Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 16 июня 2016 г. N 02-06-026/2015
Резолютивная часть решения оглашена "07" июня 2016 года
В полном объеме решение изготовлено "16" июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
<> - руководитель Управления;
члены Комиссии:
<> - начальник отдела Управления;
<>- ведущий специалист - эксперт отдела Управления,
рассмотрев дело N 02-06-026/2015 по признакам нарушения муниципальным предприятием "Городские электрические сети" муниципального образования г. Ханты-Мансийск (ИНН 8601005865, КПП 860101001, 628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, д. 21) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном установлении тарифа на реактивную энергию,
в присутствии на заседании представителя Ответчика по доверенности от <> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Управление, антимонопольный орган) поступили материалы проверки от Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту РЭК) проведенной в отношении муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее по тексту МП "ГЭС").
Исходя из акта проверки РЭК выявлено следующее.
Между МП "ГЭС" и ООО "ОптиМакс" заключен договор на снабжение электрической энергией от 01.05.2013 N 1724, действующий в 2014 году (далее по тексту Договор). Разделами 5 и 6 Договора определены цена договора, тарифы и порядок расчетов за электрическую энергию. Пунктами 6.6 - 6.8 Договора предусмотрены расчеты за потребление и генерацию реактивной энергии, при этом МП "ГЭС" самостоятельно установлен тариф на реактивную энергию, равный 8% от тарифа на электрическую энергию.
В свою очередь, действующим в сфере электроэнергетики законодательством не предусмотрено право самостоятельного установления (определения) поставщиком электрической энергии предельной величины (размера) соотношения активной и реактивной электроэнергии (мощности) и взимания платы за реактивную энергию (мощность).
Таким образом, в действиях МП "ГЭС" могут быть выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явится недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного законодательством порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением - признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 8 статьи 5 Закона о защите конкуренции при проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Порядок проведения анализа установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
На основании указанного антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории города Ханты-Мансийска.
По результатам проведенного анализа Управление приходит к выводу, что на рынке продаж электрической энергии на территории города Ханты-Мансийска в 2015 году доминирующее положение с долей 99,625% занимает МП "ГЭС".
МП "ГЭС" не оспаривает факт неправомерного, самостоятельно установленного тарифа на реактивную энергию, вместе с тем сообщает, что в настоящее время условия оплаты реактивной энергии исключены из договоров.
В ходе рассмотрения дела N 02-06-026/2015, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС установлено, что МП "ГЭС" ранее заключало договоры на поставку (снабжение) электрической энергии, изначально содержащие условия расчетов за потребленную реактивную энергию, включая условия установления тарифа за потребленную реактивную энергию (далее договоры):
- договор с ОАО "Ханты-Мансийское АТП" от 01.01.2008 г. N 040;
- договор с АО "Строительная компания ВНСС" от 01.01.2005 г. N 041;
- договор с муниципальным водоканализационным предприятием муниципального образования город Ханты-Мансийск от 01.08.2010 г. N 043;
- договор с ОАО "Хантымансийскгеофизика" от 01.01.2006 г. N 050;
- договор с ОАО "Хантымансийскгеофизика" от 01.01.2012 г. N 050;
- договор с ОАО "Юграторг" от 20.01.2009 г. N122;
- договор с ОАО "Юграторг" от 02.02.2015 г. N122;
- договор с ЗАО "Назымская НГРЭ" от 01.01.2003 г. N122;
- договор с ОАО "Ханты-Мансийская гидрогеологическая партия" от 01.01.2007 N 127;
- договор с ХМСУ от 01.12.1999 г. N 130;
- договор с ХМСУ от 25.12.2012 г. N 130;
- договор с ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой" от 31.01.2010 N 242;
- договор с филиалом "Западно-Сибирский" публичного акционерного общества "Ханты-Мансийский банк Открытие" от 01.01.2009 г. N 387;
- договор с ООО "ЭКО" от 01.09.2009 г. N 398;
- договор с ООО "Мир Вашему Дому" от 01.02.2008 г. N 411;
- договор с АО "Северречфлот" от 01.01.2007 г. N 501;
- договор с ООО "Версо-Монолит" от 20.09.2001 г. N619;
- договор с ООО "Версо-Монолит" от 01.05.2011 г. N619;
- договор с ООО "Строительная - промышленный комбинат" от 01.07.2002 г. N660;
- договор с ЗАО "Юграсудокомплект" от 24.12.2002 г. N 752;
- договор с ООО "ТВ-ЭСТЭЙТ" от 12.08.2003 г. N 796;
- договор с ООО "Северстрой" от 29.10.2003 г. N 801;
- договор с ЗАО "Эльдорадо" от 01.01.2004 г. N 816;
- договор с ООО "Веллнесс-отель "Югорская долина" от 25.01.2005 г. N 907;
- договор с ООО "Актиф Констракшн" от 25.01.2005 N 948;
- договор с ПО "Югорский хлеб" от 01.04.2009 г. N 985;
- договор с ПО "Югорский хлеб" от 01.01.2014 г. N 985;
- договор с ИП Яковлевым О.Б. от 01.04.2008 г. N 987;
- договор с ООО "Объединенные активы" от 01.10.2007 г. N 1108;
- договор с ООО "ЮТК" от 01.01.2010 г. N 1372;
- договор с ООО "ЮграТехноГрупп" от 03.08.2010 N 1437;
- договор с ООО "Спутник" от 10.08.2010 г. N 1438;
- договор с ООО "Квартал" от 06.12.2010 г. N 1461;
- договор с ООО "ОптиМакс" от 01.05.2013 N 1724;
- договор с ООО "РК "Ханты-Мансийский" от 01.01.2014 N1784;
- договор с АО "ГК "Северавтодор" от 19.05.2015 г. N1940;
- договор с АО "ГК "Северавтодор" от 18.06.2015 г. N1948.
Согласно пунктам 6.6 - 6.8 договоров предусмотрены расчеты за потребление и генерацию реактивной энергии, с самостоятельно установленным МП "ГЭС" тарифом на реактивную энергию, равным 8% от тарифа на электрическую энергию.
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС установлено, что в соответствии с положениям подпункта "е" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила), при исполнении договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии потребитель услуг обязан поддерживать на границе балансовой принадлежности значения показателей качества электрической энергии, обусловленные работой его энергопринимающих устройств, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе соблюдать установленные договором значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, определяемые для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств).
Пунктом 16 Правил предусмотрено применение при оплате потребителем услуг по передаче электрической энергии понижающего (в случае отклонения потребителя услуг от установленных договорам значений соотношения потребления активной и реактивной мощности в результате участия в регулировании реактивной мощности по соглашению с сетевой организацией) и повышающего (при нарушении потребителем значений соотношения потребления активной и реактивной мощности) коэффициентов к тарифу на услуги по передаче электрической энергии (в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию).
Данным пунктом правил регламентируются условия применения к потребителю повышающего коэффициента. По факту выявления сетевой организацией нарушений значений соотношения потребления активной и реактивной мощности, на основании показаний приборов учета, составляется акт, который направляется потребителю.
Потребитель электрической энергии в течении 10 рабочих дней с даты получения акта письменно уведомляет о сроке, в течении которого он обеспечит соблюдения установленных характеристик путем самостоятельной установки устройств, обеспечивающих регулирование реактивной мощности, или о невозможности выполнить указанное требование и согласии на применение повышающего коэффициента к стоимости услуг по передаче электрической энергии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
В случае если по истечении 10 рабочих дней уведомление потребителем не направлено, сетевая организация, а также гарантирующий поставщик (энергоснабжающая, энергосбытовая организации) по договору энергоснабжения применяют повышающий коэффициент к тарифу на услуги по передаче электрической энергии (в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию). Повышающий коэффициент применяется до установки соответствующих устройств потребителем услуг, допустившим нарушение значений соотношения потребления активной реактивной мощности.
Расчет повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии применяемых для определения обязательств сторон по договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (договорам энергоснабжения), производится в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 31 августа 2010 г. N 219-э/6.
Таким образом, законодательством не предусмотрено право энергоснабжающих организаций самостоятельно устанавливать тариф на реактивную энергию либо устанавливать повышающий коэффициент произвольной величины.
С учетом изложенного, МП "ГЭС" незаконно установило тариф на реактивную энергию в размере 8% от тарифа на электрическую энергию.
В ходе рассмотрения дела Ответчиком представлены дополнительные соглашения, согласно которым из договоров исключены пункты 6.6 - 6.8.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ответчиком устранены нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях МП "ГЭС", выразившихся в неправомерном установлении тарифа на реактивную энергию, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оснований для прекращения рассмотрения дела, установленных статьей 48 Закона о защите конкуренции не выявлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции, решила:
1. Признать в действиях муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования города Ханты-Мансийск (ИНН 8601005865, КПП 860101001, 628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, д. 21), выразившихся в неправомерном установлении тарифа на реактивную энергию, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание муниципальному предприятию "Городские электрические сети" муниципального образования города Ханты-Мансийск не выдавать, в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Разместить настоящее решение на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 июня 2016 г. N 02-06-026/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016