Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-89/2016 (опубликовано 21 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_", "_",
в отсутствие представителя заявителя ООО "ВАРС", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии представителя МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа": "_" (доверенность N 1 от 08.06.2016 г.),
рассмотрев жалобу ООО "ВАРС" на действия МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа", при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка (извещение N 31603704374), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. N 4182 от 31.05.2016 г.) от ООО "ВАРС" (460018, г. Оренбург, ул. Самолетная, д.5) (далее-заявитель) на действия МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" (461071, Оренбургская область, с.Михайловка, ул.Ленина, дом.37) (далее-заказчик, ответчик), при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка (извещение N 31603704374).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению.
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организатору торгов Заказчику выставлено требование о приостановлении запроса предложений до рассмотрения указанной жалобы по существу.
Исходя из содержания жалобы следует, что действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика неправомерны.
Представитель ответчика на заседании Комиссии не согласился с доводом жалобы, представил письменное возражение на жалобу и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. N6892 от 02.06.2016 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 ФЗ "О защите конкуренции" 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
27.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ на право заключения договора по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка (извещение N 31603704374).
Согласно ч.1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с п.3.1. Положения о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Михайловская средняя общеобразовательная школа" с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области, утвержденного Наблюдательным советом МАОУ "Михайловская СОШ" 15.08.2014 г. (протокол N 38 от 15.08.2014 г.) (далее - Положение) заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик осуществляет закупку товаров (работ, услуг) способом, который позволяет осуществить закупку товаров (работ, услуг), наиболее полно отвечающих требованиям заказчика.
В п.3.8. Положения указано, что заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если сумма закупки не превышает 5 (пять) миллионов рублей.
Согласно извещению N31603704374 о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с. Михайловка размещенному 27.05.2016 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru начальная (максимальная) цена договора - 1 974 934,00 рублей.
В соответствии с Протоколом N2 от 02.06.2016 г. о результатах закупки способом "Единственный поставщик" на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области Наблюдательный совет МАОУ "Михайловская СОШ" предлагает рассмотреть в качестве поставщика ООО "Константа-Групп" с суммой предложения 1 974 934,00 рублей.
Комиссией установлено, что в Положении не установлен порядок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.1 ст.1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона и отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Комиссия считает, что действия заказчика должны соответствовать указанным целям, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность заказчика по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Из смысла и содержания норм Закона о закупках в отдельности и в их взаимосвязи следует, что заказчиком может быть осуществлена закупка товара, работы, услуги у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупок, при котором заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Проанализировав действия МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" по проведению закупки у единственного поставщика Комиссия усмотрела в данных действиях учреждения признаки несоблюдения норм Закона о закупках.
Комиссия пришла к выводу о том, что учреждением как заказчиком при осуществлении данных действий не обеспечивается единство экономического пространства, не достигается цель своевременного и полного удовлетворения потребностей в услуге с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, не расширяется возможность и не стимулируется участие юридических и физических лиц в закупке рассматриваемой услуги, а также о том, что оспариваемые действия сами по себе не направлены на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Кроме того, в действиях учреждения имеются признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Капитальный ремонт пищеблока в образовательных учреждениях может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации. Доказательств обратного учреждением не представлено.
Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка, к участию в размещении заказа.
При таких обстоятельствах, действия МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" по проведению закупки у единственного поставщика (прямая закупка) не соответствуют требованиям Закона о закупках (ч. 1 ст. 1 Закон о закупках), поскольку не обусловлены ни характером услуги (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком), ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право иных субъектов на участие в конкурентных процедурах).
Вместе с тем, не установление порядка закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в Положении МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" является нарушением ч.3 ст.3 Закона о закупках и основополагающего принципа закупок товаров, работ, услуг, установленного в п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках - информационная открытость закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" не были соблюдены нормы действующего законодательства, а именно, ч.1 ст.1, п.1. ч.1 ст.3, ч.3 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, довод жалобы о том, что действия заказчика по проведению закупки у единственного поставщика неправомерны, является обоснованным.
На основании изложенного, исходя из совокупности выявленного нарушения, Комиссия делает вывод о необходимости аннулирования данной закупки.
В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что согласно п.7.2. Положения о закупках по итогам проведения запроса предложений заказчик вправе заключить договор с участником закупки, признанным победителем в проведении запроса предложений в срок не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня публикации в единой информационной системе протокола итогов запроса предложений.
В рамках дела N 07-16-88/2016 МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" выдано предписание N2 о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов (исх. N7647 от 14.06.2016 г.) в соответствии с которым заказчику - МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" предписано в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания внести изменения в Положение о закупках товаров, работ, услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Михайловская средняя общеобразовательная школа" с.Михайловка Курманаевского района Оренбургской области в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа"выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка (извещение N 31603704374)обоснованной.
2. Заказчику - МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" выдать предписание об аннулировании закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с.Михайловка (извещение N 31603704374)
Председатель Комиссии "_"
Члены комиссии "_"
Предписание по делу N 07-16-89/2016
об аннулировании торгов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_",
руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 14.06.2016 г. по делу N 07-16-89/2016, предписывает:
1. Заказчику - МДОАУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа" в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания аннулировать закупку у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока МАОУ "Михайловская СОШ" с. Михайловка (извещение N 31603704374).
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения предписания, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его выдачи.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.7.2 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-89/2016 (опубликовано 21 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016