- испытание РУ напряжением до 35 кВ (по возможности);
- испытание трансформаторного масла;
- проведение тепловизионного контроля состояния электрооборудования.
Свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения приемо-сдаточных, профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 35 кВ, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, может быть представлено на виды работ в отдельности, если данные свидетельства получены одной организацией.
Наличие данных видов работ в Свидетельстве о регистрации электролаборатории с правом выполнения приемо-сдаточных, профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору гарантирует наличие у специализированной электролаборатории Методик проведения данных видов работ, а соответственно, квалифицированного персонала, средств измерений и испытаний электрооборудования. Что позволяет делать вывод о квалификации специалистов планирующих проведение технического освидетельствования и комплексное обследование электрооборудования.
Таким образом, Заказчик разъяснениями вносит изменения в документацию.
Согласно требованиям подпункта 9 пункта 11.5.4 Положения, разъяснения не должны дополнять или изменять условия документации, в противном случае необходимо вносить изменения в документацию.
Таким образом, Заказчиком нарушено требование подпункта 9 пункта 11.5.4 Положения.
Дополнительно Комиссией установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Заказчиком в пункте 2.4.7 технического задания установлено требование о наличие свидетельств и сертификатов на выполнение данного вида работ, при этом не раскрыт перечень свидетельств и сертификатов на выполнение работ, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 10 Закона о закупках.
Заказчиком в пункте 2.4 технического задания установлено требования к исполнителю работ, а именно:
2.4.1 Наличие необходимых аттестованных средств измерения:
- электролаборатория с правом проведения тепловизионного контроля и испытания трансформаторного масла;
- тепловизор;
- иные средства для проведения работ.
Достаточное количество обученного и аттестованного квалифицированного руководящего, инженерно-технического и вспомогательного персонала.
Наличие у специалистов групп допуска в электроустановки, соответствующие выполняемым работам.
Таким образом, Заказчиком не раскрыты требования относительно наличия необходимых аттестованных средств измерения, подразумеваемых под иными средствами для проведения работ, относительно достаточного количества обученного и аттестованного квалифицированного руководящего, инженерно-технического и вспомогательного персонала, относительно наличия у специалистов групп конкретных допусков в электроустановке, что свидетельствует о нарушении требований пункта 3 части 10 Закона о закупках.
Заказчиком в пункте 1.3. технического задания указано, что условия оплаты работ: расчёт осуществляется в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента утверждения Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ и получения от Исполнителя оформленных технических отчётов, технических заключений, заключений технического освидетельствования и подписанных актов технического освидетельствования зданий и сооружений, электрооборудования на объектах предприятия комиссией в составе: представителей специализированной организации, Заказчика и представителя федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
Также, в пункте 1.4 технического задания указано, что на усмотрение Заказчика возможна поэтапная оплата работ при утверждении актов сдачи-приемки выполненных работ в соответствующей части и получения от Исполнителя документации, указанной в п. 1.3.
Таким образом, Заказчиком не описаны случаи поэтапной оплаты работы, что свидетельствует о нарушении пункта 6 части 10 Закона о закупках.
Заказчиком в пункте 3 технического задания установлено, что стоимость работ рассчитывается по расценкам Прейскуранта на экспериментально-наладочные работы и работы по совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС, ред. 1993 года (с коэффициентом 0,24) и по ведомственным укрупненным единичным расценкам по ТОиР электрических сетей энергообъединений ВУЕР-2000, ред. 2012 г. (разработчик - филиал ОАО "Инженерный центр ГЭС" - "Фирма ОРГРЭС").
Таким образом, Заказчик не указал в документации порядок формирования цены договора, что свидетельствует о нарушении пункта 7 части 10 Закона о закупках.
Заказчиком в подпункте 11 пункта 1 требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, участникам необходимо предоставить специализированные лицензии, подтверждающие право проводить работы, указанные в техническом задании, состоять в СРО, персонал должен быть обучен и допущен для проведения работ, указанных в техническом задании.
Таким образом, Заказчиком в документации не указан полный перечень документов представляемых участниками, что свидетельствует о нарушении пункта 9 части 10 Закона о закупках.
Также, Заказчиком в документации не указан порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что свидетельствует о нарушении пункта 13 части 10 Закона о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия Управления усматривает в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления, решила:
1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации независимого центра экспертиз и консалтинговых услуг "ЭкспресКонсалтЦентр" на действия Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации при проведении открытого конкурса на техническое свидетельствование и комплексное обследование производственных зданий, сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет и электрооборудования, извещение N 31603633880, обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1, 3, 6, 7, 9, 13 части 10 Закона о закупках.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении Заказчиком действий, которые привели к устранению конкуренции при проведении Конкурса.
5. Предписание об устранении нарушения Заказчиком не выдавать, в связи с выданным по делу N 08/970-16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (опубликовано 23 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016