Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 20 июня 2016 г. N 04-6/2-10-1832ЛП
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2016 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушениях законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти
- Федина А.Э., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-10-2016,
в присутствии <***> и главного редактора Автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Коммунар" (далее - АНО "Редакция газеты "Коммунар"): <***> установила:
В выпуске еженедельной общественно-политической газеты Фировского района "Коммунар" N 38 (4791) от 26.09.2015 на странице 8 размещена реклама следующего содержания:
"Доктор <***>
Прием в г. В.Волочек: ежедневно, кроме чт., сб., воск., с 16.00 до 18.00, по адресу: ул. Советская, д. 5.
Тел.: 8 (48233) 5-66-26. Ванчакова линия, д.9, медцентр "Надежда": понедельник-вторник, с 9.00 до 12.00, тел.: 8 (48233) 5-21-21.
8 и 22 ОКТЯБРЯ
п. Фирово, детская поликлиника, каб. УЗИ
- УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ.
- АКУШЕРСТВО-ГИНЕКОЛОГИЯ: диагностика и лечение.
- ДОПЛЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСУДОВ И 3 Д - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ.
- МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ (нехирургическое) ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ.
- ХИРУРГИЧЕСКОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ГОРМОНЫ И НА ХРОНИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ: хламидии, уреаплазма, вирусные заболевания.".
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете "Коммунар", доступная для обозрения неограниченному кругу лиц, направлена на поддержание интереса к медицинским услугам, то есть является рекламой.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.
Согласно пункту 9 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Одним из объектов рекламирования в данной рекламе являются услуги по медикаментозному (нехирургическому) и хирургическому прерыванию беременности, реклама которых в силу пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе запрещена, то есть реклама размещена с нарушением требований пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Перечень медицинских услуг, подлежащих лицензированию, указан в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, согласно которому подлежат лицензированию такие виды медицинской деятельности как услуги по акушерскому делу, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), указанные в рекламе.
Организация медицинской помощи при прерывании беременности осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка медицинская помощь женщинам в период беременности оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" и (или) "акушерскому делу".
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, реклама о самом рекламодателе в случаях, когда осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено.
В материалах дела имеются представленные ИП <***> документы, из которых следует, что ИП <***> осуществлял медицинскую деятельность (амбулаторно-поликлиническую помощь, в том числе в условиях дневного стационара на дому: акушерство и гинекология) на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития лицензии N 69-01-000007 от 04.11.2004, срок действия которой истек 04.11.2009.
Таким образом, при размещении рекламы медицинских услуг, размещенной в выпуске газеты "Коммунар" N 38 (4791) от 26.09.2015 в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности, нарушены требования пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.
Вышеназванная реклама размещалась на основании заключенного между АНО "Редакция газеты "Коммунар" и Индивидуальным предпринимателем <***> (далее - ИП <***>) договора N 1 на публикацию объявлений от 11.01.2015 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1 договора Заказчик (ИП <***>) обязуется заблаговременно предоставлять Исполнителю (АНО "Редакция газеты "Коммунар") подготовленные тексты объявлений и/или оригинал-макеты.
Согласно пункту 2.2 договора Исполнитель АНО "Редакция газеты "Коммунар") обязуется опубликовать представленные Заказчиком
Оплата за вышеуказанную рекламы производилась ИП <***> безналичным путем, что подтверждено выпиской операций по лицевому счету.
АНО "Редакция газеты "Коммунар" в письме (вх. N 1326 от 07.04.2016) также сообщила, что рекламный модуль был предоставлен рекламодателем - ИП <***>
В письме от 27.05.2016 ИП <***> подтвердил, что текст рекламы предоставил сам. Со стороны редакции газеты "Коммунар" какие-либо замечания относительно самой рекламы не поступили. Услуги частнопрактикующего врача <***> не оказывает, реклама таких услуг не публикуется.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований части 9 статьи 7 Закона о рекламе ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пунктам 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу статьи 3 Закона о рекламе в данном случае рекламодателем рекламы является ИП <***> - продавец товара, лицо, заказавшее размещение рекламы, и определившее объект рекламирования и содержание рекламы; рекламораспространителем является АНО "Редакция газеты "Коммунар", которое осуществило распространение рекламы печатным способом.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 7 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
В рассматриваемом случае рекламораспространитель - АНО "Редакция газеты "Коммунар" не удостоверилась в наличии документов, подтверждающих право на осуществление ИП <***> медицинской деятельности, хотя рекламу о таком виде деятельности распространял.
Таким образом, ИП <***> и АНО "Редакция газеты "Коммунар" несут ответственность за соблюдение требований пунктов 7 и 9 статьи 7 Закона о рекламе в силу прямых требований Закона о рекламе.
Согласно информации АНО "Редакция газеты "Коммунар" все отношения с ИП <***> прекращены, реклама не размещается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу услуг Индивидуального предпринимателя <***> размещенную в еженедельной общественно-политической газете Фировского района "Коммунар" N 38 (4791) от 26.09.2015 на странице 8, поскольку при её размещении и распространении нарушены требования пунктов 7 и 9 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; признать Индивидуального предпринимателя <***> (<***>) и АНО "Редакция газеты "Коммунар" (<***>) нарушившими требования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать Индивидуальному предпринимателю <***> (1<***>) и АНО "Редакция газеты "Коммунар" (<***>) предписание о прекращении нарушения требований пунктов 7 и 9 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела N 04-6/2-10-2016 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.Э. Федина
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 04-6/2-10-2016
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"20" июня 2016 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Федина А.Э., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
на основании решения от 20.06.2016 по делу N 04-6/2-10-2016 и о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, размещенной в еженедельной общественно-политической газете Фировского района "Коммунар" N 38 (4791) от 26.09.2015, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
Индивидуальному предпринимателю <***> (<***>) и АНО "Редакция газеты "Коммунар" (<***>) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: обеспечить соблюдение требований пунктов 7 и 9 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы медицинских услуг в еженедельной общественно-политической газете Фировского района "Коммунар".
Индивидуальному предпринимателю <***> (<***>) и АНО "Редакция газеты "Коммунар" (<***>) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства (два ближайших выпуска газеты "Коммунар", изданных после получения предписания) исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29.07.2016.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.Э. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 20 июня 2016 г. N 04-6/2-10-1832ЛП
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016