Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-92/2016 (опубликовано 21 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии - <_____> членов Комиссии: <_____>
в отсутствие представителя заявителя ООО "Кубань-Гидроспецгеология", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (исх. N307 от 03.06.2016 г.),
в присутствии представителей ответчика ООО "Оренбург Водоканал": <_____>
рассмотрев жалобу ООО "Кубань-Гидроспецгеология" <_____> на действия ООО "Оренбург Водоканал" <_____> при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский для нужд ООО "Оренбург Водоканал" (извещение N31603709496), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (исх. Nб/н от 01.06.2016 г.) ООО "Кубань-Гидроспецгеология" <_____>0) (далее - заявитель) на действия ООО "Оренбург Водоканал" <_____> (далее - заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский для нужд ООО "Оренбург Водоканал" (извещение N31603709496).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N6900 от 02.06.2016 г.).
В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Оренбург Водоканал" выставлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу (исх. N6899 от 02.06.2016 г.).
Информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov.ru.
Из содержания жалобы следует, что ООО "Кубань-Гидроспецгеология" планировало принять участие в запросе предложений по извещению N31603709496 на право заключе-ния договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский для нужд ООО "Оренбург Водоканал". Документация о запросе предложений содержит следующие требования к участ-никам торгов:
- опыт работы с организациями жилищно-коммунального комплекса (отсутствие - не допуск, наличие - допуск),
- выполнение работ аналогичных предмету закупки (по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов) за последние 5 лет (менее 40 объектов - не допуск, более 40 объектов - допуск),
- опыт работы не менее 20 лет с момента регистрации с учётом правопреемственности (отсутствие - не допуск, наличие - допуск),
- наличие кадровых ресурсов организации, квалифицированного в сфере геологии и гидрогеологии персонала, необходимого для проведения работ с требуемым каче-ством (менее 10 человек - не допуск, более 10 человек - допуск),
Заявитель полагает, что требования к участникам запроса предложе-ний в электронной форме, установленные в закупочной документации Приложение 4 "Квалифи-кационные критерии (раздел I) и порядок оценки и сопоставления предложений (раздел II)", ограничивают конкуренцию и препятствуют участию в закупке организаций, не обладающих установленными параметрами, но соответствующих требованиям законодательства РФ, предъ-являемым организациям, осуществляющим заявленные виды работ и просит признать указанные условия незаконными.
Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представив письменные возражения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России (исх. Nб/н от 09.06.2016 г., исх. Nб/н от 10.06.2016 г.).
В связи с необходимостью представления заказчиком торгов обоснования требований, установленных в документации о закупке в разделе I квалификационные критерии, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 10.06.2016 г. до 15 ч. 00 мин.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.9, п.12, п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
27.05.2016 г. на сайте www.zakupki.gov.ru ООО "Оренбург Водоканал" объявило о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский для нужд ООО "Оренбург Водоканал" (извещение N31603709496).
В Приложении 4 к документации о закупке заказчиком указаны квалификационные критерии, которыми должен обладать участник торгов, а также указаны документы, представляемые участником торгов в подтверждение соответствия установленным критериям:
1. Опыт работы с организациями жилищно-коммунального комплекса, подтверждение: предоставление информационного письма за подписью руководителя, заверенного печатью предприятия, перечень договоров с указанием заказчиков и контактной информации, заверенный подписью руководителя и печатью предприятия (при предоставлении - допуск, при отсутствии - не допуск).
Комиссия установила, что данный критерий установлен заказчиком в связи с тем, что проект зоны санитарной охраны разрабатывается в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "3оны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (требования к содержанию проекта ЗСО указаны в приложении). Эксплуатацию водозаборов осуществляют организации жилищно-коммунального комплекса, поставляющие услуги населению. Опыт работы с организациями жилищно-коммунального комплекса поставщику услуг необходим, так как он позволяет составить достоверный проект согласно требований СанПиН 2.1.4.1110-02. Отсутствие такого опыта может привести к получению отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения на проект, а, следовательно, и к нарушению договорных обязательств, в части сроков оказания услуг по указанным торгам.
2. Выполнение работ аналогичных предмету закупки (по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов) за последние 5 лет: предоставление перечня проектов зон санитарной охраны водозаборов, санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО санитарным правилам, с указанием заказчиков, контактной информации кураторов по договорам, с отметкой "собственными силами"/"субподряд", заверенный подписью руководителя и печатью предприятия (при предоставлении проектов на 40 объектов и более - допуск, при предоставлении проектов менее чем на 40 объектов - не допуск).
Комиссией установлено, что данный критерий установлен заказчиком в связи с необходимостью проведения работ по итогам торгов в ускоренном порядке для выполнения в установленные сроки лицензионных соглашений и выполнения требований Предписания N54 ПП-Ц/2 от 15.04.2016 г. об устранении нарушений природоохранного законодательства, выданного ООО "Оренбург Водоканал" министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Организации, не имеющие опыта работ по аналогичному предмету закупки, ставят под сомнение выполнение всего объема работ в установленные в проекте договора сроки, что может повлечь прекращение подачи воды населению в п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский.
3. Опыт работы не менее 20 лет с момента регистрации с учётом правопреемственности: предоставление копии свидетельства о регистрации, заверенная подписью руководителя и печатью (при предоставлении - допуск, при отсутствии - не допуск).
Данный критерий установлен заказчиком в связи с тем, что проекты зон санитарной охраны водозаборов разрабатываются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Текстовая часть указанного проекта должна содержать (п. 1.12.1 указанного СанПиНа): характеристику санитарного состояния источников водоснабжения; анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами; гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике; данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними; данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно - питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов; определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования; правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.
Согласно п.1.12.2 указанного СанПиНа картографический материал должен быть представлен в следующем объеме: ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000; гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения; план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000; план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.
Предприятия геологического и гидрогеологического профиля, работающие на рынке продолжительное время, имеют большой банк фондовой (архивной) информации. К данной информации относятся климатические, гидрологические, геологические гидрогеологические характеристики, которые являются неотъемлемой, составной частью проекта ЗСО. Также указанная информация храниться в Российском Федеральном Геологическом Фонде "Росгеолфонд" и его территориальных фондах. Предприятия с небольшим опытом работы в данной сфере деятельности, не имеющие достаточно обширного банка данных, который аккумулируется за годы деятельности, вынуждены обращаться в территориальные фонды геологической информации, что существенно увеличивает сроки выполнения работ по непосредственному составлению проектов ЗСО.
Таким образом, установление в документации о закупке такого критерия как, опыт работы не менее 20 лет с момента регистрации с учётом правопреемственности, позволяет обеспечить качественное выполнение работ (оказание услуг) в определенный в проекте договора срок.
4. Наличие кадровых ресурсов организации, квалифицированного в сфере геологии и гидрогеологии персонала, необходимого для проведения работ с требуемым качеством: предоставление справки за подписью руководителя, штатное расписание, организационная структура, копии дипломов, квалификационных удостоверений, заверенные подписью руководителя и печатью (при предоставлении сведений на 10 человек и более - допуск, при предоставлении сведений на менее чем 10 человек - не допуск).
Квалификация специалистов-геологов и гидрогеологов подтверждается копиями дипломов, квалификационных удостоверений, а штатное расписание доказывает, что организация имеет в своем штате указанных специалистов. Поскольку для выполнения проектов зон санитарной охраны (3 объекта: в п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский) в установленный в проекте договора срок необходимо достаточное количество квалификационных специалистов, заказчик в документации о закупке и установил данный критерий.
Комиссией установлено, что заказчиком ООО "Оренбург Водоканал" при подготовке указанных торгов был проведен мониторинг организаций, осуществляющих аналогичные работы по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов. Исходя из представленного анализа, на территории Российской Федерации действуют более 10 организаций, подпадающих под требования, установленные в документации о закупке, в том числе на территории Оренбургской области - 3 организации.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Одновременно следует отметить, что на участие в данном конкурсе не было подано ни одной заявки. ООО "Кубань-Гидроспецгеология" заявку на участие в конкурсе не подавало, за разъяснениями к заказчику не обращалось.
Вместе с тем, положения ст.17 Закона о защите конкуренции запрещают при проведении торгов осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно положениям указанных статей Закона о закупках, с учётом положений Закона о защите конкуренции, документация о торгах разрабатывается заказчиком самостоятельно и должна содержать, в т.ч. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, отвечающие потребностям заказчика.
Комиссия установила, что указанные требования заказчика к участникам торгов являются существенными, поскольку устанавливаются с целью обеспечения безопасности населения в п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский и обеспечения подачи воды населению в данных посёлках.
Одновременно следует отметить, что в жалобе ООО "Кубань-Гидроспецгеология" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что требования к участникам запроса предложе-ний в электронной форме, установленные в закупочной документации в Приложении 4, ограничивают конкуренцию и препятствуют им участию в данной закупке, а также заявитель не привел доводов, свидетельствующих о невозможности участия в данной закупке.
Комиссия считает, что установление заказчиком указанных выше требований к участникам запроса предложе-ний в электронной форме в закупочной документации в Приложении 4 в данном случае не приводит или не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки ООО "Оренбург Водоканал" не были нарушены требования действующего законодательства, а именно Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц", Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Кубань-Гидроспецгеология" (исх. Nб/н от 01.06.2016 г.) <_____> на действия ООО "Оренбург Водоканал" <_____> при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектов зон санитарной охраны водозаборов п. Бердянка, п. Каргала, п. Нижнесакмарский для нужд ООО "Оренбург Водоканал" (извещение N31603709496) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <_____>
Члены Комиссии <_____>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-92/2016 (опубликовано 21 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016